Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ПИЛОТАЖНЫЙ РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЙ САМОЛЕТ АКРОБАТ «TROLL»

В настоящее время миниатюрные радиоуправляемые самолеты акробаты приобрели большую популярность среди моделистов всего мира. Образовались новые классы моделей типа slowflyer и parkflyer. Приводом для этих моделей служат миниатюрные электромоторчики с редуктором. Конструкция их состоит в основном из полиуретанового пенопласта. Некоторые моделисты адаптируют авиамодели, собранные из наборов заготовок предназначенных для постройки резиномоторных свободнолетающих моделей- копий. Их оснащают электроприводом или МДВС объемом не более 0,8 см3 и устанавливают компоненты микрорадиоуправления.

Лет десять назад, известный чешский авиамоделист Ярослав Кроуфек разработал и построил во многих модификациях миниатюрный пилотажный радиосамолет Troll. Учитывая огромный опыт Ярослава в постройке минимоделей с различным приводом и достоверно описанные им летные данные своих моделей, конструкция миниакробата приводится практически без изменений и дополнена лишь советами по небольшой ее модернизации, которая была осуществлена моделистами нашего кружка. Изначально были использованы чертежи, опубликованные в журнале Modelar за 1995 год. Особо отметим, что для управления применялся обычный комплект современной четырехканальной аппаратуры с минисервомашинками типа HS-80 от Hitec.

Конструкция пилотажного радиоуправляемого самолета акробата

Фюзеляж радиоуправляемого самолета акробата склеивается почти полностью циакрином из заранее изготовленных заготовок. Основой для сборки являются бортовые панели, вырезанные из пластин полуторамиллиметровой бальзы. Причем Я. Кроуфек рекомендует хвостовые части заготовок вышкурить до толщины в один миллиметр. С внутренней стороны приклеиваются все дополнительные элементы продольного и поперечного набора из бальзовых реек нарезанных от пластины 3 мм.

Все четыре основных шпангоута изготавливаются из легкой «белой» фанеры толщиной 3 мм. Пазы в них подгоняются уже по месту на готовой бортовой панели. Моторный шпангоут рекомендуется вклеивать на эпоксидной смоле. Очередность сборки такая: вклеиваются шпангоуты к одной боковине при контроле угольником перпендикулярности плоскостей, затем приклеивается симметричная боковина. Основа фюзеляжа готова. Следующий этап работ предусматривает изготовление отсека под топливный бак-флакон, монтаж моторамы и бака. На этом этапе пришлось учесть, какой двигатель будет устанавливаться на модель.

На прототипе устанавливался СОХ Tee Dee 051 (обьемом 0,8 см3) и соответственно топливный бак на 25 см3. В распоряжении моделистов нашего кружка был однокубовый двигатель MP JET чешской фирмы. В отличие от СОХ он дополнительно оборудован радиокарбюратором и глушителем. Вес его соответственно больше и для необходимой центровки пришлось догружать хвост модели. Есть модификации СОХ, которые оборудованы топливным баком, совмещенным с задней стенкой картера и для них отдельная моторама не нужна, т.к. они крепятся непосредственно к подмоторному шпангоуту.

В этом случае форму носа радиоуправляемого придется серьезно изменить, иначе не будет возможности доступа к винтам крепления. Кстати и в классическом исполнении перед монтажом моторамы убедитесь, что мотор без проблем ставится на место и надежно крепится винтами. При выпиливании моторамы предусмотрите выкос двигателя вправо на один градус.

Топливным баком для этого радиоуправляемого самолета у нас стал флакон от витаминов, который был установлен в пенал выклееный из двух слоев ватманской бумаги на ПВА.

На прототипе под бак вклеивается поперечная горизонтальная стеночка из бальзовой пластины. Верхняя часть фюзеляжа самолета акробата до задней кромки крыла, на прототипе склеивается из заготовок пятимиллиметровой бальзы и обрабатывается уже вклеенной на место. Автор модели сделал часть верхней обшивки над баком в виде съемного лючка. Б нашем кружке мы решили, что лючок не столь необходим и всю верхнюю часть выполнили из одного куска бальзы толщиной 10 мм.

С внутренней стороны детали, полукруглой стамеской (штихелем) было выполнено облегчение по всей длине. Толщину стенок довели до трех миллиметров и приклеили на место. Закабинная верхняя часть модели - гаргрот набран из бальзовых реек 3x3 мм. Формозадающие полушпангоуты вырезаны из легкой фанеры 3 мм. Переход от фюзеляжа к килю изготавливается из полуторамиллиметровых бальзовых пластин. Заготовки распариваются в горячей воде, отформовываются и сушатся.

Готовые детальки заклеваются на место только после установки вертикального оперения. Штыри крепления крыла самолета предусмотрены съемные, поэтому из ватмана на стержне Ш4 мм накручиваются две трубочки. Они вклеиваются в фюзеляже и служат пеналами для штырей. Тяга привода руля высоты типа «боуден». Внешняя пластиковая трубочка-оболочка диаметром 2,2 мм вклеивается в борт со стороны кабанчика руля высоты. Далее проходит в шпангоутах до рулевой машинки.

Тягой служит стальная проволочка ОВС диаметром 0,8 мм. Из куска этой же проволоки изготавливается хвостовой костыль. Заканчивается сборка фюзеляжа приклеиванием нижних листов обшивки, и он готовится к оклейке тонкой бумагой типа Modelspan. Имитация фонаря пилотской кабины изготовлено из 0,5 мм прозрачной пленки поликарбоната (взято от блистерной упаковки рулетки).

Крыло радиоуправляемого самолета акробата традиционной наборной конструкции полностью из бальзы. Изготовление и сборка элементов силового набора не вызывает затруднений у моделиста средней квалификации. В конструкции центральной части, предусмотрено изготовление элементов опоры стоек шасси. Ложементы стоек выполнены из переклея двух сосновых реек 2x5 мм и между ними одна 2x3 мм. В корневой части центроплана присутствует брусок сосны 7x6 мм. В нем засверливаются два отверстия диаметром 2 мм под хвостовики торсионных стоек шасси. От нижней полки лонжерона подклеивается дополнительная рейка 10x3 мм.

Для предупреждения прогиба от обшивки крыла, концевые нервюры вырезаются из пластин бальзы 5 мм. Законцовки крыла склеиваются из кусочков рейки бальзы 10x3 мм. В кружке мы отказались от такого решения в пользу ламинированных законцовок не только крыла, но и элементов оперения. Из фанеры 6 мм, были изготовлены две оправки, на которых и производился весь процесс изготовления деталей. При этом форма законцовки крыла полностью подошла под контуры задней кромки киля.

Элероны выстругиваются из пластин бальзы 25x5 мм. Оси привода элеронов согнуты из проволоки ОВС диаметром 2 мм. Крыло обтягивается микалентной бумагой или толстым сортом Modelspan. Петли навески всех рулей изготавливаются из кусочков плотной нейлоновой ткани типа ленты для бантов. Отрезаются нужные куски материи жалом разогретого паяльника. Фиксация петель в кромках ведется жидким цианоакрилатным клеем.

Оперение радиоуправляемого самолета акробата склеивается на стапеле из кусков бальзовых реек согласно чертежу. Ось, соединяющая половины руля высоты выстругана из сосновой рейки 3x3 мм. Готовый каркас снимается со стапеля, обрабатывается и готовится к обтяжке тонкой бумагой типа Modelspan. Стабилизатор вклеивается в прорезь хвоста фюзеляжа, затем устанавливается вертикальное оперение и рули высоты.

Отделка радиоуправляемого самолета акробата

поверхности модели производится красками и метанолозащитным лаком. Количество наносимых слоев покрытия не более двух. Стойки шасси выгнуты из проволоки ОВС диаметром 2 мм. Колесики 040 мм выбраны самой легкой серии. В ложементе крыла стойки фиксируются двумя пластинками из дюралюминия 0,8 мм и мелкими саморезами. При установленном моторе MP JET 1 см3, полетный вес готовой модели не превышает 650 грамм.

Для электропитания борта используется аккумуляторный блок емкостью 450 мА/ч. При моторе СОХ 0,8 см3 вес модели не превышает 550 г, т.к. управление газом отсутствует и требуется меньший объем топливного бака (бачка объемом 15 см3 хватает на 12 минут полета). Рекомендуемые отклонения элеронов ±15°, руля высоты ±10°. С двигателями до одного куба и использовании топлива без нитрометана модель свободно набирает высоту под углом в 45°.

Сила ветра при полетах не должна превышать 3-4 м/с, иначе модель уносит потоком и вернуть ее естественным ходом очень трудно. С выключенным двигателем модель планирует устойчиво и сохраняет хорошую управляемость. В заключение Я. Кроуфек отмечает, что при масштабном увеличении модели в 1,15 раза на ней свободно устанавливается мотор от 1,5 до 2,5 см3.

(Автор: Ю.Павлов инженер, источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид радиоуправляемого самолета акробата

Конструкция фюзеляжа радиоуправляемого самолета акробата

Конструкция крыла  радиоуправляемого самолета акробата

Конструкция фюзеляжа радиоуправляемого самолета акробата – вариант 2

Конструкция крыла  радиоуправляемого самолета акробата – вариант 2