Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ТРЕНИРОВОЧНАЯ МОДЕЛЬ РАДИО САМОЛЕТА УНИВЕРСАЛА

Как сделать радио самолет. Многие авиамоделисты, начинающие свой путь в области радиоуправляемых моделей, для получения первоначальных навыков, используют специализированные учебно-тренировочные самолеты. После 20-30 полетов, как правило, такой тренер становится малоинтересным и, в лучшем случае, дарится или продается.

А у новоявленного пилота появляется животрепещущая проблема, связанная с постройкой или покупкой новой модели. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев не стоит спешить избавляться от модели начального обучения, а лишь немного модернизировать ее. Если внимательно присмотреться к очертаниям типового тренировочного самолета, то станет видно, что основное отличие между начальным учебным и развлекательно-тренировочным (разумеется, такое деление весьма условно) самолетами состоит в конструкции крыла.

Заменив его, можно спокойно «отлетать» сезон, укрепляя и наращивая свои пилотажные навыки, параллельно готовя на будущее более серьезный аппарат. Такой способ пригодится и тем, кто приобрел базовую основу пилотирования, пользуясь компьютерным симулятором. В этом материале как раз подробно рассмотрена возможная модификация учебного радио самолета.

Описание тренировочного радио самолета

Фюзеляж радио самолета. Заготовки боковых панелей вырезают по контуру острым ножом из пластин бальзы (0,1-0,12 г/см3). Накладки усиления выполняют из тонкой фанеры и приклеивают к бальзовым панелям эпоксидной смолой. Чтобы уменьшить степень пропитки пористой поверхности бальзы тяжелым клеем, рекомендуется предварительно загрунтовать бальзу одним слоем жидкого нитролака. После полимеризации, обе детали совместно обрабатывают, чтобы их контуры стали абсолютно идентичными.

Особое внимание обратите на точность изготовления отверстий под «шип» для второго и третьего шпангоутов, а также ложемента крыла и паза под стабилизатор. Первый шпангоут выпиливают из фанеры толщиной 3 мм. Для изготовления второго шпангоута используют качественную фанеру толщиной 6 мм. Шпангоут №3 выпиливают из авиационной фанеры толщиной 3 мм. В нижней части, к нему эпоксидной смолой, приклеивают накладку из аналогичной фанеры. Остальные шпангоуты выполняют после предварительной сборки фюзеляжа, из легкой фанеры толщиной 3 мм.

Ее источником служат импортные ящики для фруктов. Этот материал имеет белый или бело-желтый цвет и значительно легче (средняя плотность 0,43 г/см3) березовой фанеры. Иногда его условно называют «осиновой фанерой». Изготовление хвостовой бобышки имеет свои особенности. Сначала в заготовке сверлят (желательно на станке) отверстие 04 мм. Затем эпоксидной смолой вклеивают алюминиевую трубку, и, дождавшись полимеризации, обрабатывают деталь по контуру.

Панель крепления крыла выпиливают из переклея двух слоев авиационной фанеры толщиной 3 мм. Отверстия с резьбой М5 под капроновые винты выполняют после сборки крыла, используя его как кондуктор. Панель приклеивают к шпангоуту №4 эпоксидной смолой. Панель основной стойки шасси выпиливают из переклея фанеры толщиной 3 мм. Верхняя часть имеет «шип» для фиксации в фюзеляже. Монтаж детали не шпангоут №3 производят эпоксидной смолой. Замечание. При заготовке материала могут возникнуть трудности с приобретением авиационной фанеры толщиной 3 мм. Заменить ее можно переклеем из фанеры толщиной 1,5 или 1 мм.

Панель рулевых машинок склеивают из двух слоев легкой «белой» фанеры. Сборку фюзеляжа начинают с монтажа накладок на боковые панели фюзеляжа. Для этой цели используют цианоакрилатный клей средней густоты. Затем на одну из панелей приклеивают шпангоуты №2, №3 и №4. В процессе полимеризации смолы необходимо постоянно контролировать перпендикулярность их плоскостей и плоскости боковины, например, чертежным угольником. После установки другой панели и сушки клея, соединяют носовую (устанавливают шпангоут №1) и хвостовую части.

Эту операцию выполняют на эскизе вида сверху, выполненном в масштабе 1:1, и закрепленном на ровной поверхности. Это позволит проконтролировать правильное осевое совмещение носовой и хвостовой части. После уточнения размеров, вырезают шпангоуты №5 и №6. При монтаже постарайтесь, чтобы они встали на место с небольшим натягом. Затем швы проливают цианоакрилатным клеем средней густоты. После сушки и обработки шкуркой, фюзеляж прикладывают к листу бальзы и размечают предварительные контуры верхней и нижней панели фюзеляжа. Крышку отсека топливного бака изготавливают из легкой фанеры.

Монтаж готовых деталей производят на эпоксидной смоле. Замечание. Перед установкой верхней панели фюзеляжа не забудьте вставить тяги рулей и проверить их работу. Дождавшись полимеризации смолы, поверхность обрабатывают мелкой шкуркой, скругляют грани и подготавливают к обтяжке. Имитацию фонаря кабины вырезают из пенопласта и оклеивают тонкой стеклотканью на смоле. Готовую деталь подгоняют к готовому фюзеляжу и приклеивают эмульсией ПВА.

Крыло радио самолета, вариант №1. В первую очередь рассмотрим конструкцию «тренировочного» крыла, позволяющего значительно продлить время полетов на модели, за счет приобретения более пилотажных свойств. Из фанеры или алюминия необходимо вырезать корневой и концевой шаблоны нервюр. Для типовых нервюр используют бальзу средней плотности, а для корневых - легкую фанеру. Законцовки и центральную «нервюру» вырезают из пластины плотной бальзы. Длинными винтами или шпильками заготовки стягивают в пакет и обрабатывают.

Затем пакет разбирают и для удобства сборки детали нумеруют. Детали №2 и №3 разрезают по толщине корневой стенки, а №1 -согласно чертежу. Их вклеивают после стыковки консолей. Кромки крыла радио самолета врезают из плотной бальзы. В первую очередь делают стык типа «ус». Его длина не менее 20 мм. Затем, согласно чертежу, в деталях прорезают пазы под нервюры и петли. Полки лонжерона выстругивают (или выпиливают с последующей шлифовкой) из качественной мелкослойной сосны.

Аналогично кромкам делают стык и разметку положения нервюр. Стенку лонжерона в центральной части крыла вырезают из плотной бальзы толщиной 5 мм (волокна - вдоль крыла) и фанеры толщиной 1 мм. Склейку проводят смолой (бальза предварительно грунтуется жидким нитролаком) или густым цианоакрилатным клеем. Консоли крыла собирают на простейшем стапеле, фиксируя детали набора резиновыми кольцами и булавками. Устранив все перекосы и крутки, проливают швы жидким цианоакрилатным клеем.

Подгоняют и вклеивают детали стенки лонжерона. Из плотной бальзы с припуском в 0,5-1 мм вырезают бобышку под штыри крепления крыла. Ее, а так же рейки для крепления сервомашинки элеронов приклеивают эпоксидной смолой. После отверждения клея, каркас ошкуривают мелкой шкуркой, наклеенной на длинный (немногим более полуразмаха крыла) брусок. Особое внимание обратите подгонке лобиков нервюр. Внутреннюю часть каркаса радио самолета покрывают слоем паркетного лака. Эта операция снизит вероятность пропитки деталей конструкции продуктами выхлопа двигателя при случайной поломке консоли. Обшивку крыла бальзой начинают с верхней части.

Сборка ведется на густом цианакрилатным клее. Лист обшивки подгоняется к передней кромке и приклеивается. На время сушки детали фиксируются булавками. Затем наносят клей на нервюры и лонжерон и полностью приклеивают лист бальзы к каркасу. Фиксацию так же осуществляют булавками и резиновыми кольцами. По той же технологии обшивается нижняя и центральная части крыла. Затем приклеивают полки нервюр. После установки привода элеронов вклеивают профилированный брусок, который служит хвостовой частью «центроплана». Данную операцию выполняйте очень аккуратно, так как попавшая в привод смола заклинит узел.

В последнюю очередь в передней и задней части центроплана приклеивают накладки и сверлят отверстия для винтов М5. Центральную часть крыла радио самолета можно оклеить стеклотканью толщиной 0,03 мм на паркетном лаке. Собранное крыло обрабатывают мелкой шкуркой, наклеенной на брусок. Крыло обтягивают термоклеящейся пленкой с последующей отделкой. Для более надежной фиксации обшивки на бальзе, места, где она «приваривается» к каркасу, рекомендуется покрыть поверхность слоем жидкого нитроклея. Материалом для изготовления элеронов радио самолета служит бальза.

В корневой части каждого элерона рекомендуется вклеить вставку из плотного дерева. Отверстия под петли выполняют в одной плоскости, в противном случае добиться легкого хода при отклонениях будет невозможно. Перед монтажом с крылом, элероны оклеивают стеклотканью 0,03 мм и окрашивают или оклеивают пленкой

Крыло радио самолета, вариант №2. По конструкции учебное крыло значительно проще. Прямоугольная форма в плане облегчает изготовление и подгонку пакета нервюр, а плосковыпуклый профиль - сборку всего крыла в целом. Что касается преимуществ такого профиля с точки зрения аэродинамики, то для начальной учебной модели плосковыпуклые профили полностью оправдывают свои характеристики. Так как обе конструкции крыла во многом похожи, есть смысл остановиться только на особенностях изготовления. Основной пакет нервюр изготавливают из бальзы толщиной 3 мм.

Допустимо использовать фанеру толщиной 1 -1,5 мм, но у таких деталей будет малая площадь контакта с пленочной обшивкой и возможны локальные отрывы при эксплуатации самолета. Для передней и задней кромок подбирают качественные рейки из легкой липы. После сборки консолей необходимо заполнить лобик легким упаковочным пенопластом. Заготовки вырезают с припуском 1-2 мм и вставляют в отсеки. В качестве клея можно порекомендовать применить канцелярский казеиновый состав или столярный. После сушки длинным бруском со шкуркой доводят форму лобика заподлицо с носовой частью нервюр.

Состыковав консоли, лобик центроплана заполняют более плотным пенопластом (например, тот же упаковочный, но с мелкими шариками). Для обшивки центроплана радио самолета используют тонкий кедровый шпон. Следует отметить, что в отличие от первого варианта деталь не имеет стыка по оси крыла. Так как оклеить криволинейную поверхность одной пластиной практически невозможно, то необходимо сделать разрезы вдоль крыла. Их количество зависит от «мягкости» материала. В последнюю очередь лобик крыла оклеивается тонкой писчей бумагой на жидком ПВА. Для улучшения натяжения можно воспользоваться феном для сушки волос.

Крыло обтягивают лавсановой пленкой и отделывают флуоресцентной термоклеящейся пленкой. Последнюю используют для оклейки четырех концевых секций верхней поверхности консолей для хорошего контроля за моделью в полете. Замечание. Заменить кедровый шпон в зашивке центроплана можно полоской стеклоткани 0,15 мм пропитанной эпоксидной смолой.

Хвостовое оперение радио самолета. Для изготовления деталей хвостового оперения используют среднюю или плотную бальзу (0,12-0,16 г/см3) толщиной 8 мм. Кромки стабилизатора радио самолета окантовывают липовыми рейками на густом циакрине. Заготовки профилируют согласно чертежу и оклеивают стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке.

Такая технология сочетает в себе достаточно малый вес при хорошей прочности, а так же прекрасную устойчивость к воздействию продуктов выхлопа двигателя. Оклеивается стабилизатор и киль термоклеящейся пленкой. Рули вырезаются из бальзовых пластин и соответственно профилируются. В местах заделки осей привода рулей высоты и поворота, как и в элероны, рекомендуется вклеить вставки из более плотного дерева. Обтяжка рулей из пленки или покраска метанолостойкими эмалями.

Винтомоторная группа радио самолета. На модель устанавливался мотор SuperTigre G34. Подача топлива осуществляется под давлением из модернизированного глушителя. Однако данные двигатели практически исчезли с прилавков магазинов. Из ныне существующих в продаже образцов можно уверенно рекомендовать чешский MVVS, и отечественный МДС соответствующей кубатуры. Фирменный топливный бак объемом 220 мл заворачивают в лист пенорезины или поролона и устанавливают на модель.

Необходимо обеспечить полную изоляцию стенок бака от деталей фюзеляжа. Желательно чтобы ось питающей трубки совпадала с осью жиклера двигателя. Так же можно использовать самодельный топливный бак. Его изготавливают из пластиковой емкости подходящего объема. При сборке используют фирменные штуцеры или делают из медной или латунной трубки ШЗ мм.

На ней нарезается резьба МЗ под крепежные гайки. Основная трудность заключается в подборе веса и формы грузика, а также эластичности питающей трубки внутри бака. Они должны обеспечить гарантированный забор топлива при любом положении модели в воздухе. Герметизация вывода трубок и крышки, если необходимо, осуществляется силиконовым герметиком типа «Гермесил».

Шасси радио самолета. Основные стойки выпиливают из дюралюминиевой пластины. В альтернативном варианте можно использовать и стальную закаленную проволоку 04 мм. Подобрать необходимую амортизационную жесткость стоек можно путем изменения длины между фюзеляжем и колесом Однако при посадке на неровную поверхность поля пластинчатые стойки могут вывернуть панель шасси из фюзеляжа. Страховкой служит тросик, который одним концом крепится за нижние болты моторамы, а другим - за стойки около каждого колеса.

В точке касания тросика со шпангоутом закрепляют полоску жести 0,25 мм. Устанавливаются колеса фирмы «Термик». Осью служат винты М4, которые крепятся к стойкам двумя гайками. Хвостовую стойку сгибают из проволоки ОВС. Со стороны нижней поверхности фюзеляжа припаивают упорную шайбу.

Сборка и отделка тренировочной модели радио самолета

Перед вклейкой стабилизатора, тщательно проконтролируйте его перпендикулярное положение относительно оси к вертикальной плоскости модели. Даже небольшое отклонение может привести к ухудшению летных характеристик. Сборка ведется на эпоксидной смоле, место нанесения клея на поверхности стеклоткани тщательно обезжиривается ацетоном. В месте сопряжения крыла и фюзеляжа радио самолета необходимо наклеить полоски из тонкой микропористой резины.

Можно использовать и строительный уплотнитель для окон, соответствующей толщины. Временно установите все рули и проверьте легкость хода всего управления. При тугом ходе, выявите причину и устраните ее. Петли вклеивают эпоксидной смолой или густым циакрином. Старайтесь, чтобы связующее не попало в подвижные соединения. Для страховки смажьте оси небольшим количеством машинного масла. После сборки проверьте и, при необходимости, скорректируйте положение ЦТ, перемещая аккумулятор и блок рулевых машинок. Первые полеты лучше начинать под руководством опытного коллеги, который поможет поднять модель в воздух и стриммировать положение рулей в полете.

(Автор: И. Лучный г. Чехов , источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид тренировочного радио самолета

Конструкция фюзеляжа  тренировочного радио самолета

Другие элементы конструкции тренировочного радио самолета

Конструкция крыла  тренировочного радио самолета