Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ ПИЛОТАЖНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА
«КАРТОНЫЧ»

Идея создания данной конструкции радиоуправляемой пилотажной модели самолета возникла после гибели неплохой ARF модели. С одной стороны будущий самолет должен был иметь неплохие летные качества, причем с пилотажным уклоном, с другой - семейные обстоятельства не позволяли уделять ему много времени. Наиболее полно все требования выполнял картонно-пенопластовый вариант конструкции. Не будем скрывать, что при разработке использовались материалы, ранее опубликованные в журнале.

Описание радиоуправляемой модели самолета

Фюзеляж радиоуправляемой модели самолета. В первую очередь размечают выкройку обшивки фюзеляжа. Рекомендуется предварительно потренироваться на ненужном куске гофропласта. Особое внимание обратите на припуск, который необходимо оставлять на «сгиб». Силовые накладки бортов вырезают из авиационной фанеры. Поверхность полипропилена матируют мелкой шкуркой и обезжиривают ацетоном.

Для склеивания используют качественный (не хрупкий!) БФ-2. Затем на эпоксидной смоле устанавливают стрингеры из легкой липы. Силовые шпангоуты так же выпиливают из авиационной фанеры и склеивают эпоксидной смолой. Хвостовые шпангоуты выполняют из плотной бальзы. Сборку фюзеляжа начинают с фиксации обшивки в «прямо-угольном» состоянии. Для этого согнутые швы прогревают миниатюрной газовой горелкой (газовым карандашом). Затем приклеивают шпангоуты, силовые -эпоксидной смолой, хвостовые - БФ-2.

Склейку производят по бортам и верхней панели. Оболочки боуденов протягивают через отверстия в шпангоутах. Из плотной бальзы вырезают оконцовку фюзеляжа, а из авиационной фанеры панель хвостовой стойки шасси. Чтобы при монтаже стойки гофропластик не сминался, в его соты вставляют сосновые рейки подходящего сечения. Все вышеупомянутые детали склеивают на БФ-2. Крышку отсека топливного бака усиливают в месте установки винтов сосновыми рейками.

При разметке обшивки обратите внимание, что крышка с одним из бортов должна составлять одно целое, образуя «дверцу». Узлы крепления крыла фирменные. Чтобы при монтаже винты не сминали полипропилен, в его внешней обшивке прорезают отверстия под головки винтов.

В дальнейшем их заплавляют или заклеивают отделочной пленкой. Фонарь кабины выдавливают из органического стекла. При обработке нижней поверхности оставляют монтажные «усы». После установки на фюзеляж их оплавляют паяльником. В качестве клея используют силиконовый герметик.

Крыло радиоуправляемой модели самолета. Для заготовок консолей используют упаковочный пенопласт. Допустимо использовать и качественный строительный пенопласт. Основные условия при его отборе - отсутствие посторонних включений, промежутков между гранулами и минимальная плотность (рекомендуется менее 0,02 г/см3). Большинство клеевых швов выполняют БФ-2, отдельные силовые детали фиксируют эпоксидной смолой.

Изготовление пенопластовых блоков начинают с изготовления корневого и концевого шаблонов. Их вырезают из дюралюминиевой или стеклотекстолитовой пластины толщиной 2-2,5 мм с припуском 0,5 мм. Он служит для компенсации зазора между режущей струной и пенопластом, образующегося вследствие его оплавления. Резка заготовок консолей - работа не сложная, но требует хорошего навыка.

Рекомендуется выполнять ее с помощником, предварительно потренировавшись на ненужном куске. Периметр шаблонов размечают на равные участки. Для данного профиля длина отрезка корневого шаблона больше длины отрезка концевого в 1,5 раза. В процессе движения струны стараются, чтобы прохождение базовых точек было синхронизировано.

Движения резака плавные, без остановок и ускорений. Скорость резки зависит от плотности материала, толщины спирали и ее температуры. Не соблюдение этих условий вызовет прогиб спирали в средней части, то есть она будет отставать от концевых участков. Как следствие - образование «горба» на заготовке. Острым ножом отрезают технологические наплывы в месте расположения передней и задней кромок, а полотном по металлу выполняют пазы под полки и стенку лонжерона.

Желательно, чтобы полотно имело мелкие зубья и при работе не вырывало из пенопласта отдельные куски (шарики). При некотором навыке, при помощи деревянных линеек, данную операцию можно проделать и термолобзиком. Полки лонжерона выстругивают из качественной мелкослойной сосны. Стенка комбинированная, из авиационной фанеры и плотной бальзы.

В корневую часть устанавливают вставку из легкой липы. Силовые полунервюры переклеивают из авиационной фанеры. Для монтажа стоек шасси к ним привинчивают (приклепывают) пластины из жесткого алюминия (Д16Т). Кромки вырезают из плотной бальзы и профилируют с припуском по 0,5 мм. Окончательную обработку проводят после установки, «по месту». При разметке заготовок полок и кромок не забудьте оставить припуск на стык типа «ус».

Для точной сборки лонжерона необходимо выполнить эскиз в масштабе 1:1. Все клеевые швы выполняют на жидкой эпоксидной смоле. На готовый лонжерон устанавливают панель шасси. После чего части лонжерона временно устанавливают в пазы консолей и проверяют на отсутствие круток и перекосов. При необходимости детали подгоняют.

Вклейку лонжерона проводят эпоксидной смолой, кромки приклеивают на БФ-2. Законцовки вырезают из легкой бальзы. Окончательную обработку производят мелкой шкуркой после установки на торцах консолей крыла. Оклейку крыла шпоном начинают с раскройки и подгонки отдельных листов. Особое внимание уделите стыку панелей в корневой части крыла.

Замечание: при отборе листов, старайтесь подобрать материал минимальной плотности и однородной структуры. Последний параметр легко контролировать «на просвет». Место контакта с лонжероном (внутреннюю сторону панели) оклеивают полоской стеклоткани 0,05 мм шириной не более 40 мм.

На пенопластовый блок и лист бальзы тампоном или кистью наносят тонкий слой клея БФ-2 в виде полос с шагом 60-70 мм и шириной 15-20 мм и сушат до «отлипа». Такие же полосы делают около передней и задней кромок. Затем наносят второй слой и слегка подсушивают. На передней торец бальзовой выкройки и заднюю кромку наносят слой густого цианоакрилатного клея.

Но будьте осторожны - основа клея растворяет пенопласт. Лист обшивки приклеивают к передней кромке, далее огибают поверхность блока, слегка подтягивая, и приклеивают к задней кромке. Теплым утюгом (регулятор в положении Шелк-1) аккуратно прогревают клеевые швы, завершая монтаж обшивки. При работе с утюгом убедитесь в исправности регулятора температуры.

Помните, что хоть бальза и обладает хорошей термоизоляцией, для пенопласта температура выше 120°С опасна. Примечание. Вместо клея БФ-2 можно использовать строительный «Момент» (он похож на ПВА-эмульсию). Для другого клея операция с подогревом клеевых соединений утюгом отпадает. В принципе, данная операция не сложна, но требует некоторого навыка.

Поэтому рекомендуется потренироваться на ненужном куске пенопласта, имитирующего поверхность крыла. Отсек рулевых машинок оклеивают бальзой толщиной 1,5 мм. Сами машинки устанавливают на панели, склеенные из легкой «белой» фанеры. Места стыка панелей обшивки в центре крыла и установки лонжерона усиливают полоской стеклоткани 0,05 мм шириной около 50 мм.

После сушки и шлифовки, наклеивают второй слой ткани шириной 100 мм. В месте установки штырей крепления крыла накладывают дополнительный слой стеклоткани. Для элеронов подбирают пластины бальзы средней плотности. Заготовки обрабатывают до необходимой формы. В месте установки кабанчиков делают пазы и вклеивают пластины из миллиметровой фанеры.

Хвостовое оперение радиоуправляемой модели самолета. Детали хвостового оперения вырезают из легкой бальзы толщиной 10 мм. Заготовки профилируют согласно контурам, показанным на чертеже, а на заднюю кромку стабилизатора циакрином подклеивают усиливающую липовую рейку сечением 2x10 мм. Законцовки вырезают из легкой липы, приклеивают эпоксидной смолой и доводят контуры «по месту».

Затем детали грунтуют нитроклеем и, после сушки и шлифовки, оклеивают стеклотканью толщиной 0,03 мм на паркетном лаке. В рули высоты и в руль поворота, вклеивают тонкостенные алюминиевые трубки или штыри из плотного дерева. В последнем случае концы скоб рекомендуется расплющить. Стабилизатор и киль вклеивают в фюзеляж эпоксидной смолой. Место нанесения клея на поверхности стеклоткани обрабатывает мелкой шкуркой, и тщательно обезжиривают ацетоном.

Шасси радиоуправляемой модели самолета. Основные стойки выпиливают из алюминиевой пластины толщиной 2,5 мм. Для крепления колес используют стальные самодельные оси 04 мм. Допустимо использовать винты М4. Колеса фирмы Robbe, легкой серии. Узел хвостового колеса взят из фирменного набора. Его устанавливают в вырезе внешнего слоя гофропластиковой обшивки на четырех шурупах.

Сборка и отделка радиоуправляемой модели самолета

Отсеки двигателя, топливного бака и рулевых машинок покрывают двумя слоями паркетного лака с промежуточной сушкой «до отлипа». На ложемент крыла необходимо наклеить полоску вспененной резины. Для этой цели удобно использовать импортный уплотнитель для окон, предварительно подобрав его толщину.

Установив крыло на фюзеляж, размечают отверстия в панели под капроновые винты Мб, а на передней кромке отверстия под силовые штыри. Крыло и хвостовое оперение оклеивают термоклеющейся пленкой типа «MonoCote» или ей подобной. Детали отделки небольшого размера и полосы выполняют из самоклеющейся пленки типа «Оракал».

Фюзеляж модели после матирования поверхности мелкой шкуркой можно окрасить автомобильными эмалями воздушной сушки аэрографом или мягкой кистью. Рули высоты, поворота и элероны устанавливают на пластмассовых петлях после полной отделки модели.

Винтомоторная группа радиоуправляемой модели самолета. На модели устанавливают двигатель объемом 7,5-9,5 см3, например МДС 58КУ. Моторама пластиковая, Российского производства. Ее устанавливают на шпангоут №2 с помощью четырех винтов М4. С головок напильником снимают фаски, чтобы исключить вращение в процессе затяжки.

Сами винты вклеены в шпангоут и дополнительно зафиксированы гайками. Отклонение двигателя осуществляют с помощью разрезанных шайб различной толщины. Эту операцию делают следующим образом. Накидным гаечным ключом ослабляют крепление моторамы, отверткой аккуратно отодвигают ее от шпангоута и в образовавшийся зазор, на винт, одевают шайбу.

Затем затягивают гайки крепления моторамы. Фирменный топливный бак объемом 350 мл устанавливают в отсек и изолируют от деталей фюзеляжа поролоном. Толщину изоляции подбирают таким образом, чтобы плоскость бака совпадала с плоскостью жиклера.

В то же время необходимо полностью исключить возможность перемещения бака под воздействием полетных перегрузок. Топливные трубки из силикона, применение трубок из других материалов нежелательно. На двигатель устанавливают воздушный винт фирмы АРС или «Мастер» размером 280x180 мм или 300x150 мм. Кок пластмассовый, фирменный.

(Автор: И. Лучный г. Чехов, источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемого пилотажного самолета

Конструкция фюзеляжа радиоуправляемого пилотажного самолета

Конструкция крыла радиоуправляемого пилотажного самолета