Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЙ ПИЛОТАЖНЫЙ САМОЛЕТ- ПОЛУКОПИЯ СУ-26 М

Этот радиоуправляемый самолет разработан группой моделистов в виде полукопии воздушного акробата Су-26. На модели отсутствует деталировка, изменены относительные размеры рулевых поверхностей, - однако общие пропорции сохранены. Поскольку за прототип был взят спортивный самолет, то и полукопия имеет неплохие пилотажные данные.

Описание радиоуправляемого самолета полукопии Су-26 М

Фюзеляж радиоуправляемого самолета полукопии. Прежде всего, расскажем, как без проблем построить обводы «бочки», поначалу кажущейся весьма непростой. Это пригодится всем, так как журнальный формат не позволяет дать контуры всех шпангоутов, - даже при доступе к точному фото - или ксероксному масштабированию вам все равно придется достраивать недостающие детали поперечного набора. Конечно, сначала нужно начертить в натуральном масштабе плановую (можно лишь правую или левую половину) и боковую проекцию фюзеляжа с помощью ровной гибкой рейки. Причем на чертеже должны присутствовать только внешний контур фюзеляжа, и размечены места установки шпангоутов. Все это позволит замерить точную ширину и высоту каждого из шпангоутов.

Линии боковых стрингеров наносят только на боковую проекцию. В дальнейшем при наличии готовых рисунков шпангоутов для позиционирования боковых стрингеров будет достаточно лишь их высотных координат. Начиная с середины хорды крыла шпангоуты, теряют ровно округлую форму диаметром 200 мм и приобретаю вид вытянутого овала. Чтобы обшивка фюзеляжа радиоуправляемого самолета легла идеально плавно, нужно задать единый закон, по какому будут трансформироваться контуры. Поэтому все шпангоуты, отличающиеся от круглых, вычерчиваются в виде прямоугольника, у которого радиусом, равным половине его ширины, полностью скруглены верхняя и нижняя части.

То есть все некруглые шпангоуты будут выполнены в виде двух чистых полуокружностей, раздвинутых по высоте и соединенных двумя вертикальными отрезками прямых линий. При таком едином законе трансформаций прорисовка любого шпангоута идет очень быстро, и с достаточной точностью. В конце концов, полученные обводы модифицируются по толщине бальзовой обшивки и врисовываются пазы для стрингеров и других деталей фюзеляжа. Монтаж силовых элементов самолета осуществляют эпоксидной смолой, остальные швы -на цианоакрилатном клее. Силовой шпангоут склеивают из трех слоев авиационной фанеры толщиной 3 мм.

Сначала собирают вместе два и облегчают их, а затем приклеивают внешний слой. Второй шпангоут выполняют из одного слоя такой же фанеры, как и накладку шпангоута (с горизонтальным расположением волокон «рубашки»). Из фанеры толщиной 3 мм выпиливают еще один шпангоут, - расположенный по задней кромке крыла. А все остальные вырезают из плотной бальзы толщиной 3 мм. Перед сборкой фюзеляжа радиоуправляемого самолета необходимо приготовить ровный брус-стапель сечением 16x20 мм. Детали поперечного набора устанавливают на брус и фиксируют циакрином. Продольный набор состоит из липовых стрингеров сечением 5x5 мм.

Боковые стрингеры придется предварительно увлажнить в средней трети их длины и закрутить рейки «винтом» примерно на 45°. Панель рулевых машинок выпиливают из авиационной фанеры толщиной 4 мм. Панель крепления крыла делают из фанеры толщиной 6 мм (резьбу М6 под капроновые винты выполняют по месту, после сборки крыла). Детали ложемента крыла вырезают из бальзы толщиной 2 мм, причем чистовую линию стыка с крылом обрабатывают позже, по готовому центроплану. Контейнер топливного бака выпиливают из фанеры толщиной 1 мм (вертикальные стенки имеют шипы для надежного соединения с горизонтальными).

Тяги рулей высоты и поворота вытачивают из липовых реек сечением 8x8 мм. Концевые участки тяг выполняют из проволоки 02 мм с резьбой М2. Приклеивание обшивки из бальзы толщиной 3 мм начинают с бортов (в задней части фюзеляжа они плоские). Затем монтаж обшивки продолжают до тех пор, пока последующие листы не усложнят изъятие бруса-стапеля и технологических перемычек шпангоутов. Перед монтажом нижней панели фюзеляжа ставят на место тяги рулей высоты и поворота. Фонарь кабины выдавливают из листа органического стекла. Капот выклеивают на пенопластовом болване из трех слоев стеклоткани толщиной 0,1 мм.

После обработки поверхности, болван удаляется ацетоном или растворителем. Так как капот довольно глубоко надевается на носовую часть фюзеляжа, для него выполняется выборка в обшивке. Собранный фюзеляж обрабатывают мелкой шкуркой и грунтуют жидким нитроклеем. Затем его оклеивают стеклотканью толщиной 0,03 мм на двухкомпонентном паркетном лаке.

Крыло радиоуправляемого самолета полукопии фактически не имеет поперечного угла V - оно лишь прямое по верхней полке лонжерона. Для сборки крыла применяют цианоакрилатный клей, в узлах, испытывающих высокие нагрузки -эпоксидную смолу. Нервюры вырезают по картонным шаблонам из плотной бальзы толщиной 2 мм (усиленные имеют толщину 4 мм). Сужающие к концам полки лонжерона выстругивают из хороших сосновых заготовок. В центре крыла самолета они стыкуются «на ус» длиной не менее 40 мм.

После полимеризации смолы эти стыки обматывают тонкой капроновой ниткой с клеем. Стенка лонжерона вырезана из кусков бальзы средней плотности с вертикальным расположением волокон. Стенку лонжерона центральной части крыла склеивают из авиационной фанеры толщиной 1,5 мм и липы толщиной 5 мм. Внешнюю часть передней кромки и заднюю кромку выполняют из плотной бальзы. Технологическую часть передней кромки - из легкой бальзы. Законцовки крыла вырезают из бальзы средней плотности.

Рулевые машинки привода элеронов устанавливают на липовые рейки. Сборка крыла проводится стандартным методом. Заметьте, что на размахе центральных четырех секций крыло имеет прямой участок постоянной хорды. Это обеспечивается за счет сошкуривания излишков нижней части профиля по крайним нервюрам толщиной 4 мм (сверху крыло и так ровное). Это не сложно. В принципе, можно и не заниматься спрямлением центральной части, но тогда будет сложнее подогнать обшивку нижнего фюзеляжного фрагмента и прилично оформить заднюю кромку центроплана.

Хвостовое оперение радиоуправляемого самолета полукопии. Для сборки используют цианоакрилатный клей, средний для каркаса и густой для обшивки. Конструкция стабилизатора, киля и рулей практически одинакова. Кромки вырезают из плотной бальзы, технологические кромки из легкой, после чего детали профилируют. Для обшивки используют легкую бальзу толщиной 1,5 мм. П-образная скоба, соединяющая рули высоты, согнута из проволоки ОВС диаметром 2,5 мм. Для ее монтажа необходимо вклеить алюминиевые трубки или вставки из плотного дерева.

Шасси радиоуправляемого самолета полукопии. Основные стойки выпиливают из жесткого алюминия. Для их установки применяют шурупы 04 мм. Применять крепеж большего диаметра не рекомендуется, так как при аварийной посадке шасси отделится вместе с панелью и куском обшивки фюзеляжа. Колеса установлены на двух спец-шпильках 05 мм. Хвостовая стойка выполнена из проволоки ОВС.

Винтомоторная группа радиоуправляемого самолета полукопии. На модели установлен двигатель OS MAX.91-FX. Подача топлива - штатная. Металлическая моторама крепится с помощью четырех антивибрационных сайлент-блоков. Фирменный топливный бак объемом 350 мл устанавливают в отсек через отверстие во втором шпангоуте. Для фиксации и виброизоляции бака от деталей фюзеляжа используют листы пенорезины и поролона. Толщину деталей подбирают так, чтобы плоскость бака совпадала с плоскостью жиклера. На двигатель устанавливают воздушный винт фирмы АРС размером 320x180 мм.

Сборка и отделка радиоуправляемого самолета полукопии Су-26 М

Перед установкой стабилизатора и киля, необходимо тщательно проконтролировать их положение относительно оси и вертикальной плоскости модели. При необходимости подгоняют посадочные места. Сборку самолета осуществляют на эпоксидной смоле. В месте сопряжения крыла и фюзеляжа необходимо наклеить полоску вспененной резины. Крыло обтягивают пленкой «Моно-Кот». Контейнер топливного бака, первый шпангоут и все места, на которые при эксплуатации модели может попасть влага или топливо, обязательно покрывают двумя слоями двухкомпонентного паркетного лака. Фюзеляж модели, хвостовое оперение и элероны окрашивают специальными фирменными красками.

Предварительно детали (кроме фюзеляжа) грунтуют двумя слоями нитроклея с промежуточной шлифовкой мелкой шкуркой. Рули и элероны устанавливают на пластиковых петлях, которые фиксируют эпоксидной смолой. Блок аккумуляторов устанавливают под контейнером топливного бака. От перемещения его предохраняют листы поролона и бальзовая рейка.

(Автор: Д. Черно, источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Примечание от редакции

Для стойки шасси, сгибаемой из листа дюралюминия толщиной 3 мм, нужно найти очень хороший материал, жесткий и пружинистый. Да и то при таком весе модели она будет удовлетворять только весьма опытного пилота, в идеале освоившего посадку. Во всех иных случаях рекомендуем увеличить толщину дюралюминиевого листа до 4 мм как минимум

.

Общий вид пилотажного радиоуправляемого самолета Су-26 М

Конструкция  фюзеляжа пилотажного радиоуправляемого самолета Су-26 М

Конструкция  крыла пилотажного радиоуправляемого самолета Су-26 М