Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Предлагаю вашему вниманию радиоуправляемую модель, она проста, отличается повышенной прочностью и обладает неплохими летными данными.Изготовление модели удобнее всего начать со сборки вертикального и горизонтального оперения.Каких-либо конструктивных особенностей эти узлы не имеют. Киль и руль направления вырезаны из бальзовой пластины толщиной 5 мм. ну а горизонтальное оперение изготавливается из бальзовых реек толщиной 8 мм с последующей обтяжкой пленкой типа «СуперМонокот» или отечественной лавсановой пленкой. Рули высоты (равно как и руль направления) навешиваются на петлях типа «термик». Собирать фюзеляж лучше всего в перевернутом виде на специальном стапеле, состоящем из основания — плоской доски толщиной около 30 мм и ложемента клиновидной формы.

При установке на стапель заготовок строительная горизонталь фюзеляжа, проходящая через ось двигателя и плоскость хорда крыла, должна быть параллельна основанию стапеля.Для изготовления деталей рекомендуется пользоваться плазом — точным чертежом фюзеляжа в натуральную величину. В соответствии с этим плазом из бальзовой пластины толщиной 2 мм вырезается верхняя обшивка фюзеляжа, после чего заготовка укладывается на закрытый полиэтиленовой пленкой стапель и на ней булавками фиксируются шпангоуты.Следует учесть, что передние шпангоуты вырезаются из авиационной березовой фанеры, а три хвостовых, представляющие собой прямоугольные рамки, собираются из бальзовых реек толщиной 3 мм. Практика показала, что двигатель удобнее всего крепить на модели за его заднюю стенку. После определения мест расположения болтов крепления мотора в лобовом шпангоуте, склеенном из двух заготовок из фанеры толщиной 3 мм, вырезаются окна облегчения, после чего шпангоут с обеих сторон оклеивается миллиметровой фанерой

Верхняя панель фюзеляжа, вырезанная из бальзового шпона толщиной 2 мм, имеет продольное направление волокон, нижняя — поперечное. В передней своей части (между первым и вторым шпангоутом) верхняя панель утолщена до 4 мм. Борта фюзеляжа вырезаны из 4-мм бальзового шпона и усилены в носовой их части накладками из 1-мм фанеры. Крыло имеет симметричный двояковыпуклый профиль типа Як-55 с относительной толщиной 12 процентов. Конструкция крыла предельно упрощенная и облегченная. Поперечный набор каждой консоли крыла состоит из четырех нервюр из бальзы толщиной 4 мм; корневая нервюра склеена из 4-мм бальзы и 4-мм фанеры, концевая — из 6-мм бальзы.

Полки лонжеронов крыла — из сосновой рейки сечением 6x4 мм, стенки — из бальзы толщиной 3 мм. Передняя кромка — сосновая, из рейки 6x6 мм, задняя — бальзовая, 20x4 мм. Перед сборкой крыла подготавливается комплект нервюр, после чего собирается каркас, состоящий из нервюр, сосновых полок лонжерона, задней кромки, сосновой передней кромки и бальзовых панелей передней кромки. Заключительными операциями являются монтаж бальзовой стенки лонжерона и вклейка косынок усиления. Для сборки каркаса желательно использовать стапель из ровной доски, на котором закреплена рейка — подкладка под заднюю кромку консоли. Толщина ее должна быть такой, чтобы плоскость хорд крыла была параллельна плоскости стапеля. Элероны — бальзовые, их профиль имеет вид трапеции, при этом толщина задней кромки составляет около 3 мм. В корневом торце прорезан паз под рычаг привода элерона; сама же корневая часть усилена накладками из 1-мм фанеры.

Крепление элерона к консоли — на трех петлях типа «термик». Крепление консолей крыла к фюзеляжу — на сосновом штыре, заклеенном в фюзеляже. Фиксация консолей на штыре осуществляется винтами-саморезами, пропущенными через корневые нервюры и входящими в штырь на глубину около 5 мм. Стойка основного шасси выполнена из листового дюралюминия толщиной 3 мм. Ширина стойки у фюзеляжа составляет 40 мм, у оси колеса — 16 мм. Крепление стоики к фозеляжу — четырьмя болтами МЗ, заклеенными в опору шасси, и гайками МЗ. Колеса диаметром около 70 мм и шириной около 15 мм проще всего подобрать от детской игрушки. Желательно только оснастить их пластиковой или дюралюминиевой втулкой. Капот двигателя выклеивается из стеклоткани и эпоксидной смопы по пенопластовой болванке.

Можно также выколотить капот из листового алюминия марки Амг. Применение оргстекла или полистирола нежелательно — нагрев двигателя достаточно велик, и это может привести к деформации детали. Фонарь кабины вырезается из пластиковой бутылки подходящей формы — желательно голубого или зеленого цвета. Нужно только подобрать на тонкостенном сосуде подходящий по фopмe участок поверхности. Обтягивать консоли и детали хвостового оперения лучше всего пленкой типа «СуперМонокот» или лавсановой пленкой по технологии, хорошо известной моделистам, —с помощью клея БФ-2 и электроутюга. Все наружные поверхности деревянных деталей покрываются паркетным лаком или автоэмалью.Перед первым полетом необходимо проверить центровку модели.

Для этого снаряженная модель устанавливается на подставку, представляющую собой основание с двумя треугольными опорами — при этом вершины треугольников располагаются в районе корневых нервюр. Центр тяжести модели должен находиться в зоне около 30 процентов средней аэродинамической хорды (САХ). Чтобы удостовериться в этом, нужно замерить расстояние от передней кромки крыла до точки опоры, в которой модель будет находиться в безразличном равновесии, разделить это расстояние на длину хорды (для прямого крыла) и умножить на 100 процентов. Учтите, что передняя центровка не позволит поднять нос модели при посадке, а задняя сделает модель неустойчивой.

Если вы ни разу не поднимали радиоуправляемый самолет в воздух, лучше всего первые навыки получить на простейшем тренажере, основой которого станет только что построенная модель. Нужно только подвесить модель на нити таким образом, чтобы она находилась в горизонтальной плоскости. При хорошем ветре, манипулируя рулями направления высоты, а также элеронами, можно достаточно быстро научиться парировать крен, вводить аппарат в «пикирование» или «кабрирование», поворачивать его вокруг вертикальной оси. Методика эта, кстати, не нова — именно так начинали путь в небо многие планеристы в аэроклубах: они устанавливали планер на единственном колесе носом против ветра и удерживали его в «горизонте» с помощью ручки управления и педалей.

Ну, а теперь — в полет! Учтите, что двигатель должен вполне устойчиво работать как при горизонтальном положении модели, так и при поднятом вверх носе модели до угла 35 градусов. Сориентируйте модель носом против ветра и, удерживая ее, проверьте приемистость двигателя. Затем установите малый «газ», отпустите модель и начинайте плавно увеличивать «газ» до максимума. При разбеге модель обычно разворачивается влево вследствие реакции воздушного винта, поэтому нужно успевать парировать разворот отклонениям руля направления. Когда скорость модели приблизится к скорости отрыва, руль высоты надо плавно отклонить «на себя» и модель окажется в воздухе.

Учтите, что набор высоты должен происходить под небольшим углом. Будьте готовы к парированию кренов, вызываемых турбулентностями и вихрями вблизи земной поверхности. После достижения высоты около 50 м попробуйте сделать четыре разворота на 90 градусов с последующей посадкой. При повороте модель необходимо с помощью управления элеронами ввести в крен (около 45 градусов) и отклонить руль высоты «на себя» — при этом модель войдет в вираж. Закончив разворот, переведите руль высоты в нейтральное положение и выведите модель из крена.

После завершения четвертого разворота модель, как и при взлете, будет лететь против ветра. Для посадки следует сбросить «газ» и перевести модель на планирование. Когда модель опустится до высоты одного метра, ее переводят в горизонтальный полет.При этом скорость полета будет плавно уменьшаться до посадочной, а угол атаки модели увеличиваться, и в результате она начнет парашютировать.Правильно рассчитанный режим посадки обеспечивает касание земли всеми тремя колесами шасси в момент начала парашютирования.

 

Компоновка фюзеляжа радиоуправляемой модели: 1- шпангоут 1 (переклей из двух фанерных пластин s3 и двух пластин s1); 2- верхняя панель фюзеляжа (бальза, пластина s2); 3 — усиление боковой панели (фанера s1), 4- шпангоут 2 (фанера s3); 5 -место расположения отверстия под задний штырь фиксации консоли; 6- шпангоут 3 (фанера s3); 7 — боковая панель (бальза s4); 8 — шпангоут 4 (рамка из бальзовых заготовок s3); 9- шпангоут 5 (рамка из бальзовых заготовок s3); 10 — шпангоут 6 (рамка из бальзовых заготовок s3); 11 - киль (бальза, пластина s5); 12 — руль направления (бальза, пласгина s5); 13 —- петля типа «термик»; 14 — нижняя панель фюзеляжа (бальза, пластина s2); 15 -опора шасси (фанера s10); 16 -усиление борта (фанера s4); 17 рычаг привода элерона; 18 — горизонтальное оперение; 19 - установочный штырь крыла

 

Крыло: 1- корневая нервюра (бальза s4); 2- усиление корневой нервюры (фанера s4); 3- косынки (бальза s3); 4 —усиление корневой части элерона (фанера s1); 5 — задняя кромка (бальза, рейка 4x20); 6 — окантовка задней кромки (бальза, рейка 6x9); 7 - нервюра (бальза, пластина s4); 8 - полка лонжерона (сосна, рейка 4x6); 9 - элерон (бальза, пластина s6); 10 - концевая нервюра (бальза, пластина so); 11 - панель перстей кромки (бальза, пластина s4): 12- полунервюра носка крыла (бальза, пластина s4); 13 - передняя кромка (сосна, рейка 6x6); 14 - место расположения установочного штыря крыла; 15 -усиление зоны отверстия под установочный штырь (фанера s3); 16 — петля типа «термнк»; 17 -задний установочный штырь (бук. 4)

Установочный штырь крыла (сосна)

Горизонтальное оперение: 1 — петля типа «термик»; 2- руль высоты (бальза, пластина s8); 3 — задняя кромка (бальза, рейка 8x15); 4 - нервюра (бальза, пластина s3); 5 - - центральная часть (бальза, пластина s8); 6 – передняя кромка (бальза, пластина s8); 7 — законцовка стабилизатора (бальза s8)