Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

УЧЕБНЫЙ РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЙ САМОЛЕТ ИЗ ГОФРОПЛАСТИКА

Этот радиоуправляемый самолет предназначен для обучения. Желание снизить количество ремонтов заставило применить нетрадиционные материалы и усилить отдельные узлы. Практика показала, что основной процент повреждений приходится на носовую часть фюзеляжа и корневую часть крыла. Этим узлам и было уделено особое внимание.

Еще для шасси выбрано не совсем привычное место в зоне моторамы. Такое решение уменьшает вероятность опрокидывания модели и, соответственно снижает количество поломок при падении. Крепление крыла - на резиновых кольцах. Возможно, кому-то не понравится такое решение. Тем не менее, следует учитывать, что при эксплуатации не было повреждено ни одного «резинового» крыла, а почти половина падений моделей с винтовым креплением заканчивалась ремонтом.

Конструкция учебного радиоуправляемого самолета

Фюзеляж учебного радиоуправляемого самолета. Обшивка изготовлена из сотового полипропилена (гофропластика). Недостаточная жесткость материала компенсирована накладками из фанеры. Двигатель ставится на пластиковую или металлическую мотораму, которая привинчивается к переднему (силовому) шпангоуту. Связь этого и второго шпангоутов с обшивкой и ее накладками усилена четырьмя короткими стрингерами. Общую жесткость и прочность носовой части повышает поставленная посередине высоты фюзеляжа «рамка» из фанеры толщиной 6 мм. Она соединяется с передним шпангоутом на шипах с применением эпоксидной смолы и шурупов.

А на ее задних «усах» монтируется рулевая машинка управления газом. Изготовление фюзеляжа самолета начинают с вырезания и сгибания гофропластиковой обшивки. При разметке заготовки можно принять, что на одну линию сгиба уйдет два отсека сот гофропластика. После сгибания нужно уточнить форму шпангоутов (именно обшивка будет определять размеры сечений фюзеляжа, а не внутренний набор). Места нанесения клея на обшивке обрабатывают мелкой шкуркой, и обезжиривают ацетоном (растворители не рекомендуются).

Для сборки используют БФ-2 или «Момент» (у последнего ниже стойкость к топливу и продуктам выхлопа двигателя). Еще не склеивая обшивку, к левому борту пристыковывают шпангоуты и другие детали внутреннего набора. Потом к каркасу приклеивают верхнюю и нижнюю части гофропластиковой выкройки. А, установив тяги рулей, полностью закрывают обшивку. Все деревянные детали покрывают двумя слоями двухкомпонентного паркетного лака.

Крыло учебного радиоуправляемого самолета. Так как фюзеляж подобного типа имеет весьма высокую живучесть, он позволил испытать три вида крыла. Этот эксперимент дал следующие выводы. Первый - крыло с упрощенным каркасом и обшивкой из гофропластика обладает высокой живучестью. Время его сборки равно трем-четырем часам, но крыло имеет значительный вес. Поэтому для небольших моделей такая конструкция нежелательна. Второй - крыло из пенопласта, полностью обшитое бальзой.

Это, пожалуй, самая удачная конструкция. По прочности она почти не уступает гофропластику, а по весу не намного больше наборного варианта. К сожалению, такое крыло для изготовления требует определенных навыков работы с пенопластом и оклейки его шпоном. И третий вывод касается традиционной наборной конструкции. Она имеет удовлетворительные весовые характеристики и доступна любому начинающему моделисту. К недостаткам можно отнести невысокую стойкость мягкой обшивки.

Поэтому рекомендуется использовать толстые сорта фирменных пленок. Именно третий вариант крыла и стал основным. Полунервюры и нервюры выпиливают из легкой фанеры толщиной 3 мм (импортная тара). Постарайтесь подобрать хорошо проклеенный, нехрупкий материал. Рекомендуется использовать ящики и упаковку производства Аргентины. Для передней кромки подбирают плотную бальзу (0,2 г/см3). Для полок лонжерона лучше всего использовать мелкослойную сосну. Стенку лонжерона вырезают из плотной бальзы.

Корневая стенка, выполненная из бальзы и фанеры, усиливает стык лонжеронов. Заметьте, что крыло имеет невыраженный «центроплан», заметно упрощающий процесс оклейки средней секции тонкой фанерой. Консоли собирают на ровной поверхности. В качестве клея можно использовать эмульсию ПВА или циакрин средней густоты. После сушки лобик заполняют на ПВА мелкошариковым упаковочным пенопластом. Интересно, что неплохой результат дает использование монтажной пены.

Несмотря на «устрашающий» вид, получаемый сразу после заполнения, такой лобик имеет преимущества. Обработка «пены» проходит быстрее, а сам материал значительно тверже пенопласта при близкой плотности. На заключительном этапе лобик крыла оклеивают тонкой писчей бумагой на жидкоразведенной эмульсии ПВА. Сборку крыла начинают с монтажа на одну из консолей корневой стенки лонжерона и накладок на кромки. Затем подгоняют стыки, наносят эпоксидную смолу и приклеивают другую консоль, зафиксировав ее под нужным углом.

Затем в месте стыка лонжеронов к ним приклеивают треугольные рейки (смотри чертеж «крыло», вид на лонжерон) и оформляют центральную стенку. И только потом обшивают «центроплан» фанерой толщиной 1 мм. При желании с внутренней стороны с фанеры можно сошкурить один слой древесины. Но, кроме лишней работы, это почти ничего не даст. Веса выиграется совсем немного. Правда, будет легче загибать фанеру в зоне передней кромки, и удастся обойтись без предварительного размачивания обшивки. Закончив с каркасом, весь лобик оклеивают тонкой писчей бумагой на жидком ПВА.

Хвостовое оперение учебного радиоуправляемого самолета. Киль вырезают из полипропиленового гофропластика и вклеивают в прорезь верхней обшивки фюзеляжа. Для изготовления стабилизатора необходимо подобрать достаточно плотную бальзу. Задней кромкой служит липовая рейка, в которой перед установкой делают пазы под петли навески руля высоты. После сушки и шлифовки стабилизатор оклеивают тонкой стеклотканью на паркетном лаке. Руль высоты самолета вырезают из легкой бальзы. Ножом и шкуркой ее доводят до клиновидного сечения. После установки стабилизатора на фюзеляже стыковочный шов обязательно усиливают треугольными рейками.

Двигатель учебного радиоуправляемого самолета. На первоначальном этапе, когда ученик выполняет только горизонтальный полет, а взлет и посадку - инструктор, можно использовать любой двигатель объемом 4-5,5 см3. На втором этапе вероятность падения модели из-за ошибки пилота снижается, но появляется необходимость стабильной работы мотора на переходных режимах (например, при неточном заходе на посадку). В этом случае рекомендуется установить тщательно отобранный и отрегулированный МДС-28 или какой-либо импортный двигатель подходящей кубатуры.

Применена пластиковая раздвижная моторама российского производства. Со стороны картеры двигателя в ней сделана проточка. Топливный бак объемом 120 см3 заворачивают в лист пенорезины и фиксируют на перемычке фюзеляжа пластиковыми хомутами. Воздушный винт фирмы «Термик» размером 220x125 мм может быть заменен на 240x145 мм (размер винта зависит от кубатуры и состояния двигателя).

Шасси учебного радиоуправляемого самолета. Верхняя часть основных стоек одновременно служит для фиксации моторамы. Перед нарезанием резьбы концевую часть проволоки отпускают на пламени газовой горелки. На переднем шпангоуте стойки крепятся с помощью скоб, согнутых из стального листа. Колеса на стойках проще всего зафиксировать припаянными латунными шайбами. При поиске места для приемника и, особенно, аккумуляторов, нужно обеспечить их взаимную защиту.

Это достигается за счет заворачивания этих элементов в поролон, и размещения приемника позади аккумуляторов. При этом сдвижкой узлов аппаратуры можно добиться требуемой центровки модели. В конце концов, все нужно закрепить внутри фюзеляжа так, чтобы исключить возможность смещения деталей аппаратуры во время полета. Этого можно добиться, закрутив в соответствующие шпангоуты крючки-шурупы, на которые будут набрасываться достаточно мощные резиновые кольца.

(Автор: Н.Кирсанов руководитель кружка , источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид учебного радиоуправляемого самолета

Конструкция фюзеляжа учебного радиоуправляемого самолета

Устройство  крыла учебного радиоуправляемого самолета