Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА «ПИРАНЬЯ-2»

Представленную радиоуправляемую модель самолета можно условно отнести к спортивно-тренировочным. Эта радиоуправляемая модель рекомендуется для поклонников активного стиля полетов и тренировок спортсменов в классе F3A.

Конструкция радиоуправляемого самолета Пиранья-2

Фюзеляж радиоуправляемой модели самолета. Боковые панели склеены из бальзовых листов средней (0,1-0,13 г/см3) плотности. Стык располагают в хвостовой части под углом 45° к оси модели. Силовую накладку выпиливают из авиационной фанеры толщиной 1 мм (здесь и далее: лучше использовать фанеру фирмы ГРАУПНЕР толщиной 0,8 мм). Затем носовую часть панели с внутренней стороны грунтуют жидким нитролаком. Сборку проводят на жидкой эпоксидной смоле (типа КДА).

Высушив заготовки боковин, их совместно обрабатывают. Стрингеры, накладки хвостовой части и ложемента крыла вырезают из плотной бальзы (0,15-0,2 г/см3). Стрингеры в носовой части - из липовых реек. Финальную сборку боковых панелей проводят на густом цианоакрилатном клее. Шпангоут №1 выпиливают из переклея фанеры 2 мм.

В точке установки резьбовой втулки необходимо приклеить дополнительную накладку. Шпангоут №2 склеен из пяти слоев фанеры 1 мм (шесть для фанеры 0,8 мм). «Сердцевину» (по крайней мере, в точке вывода топливных трубок) рекомендуется заполнить легкой бальзой. Для изготовления шпангоутов от №3 по №5 была использована фанера 2 мм.

Отверстия для установочных штырей крыла усилены накладками из того же материала. Шпангоуты хвостовой части фюзеляжа вырезают из бальзы средней плотности. Эту операцию рекомендуется делать после частичной сборки, когда появляется возможность выяснить их точные геометрические посадочные размеры. Панели крепления крыла и стоек шасси радиоуправляемой модели выпиливают из качественной строительной фанеры.

После предварительной обработки контуров, в них на смоле запрессовывают алюминиевые грибки с резьбой М6 для винтов крепления крыла и М4 для крепления стоек шасси. Предварительную сборку фюзеляжа начинают с установки на одну из его боковин шпангоутов №2 по №5. Для экономии времени применяют импортную 30-минутную эпоксидную смолу.

Установив в пазы панели крепления крыла и стоек шасси, все швы промазывают смолой и накладывают другую боковину фюзеляжа. После ее полимеризации сводят носовую и хвостовую части. Шпангоуты №6x8 фиксируют жидким циакрином, густо «проливая» швы. В качестве тяг управления на прототипе были использованы боудены фирмы ГРАУПНЕР для крупногабаритных моделей. Их оболочки «протаскивают» через отверстия в шпангоутах и приклеивают «Моментом» или БФ-2.

Верхнюю панель фюзеляжа радиоуправляемой модели вырезают из легкой (не более 0,11 г/см3) бальзы. Внешнюю сторону обрабатывают с небольшим припуском, а внутреннюю «облегчают» долблением полукруглой стаместкой-штихелем нескольких выемок. Если в хвостовой части эта работа чисто формальная (много веса не выиграешь), то в отсеках №2 и №3 в полученном объеме размещают аккумуляторы и рулевые машинки.

При разметке расположения элементов аппаратуры, это следует учитывать. Нижнюю панель выкраивают из бальзы средней плотности, крышку отсека топливного бака - из плотной. Монтаж деталей производят на густом цианоакрилатном клее. Фальшкиль склеен из плотной бальзы и липы. Для надежности при установке используют «язык» из миллиметровой фанеры.

Сверху его вставляют в хвостовую бобышку фюзеляжа, а снизу -в липовую часть фальшкиля. После шлифовки и грунтовки одним слоем жидкого нитролака, внешнюю поверхность фюзеляжа оклеивают качественной стеклотканью 0,03 мм на двухкомпонентном паркетном лаке. На последнем этапе мелкой шкуркой окончательно доводят поверхность для сглаживания стыков и неровностей структуры ткани.

Крыло радиоуправляемой модели самолета. Для сборки крыла применяют цианоакрилатный клей различной густоты, а в узлах, испытывающих высокие нагрузки - эпоксидную смолу. Нервюры вырезают из бальзы средней плотности по картонным шаблонам. Корневые нервюры вырезают из плотной бальзы.

Для кабеля рулевой машинки в нервюре №2 необходимо сделать отверстие, в которое, после сборки консоли, вставляют бумажную трубку - канал кабеля сервомашинки. Полки лонжерона модели самолета изготавливают из высококачественной (мелкослойной и несмолистой) сосны. Острым рубанком им придают необходимое сечение.

При разметке оставляют не менее 30 мм для стыка типа «ус». Стенку лонжерона центральной части крыла склеивают из авиационной фанеры толщиной 1,5 мм и плотной бальзы толщиной 5 мм. После сушки клея полки и корневую стенку собирают в единый узел. Внешнюю часть передней кромки и заднюю кромку радиоуправляемой модели выполняют из плотной бальзы.

Внутреннюю часть передней кромки - из рейки легкой бальзы. Их склейку производят на стапеле. Место стыка усиливают накладкой из плотной бальзы и фанерной пластиной. Затем производят разметку деталей и прорезают пазы под нервюры и петли навески элеронов. Законцовки крыла вырезают из бальзы средней плотности и профилируют с припуском 0,5 мм.

Для предохранения детали от повреждений устанавливают дугообразный костыль. Для его монтажа в законцовку вклеивают штыри из твердого дерева. Окончательную обработку детали производят после установки на крыло. Рулевые машинки привода элеронов на этой радиоуправляемой модели самолета устанавливают на фанерную панель, которую вклеивают в пазы нервюры №3 и стенки лонжерона.

Сборку крыла проводят на стапеле. Нервюры надевают на полки лонжерона, устраняют перекосы, и устанавливают кромки. Надежно зафиксировав детали монтажными булавками, на соединения наносят жидкий циакрин. После сушки клея, длинной шкурилкой подравнивают торцевые поверхности нервюр и кромок. Для обшивки крыла используют листы легкой бальзы.

Оклейку начинают с нижней поверхности на цианоакрилатном клее. Панель фиксируют на каркасе и «проливают» швы жидким клеем. Верхнюю часть крыла приклеивают на эпоксидной смоле. Допустимо использовать густой цианоакрилатный клей, но работа с ним требует определенного навыка. На каркас крыла наносят клей и устанавливают панель.

Ее надежно фиксируют до полной полимеризации. «По месту» размечают и подгоняют фанерные накладки. Элероны вырезают из легкой бальзы. Ножом и шкуркой им придают трапециевидное сечение. В месте установки кабанчика делают паз и вклеивают фанерную пластину. Затем детали грунтуют нитроклеем и оклеивают стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке.

Временно установив элероны, размечают и вклеивают хвостовую часть «центроплана» из плотной бальзы. Место корневого стыка панелей усиливают полоской стеклоткани толщиной 0,03 мм и шириной 50 мм. Через 40-60 минут наклеивают вторую «полоску» шириной 300 мм. Для точной разметки отверстий под винты крепления крыла применяют острозаточенные шпильки М6.

После установки крыла подгоняют и вклеивают нижние панели из бальзы средней плотности. Торцевые панели выпиливают из фанеры. По размеру головки винтов сверлят отверстия и вставляют бумажные трубки. Штыри для установки крыла модели выполняют из алюминиевых трубок. Разметку точек их установки производят через отверстие в шпангоуте №3.

Хвостовое оперение радиоуправляемой модели самолета. Для сборки стабилизатора используют цианоакрилатный клей, средний для каркаса и густой для обшивки. Внешние кромки вырезают из плотной бальзы, внутренние технологические кромки - из легкой, после чего детали профилируют. Пазы под нервюры глубиной 1-1,5 мм выполняют ножовочным полотном.

Для обшивки используют бальзу средней плотности толщиной 1 мм. П-образная скоба, соединяющая рули высоты, согнута из проволоки ОВС диаметром 2,5 мм. Для ее монтажа необходимо вклеить алюминиевые трубки. Предварительно их (трубки) необходимо «обстучать», что бы убрать все зазоры. Киль и фальшкиль модели самолета вырезают из легкой бальзы.

Переднюю кромку закругляют, а в задней прорезают пазы под петли. После окончательной обработки киль грунтуют и оклеивают стеклотканью. Технология изготовления рулей аналогична элеронам. Места установки трубок дополнительно усиливаются полосками стеклоткани.

Шасси радиоуправляемой модели самолета. Основные стойки выпиливают из жесткого дюралюминия. Для их установки применяют винты М4. Колеса легкой серии установлены на двух стальных шпильках диаметром 5 мм. Распорные втулки - из стальной трубки 06x0,5 мм.

Обтекатели выклеивают на пенопластовых болванах из 3 слоев стеклоткани 0,1 мм. Хвостовая стойка выполнена из проволоки ОВС. Петли сгибают из жести 0,25 мм на оправке из той же проволоки. Упорную панель устанавливают на двух шурупах и смоле. Колесо легкой серии фиксируют упорными втулками.

Винтомоторная группа радиоуправляемой модели самолета. На модели установлен двигатель OS MAX 91 FX. Подача топлива осуществляется под давлением из глушителя. Пластиковая моторама установлена на шпангоуте №2 с помощью четырех винтов М4. Сами винты вклеены в шпангоут и дополнительно зафиксированы гайками. Регулировку положения двигателя на модели самолета осуществляют с помощью разрезанных (U-образных) шайб различной толщины.

Фирменный топливный бак объемом 350 мл устанавливают в отсек через отверстие в нижней части фюзеляжа. Это следует учитывать при разметке панели шасси. Для фиксации и виброизоляции бака от деталей фюзеляжа используют листы пенорезины и поролона. Толщину деталей подбирают так, чтобы ось питающей трубки бака совпадала с осью жиклера карбюратора. На двигатель устанавливают воздушный винт АРС размером 320x180 мм. Окончательные параметры пропеллера уточняют по результатам предварительных полетов.

Сборка и отделка радиоуправляемой модели самолета Пиранья-2

Перед установкой стабилизатора и киля, необходимо тщательно проконтролировать их положение относительно оси и вертикальной плоскости модели. При необходимости, подгоняют посадочные места. На стык стабилизатора и киля с фюзеляжем необходимо приклеить треугольные рейки из легкой бальзы для оформления зализа. На ложемент крыла наклеивают полоску микропористой резины.

Отсеки двигателя и топливного бака обязательно покрывают двумя слоями двухкомпонентного паркетного лака. Радиоуправляемую модель самолета окрашивают автомобильными эмалями «холодной» сушки. Предварительно поверхность обрабатывают мелкой шкуркой. Эмблемы, надписи и полосы выполнены из самоклеящейся пленки. Рули и элероны устанавливают на пластиковых петлях, которые фиксируют эпоксидной смолой.

Расходы рулей каждый пилот устанавливает сам, ориентируясь на свой предыдущий опыт пилотирования спортивных радиомоделей. Для первоначальных установок можно взять значения из источников, описывающих аналогичные параметры у моделей спортсменов международного класса, к примеру Х.Преттнера «Мэджик» или В.Матта «Сапфир».

(Источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемой модели самолета Пиранья - 2

Конструкция фюзеляжа радиоуправляемой модели самолета Пиранья - 2

Конструкция крыла радиоуправляемой модели самолета Пиранья - 2