Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕРНИЗАЦИЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМОГО САМОЛЕТА «COSMO»
(из набора - посылки)

Своеобразным прототипом для представляемой радиоуправляемой модели самолета послужил один из наборов известной корейской фирмы «COSMO». Оригинал имеет неплохие, но ограниченные летные данные. Невысокая жесткость отдельных узлов не позволяет использовать двигатели объемом более 4 см3, - хвостовое оперение начинает вибрировать, и не выдерживают некоторые силовые соединения. После нашей модернизации модель немного добавила в весе (правда, в основном за счет более тяжелой мотоустановки). Но заметно возросшая тяга с запасом компенсировала этот прирост.

В обновленном конструкционном варианте эта модель приобрела гораздо более перспективные пилотажные возможности. По схеме модель является не выраженным верхнепланом, что достаточно необычно для самолета пилотажного типа. Тем не менее, пилот-любитель среднего уровня скорее всего даже не заметит особенностей в поведении модели - разве что повышенную устойчивость на прямом пилотаже. Но для данного класса моделей это скорее плюс, чем минус. В целом конструкция модернизированного самолета достаточно традиционна.

Описание модернизации радиоуправляемого самолета «COSMO»

Крыло модернизированного радиоуправляемого самолета. Из фанеры изготавливают корневой и концевой шаблоны. Заготовки из бальзы средней плотности собирают в пакет и скрепляют винтами. Пакеты обрабатывают поочередно - для правой и левой консолей. Первые пары нервюр каждой консоли оклеивают стеклотканью толщиной 0,03 мм на паркетном лаке. Полки лонжерона изготавливают из качественной сосны. Стенку лонжерона корневой части крыла вырезают из плотной бальзы толщиной 8 мм (волокна - вдоль крыла), а ее соединительный элемент-накладку из липы. Консоли собирают на ровной поверхности сначала всухую. Убедившись в отсутствии перекосов, проливают швы цианоакрилатным клеем.

После сушки на эпоксидной смоле устанавливают корневые стенки лонжерона. После подгонки торцевых «усов», кромок и накладок, консоли собирают в единое крыло на эпоксидной смоле. После полимеризации устанавливают рейки для рулевой машинки элеронов и части центральной нервюры. Для подгонки торцевых поверхностей нервюр каркас обрабатывают длинным бруском (не менее 700 мм) с мелкой шкуркой. Обшивку лобика крыла бальзой начинают с верхней части. Бальзовый шпон подгоняют и фиксируют на каркасе булавками.

Особое внимание уделяют корневому шву. Сборку проводят на цианоакрилатном клее. Технология обшивки нижней части немного отличается. После подгонки детали снимают, а на стыки наносят эпоксидную смолу. При установке панелей тщательно контролируют отсутствие зазоров между ними и деталями каркаса. Аналогично оклеивают центроплан. Затем подгоняют и вклеивают детали стенки лонжерона из бальзы средней плотности толщиной 2 мм, переднюю кромку и полки нервюр. Законцовки вырезают из легкой бальзы. После монтажа на крыло в них можно вклеить шпильки из твердого дерева, и проволочные предохранительные скобы.

Рычаги привода элеронов выполняют из жесткой стальной проволоки. Петли вырезают из тонкой жести и сгибают на оправке, диаметр которой немного больше диаметра привода (та же проволока с 2-3 слоями пищевой фольги). После монтажа и проверки на легкость вращения аккуратно вклеивают хвостовик центроплана. В последнюю очередь центральную часть крыла оклеивают стеклотканью толщиной 0,03 мм на паркетном лаке. Ширина первого слоя - 30 мм, второго - 80 мм, третьего-200 мм.

Фюзеляж модернизированного радиоуправляемого самолета. Борта вырезают из бальзы средней плотности, а их силовые накладки - из фанеры, обращая особое внимание на точность изготовления пазов под шипы первых шпангоутов. Склейку этих деталей производят эпоксидной смолой. Накладки в хвостовой части фюзеляжа, а так же стрингеры вырезают из плотной бальзы и устанавливают на цианоакрилатном клее. Первый шпангоут выпиливают из качественной строительной фанеры.

Следующие шпангоуты, расположенные вплоть до задней кромки крыла - из авиационной фанеры. Остальные детали поперечного набора вырезают из плотной бальзы. Панель рулевых машинок вырезают из двух слоев промышленного стеклотекстолита (применение фанеры не желательно). Панель крепления крыла склеивают из авиационной фанеры. После полимеризации смолы в нее впрессовывают алюминиевый грибок с резьбой М6. Сборку фюзеляжа начинают с установки на одну из панелей первых трех шпангоутов. Затем приклеивают противоположную панель и стягивают носовую и хвостовую части фюзеляжа.

Не забудьте предварительно установить в соответствующие пазы панели РМ и крыла. Для верхнего гаргрота необходимо подобрать лист легкой бальзы, который будет легко сгибаться после смачивания водой (иначе обшивку придется делать наборной). Длинной «шкурилкой» доводят торцевые поверхности деталей. Затем приклеивают обшивку и концевую бобышку гаргрота. На следующем этапе устанавливают детали шасси и управления карбюратором двигателя. Бобышки под «усы» проволочных стоек выпиливают из фанеры и вклеивают в пазы шпангоута. После полимеризации смолы в них сверлят отверстия и вклеивают туда тонкостенные трубки.

Поворотный узел передней стойки крепят винтами МЗ. В качестве тяг используют боудены (для шасси со стальной жилой, для карбюратора с пластиковой). Поверхность ложемента крыла обрабатывают по месту, установив крыло. Разметку под штыри крепления производят через отверстия во втором шпангоуте, а отверстие под винт М6 - через панель крыла. Детали оформления кабины и носовой части вырезают из легкой бальзы.

Для перехода от прямоугольного сечения к круглому в первой секции фюзеляжа вклеивают рейки из легкой бальзы треугольного сечения. Нижнюю обшивку выкраивают из бальзы средней плотности. После подгонки от нее отрезают крышку отсека топливного бака. Для жесткости крышку с двух сторон оклеивают тонкой стеклотканью. На заключительном этапе фюзеляж обрабатывают шкуркой, грунтуют двумя слоями нитроклея и шпаклюют (только для закрытия пор бальзы!).

Хвостовое оперение модернизированного радиоуправляемого самолета. Детали вертикального оперения вырезают из легкой бальзы. Заготовки склеивают и профилируют. Ножом и шкуркой рулю поворота придают трапециевидное сечение. Переднюю и заднюю кромки стабилизатора вырезают из плотной бальзы, «нервюры» и обшивку из легкой. Сборку производят на цианоакрилатном клее. После сушки закругляют переднюю кромку, а в задней прорезают пазы под петли навески.

Конструкция рулей высоты аналогична рулю поворота. П-образную скобу сгибают из жесткой стальной проволоки. Все детали хвостового оперения грунтуют нитроклеем и шлифуют мелкой шкуркой, после чего вклеивают в фюзеляж эпоксидной смолой. Рули высоты и поворота (как и элероны) навешивают с помощью пластиковых петель после полной отделки модели.

Шасси модернизированного радиоуправляемого самолета. Основные стойки сгибают из проволоки ОВС диаметром 3 мм. Для их крепления используют хомуты из дюралюминия. Использован поворотный узел и передняя стойка заводского изготовления.

Винтомоторная группа модернизированного радиоуправляемого самолета. На модели можно устанавливать двигатели двух типов. Объемом 5,5 см3 (например, OS MAX .32-SX) - подойдет поклонникам «скоростного» пилотажа, или безподшипниковые (OS MAX .40-.46-LA). Последние при правильном подборе винта обеспечивают высокую тяговооруженность при невысоких скоростях. Пластиковую или металлическую мотораму устанавливают на первом шпангоут с помощью четырех винтов. Фирменный топливный бак объемом 250 мл вкладывают в отсек, изолируя от деталей фюзеляжа поролоном. Середина высоты бака должна совпадать с плоскостью жиклера.

Сборка и отделка модернизированного радиоуправляемого самолета «COSMO»

Отсеки двигателя, топливного бака и рулевых машинок покрывают двумя слоями паркетного лака с промежуточной шлифовкой. На ложемент крыла наклеивают полоску вспененной резины толщиной не более 1 мм. Крыло оклеивают фирменной пленкой. Предварительно каркас можно загрунтовать одним слоем жидкого нитроклея.

(Автор; Н.Абрамов, город Курск, источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид модернизированного  радиоуправляемого самолета «COSMO»

Конструкция фюзеляжа модернизированного  радиоуправляемого самолета «COSMO»

Конструкция крыла модернизированного  радиоуправляемого самолета «COSMO»