Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Предлагаем вниманию юных авиаторов несложную радиоуправляемую модель самолета, которая поможет достаточно быстро освоить не только взлет и посадку, но и многие фигуры авиационного пилотажа. Аппарат проектировался под полуторакубовый двигатель, поэтому особое внимание обращалось на соблюдение культуры веса . Его идеальная масса — около 500 г (без двигателя и аппаратуры), поэтому основными материалами стали бальза и пенопласт. Сосна и фанера использовались в незначительных количествах.Аэродинамическая схема модели — высокоплан.

Крыло имеет плосковыпуклый профиль с относительной толщиной 12 процентов. Двигатель — МК-17 «Юниор» с рабочим объемом 1,5 см3. Следует предупредить, что в случае превышения массы аппарата более чем на 100 г на нее придется установить более мощный мотор — например, КМД-2,5. Для управления моделью по крену и по тангажу используются два канала: один — для элеронов и другой — для руля высоты. Руль направления не задействован, поскольку он необходим преимущественно на земле. Фюзеляж имеет прямоугольное сечение со скругленными углами. В носовой его части применяются силовые шпангоуты из 5-мм фанеры, в средней — сандвичевые, выклеенные из двух слоев 1-мм фанеры и 3-мм пластины из пенопласта ПС-100, и в хвостовой — рамочные шпангоуты из сосновых реек сечением 4x5 мм.

Обшивка фюзеляжа — из 3-мм пластин пенопласта марки ПС-100. Нарезка пенопластовых пластин про¬изводится с помощью несложного станочка, состоящего из доски-основания, пары изоляторов и натянутой между ними нагреваемой нихромовой проволо¬ки. Зазор между проволокой и основанием должен составлять 3 мм.Степень нагрева нихромовой проволоки подбирается экспериментально с помощью ЛАТРа (идеальными можно считать пластины, полученные с ровной остеклованной поверхностью) Моторама вырезается из подходящего дюралюминиевого профиля таврового сечения с толщиной полки 3 мм. крепится она к первому силовому шпангоуту четырьмя болтиками и гайками с резь¬бой М2,5. Топливный бак размерами 50x30x42 мм и емкостью около 60 мл паяется из белой жести толщиной 0,3 мм

Располагается он в отсеке между первым и вторым шпангоутами и закрепляется в четырехугольном отверстии пенопластовой горизонтальной перегородки с помощью эпоксидного клея. Следующий отсек предназначен для аппаратуры дистанционного управления и элементов питания. Надежнее всего располагать их в поролоновых блоках, вырезав в них углубления под корпуса — при таком расположении даже жесткие посадки не повредят нежной электронике. Стойки шасси выгибаются из стальной проволоки марки ОВС диаметром 2,5 мм — передняя стойка закрепляется на основании моторамы, задние — на третьем шпангоуте Облегченные колеса вырезаются из плотного пенопласта; шины представляют собой резиновые кольца, вырезанные из подходящего шланга. Можно также в качестве шин использовать виниловую изоленту, на¬крутив ее на каждое из колес. Втулка такого колеса представляет собой отрезок пластикового стержня от шариковой гелевой ручки. Каждое из колес фиксируется на оси двумя припаянными к ней шайбами Киль модели вырезается из пенопластовой пластины толщиной 5 мм; передняя его кромка скругляется, задняя — заостряется.

В фюзеляже киль закрепляется с помощью эпоксидного клея. Крыло модели имеет несимметричный плосковыпуклый профиль с относительной толщиной 12 процентов, обладающий хорошими несущими свойствамиПолки лонжерона — сосновые, переменного сечения: 12x3 мм у корня кры¬ла и 3x3 мм на его конце. Стенка лонжерона— бальзовая. из пластины толщиной 3 мм. Из бальзы делаются также передняя и задняя кромки крыла, элерон и обтекатель в центральной части крыла . Бальзовым шпоном обшиваются также лобик крыла и задняя его часть. Нервюры вырезаются из пенопласта марки ПС-100. Первым делом, согласно таблице контрольных сечений крыла, изготавливаются два шаблона, соответствующие профилю крыла, после чего с помощью инструмента, состоящего из станочка лучковой пилы и нихромовой проволо¬ки, вырезается профилированная заготовка, которая затем раскраивается на “дольки” нервюры толщиной по 5 мм

Центральная часть крыла обшита бальзовым шпоном толщиной 1 мм В передней части крыла, по оси его симметрии, располагается буковый штырь-фиксатор диаметром 5 мм, зад¬няя часть крыла крепится к фюзеляжу дюралюминиевым винтом с резьбой М5, для чего в крыло врезается дюралюминиевая втулка с отверстием диаметром 5 мм, а в фюзеляж — дюралюминиевая резьбовая втулка с резьбой М5 Элероны — бальзовые. к крылу каждый подвешивается на трех петлях-«восьмерках» из капроновых ниток . Рычаги-торсионы привода элеронов выполнены из стальной проволоки диаметром 2 мм. Рулевая машинка управления элеронами установлена в центральной части крыла, с рычагами-торсионами качалка рулевой машинки соединяется парой тяг с наконечниками-вилками.

Горизонтальное оперение собирается из бальзовых реек толщиной 5 мм на эпоксидном клее. Руль высоты — также бальзовый, на стабилизаторе он шарнирно закрепляется с помощью трех петель восьмерок из капроновых ниток. Кабанчик руля высоты сделан из отрезка стальной проволоки диаметром 2 мм — с одной из его сторон нарезана резьба М2, с другой загнуто колечко с внутренним диаметром 2 мм. Крепление кабанчика на руле высоты — с помощью пары гаек и двух шайб. Крыло и горизонтальное оперение обтягиваются лавсановой пленкой по стандартной модельной технологии — сиспользованием клея «Момент» и не¬большого утюжка Пенопластовые элементы сначала обрабатываются шкуркой, после чего покрываются однокомпонентным паркетным лаком

Загрунтованные таким образом поверхности окрашиваются автоэмалью В процессе изготовления регулярно проверяется центровка модели и при необходимости корректируется облегчением элементов {в крайнем случае можно утяжелять переднюю или заднюю часть модели). Перед полетами окончательно уточняется центровка. Для этого снаряженную модель устанавливают на подставку с двумя треугольными опорами — вершины этих треугольников должны располагаться на крыле, в районе корневых нервюр . Перемещая модель вперед или назад, добиваются ее равновесия . Если модель собрана правильно, центр ее тяжести должен располагаться на линии 25— 30 процентов хорды крыла. Следует учесть, что передняя центровка не позволит поднять нос модели при посадке, а задняя сделает ее неустойчивой.

Прежде чем отправлять модель в пер¬вый полет, потренируйтесь на своеобразном тренажере, в роли которого выступит сама модель. Дождитесь ветреной погоды и подвесьте аппарат на прочной нити так, чтобы он находился в горизонтальной плоскости, носом навстречу ветру Манипулируя рулями высоты и эле¬ронами, научитесь парировать крены, а также вводить аппарат в «пикирование» или «кабрирование». Когда доведете свои действия по управлению моделью до автоматизма, отправляйте ее в полет. Сначала запустите двигатель и отрегулируйте его.

Далее установите аппарат носом против ветра и отпустите его. При достижении моделью скорости отрыва (когда она начинает подпрыгивать и зависать в воздухе) плавно возьмите руль высоты «на себя» таким образом, чтобы набор высоты происходил под небольшим углом. При этом не забывайте парировать крены. После набора аппаратом высоты око¬ло 50 м попробуйте сделать классическую «коробочку» — четыре разворота на 90 градусов с последующей посадкой. Чтобы осуществить поворот, модель вводят в крен до 45 градусов и одновременно берут ручку «на себя» — при этом модель входит в вираж. После поворота руль высоты переводится в нейтраль — и модель выводится из крена Если вы правильно выполнили все четыре разворота, то после завершающего виража аппарат у вас, как и при взлете, будет лететь против ветра.

Поскольку у модели отсутствует управление режимом работы двигателя, продолжительность полета определяется количеством топлива в баке.При пробных запусках замерьте время выработки топлива и при выполнении полетов старайтесь, чтобы ко времени окончания работы двигателя модель летела навстречу ветру. Когда начнутся перебои в работе мотора, переведите аппарат на планирование, а после достижения им высоты около одного метра переведите его в горизонтальный полет. Следующая стадия — выдерживание, когда модель постепенно теряет скорость вплоть до посадочной.При этом угол атаки следует постепенно увеличивать. Касание земли колесами следует обеспечить в момент начала парашютирования.

Конструкция модели (на плановой проекции крыло 4 и верхняя обшивка 33 условно не показаны)" 1 —двигатель МК-17 «Юниор», 2 —болты МЗ и лайки крепления моторамы, 3 —топливный бак емкостью 60 мл (белая жесть s0,3); 4 — крыло; 5 — рулевая машинка привода элеронов, 6 - тяга привода элеронов (дюралюминиевая спица 01,5); 7 — винт М5 крепления крыла, 8,9,11,17,30 - рамочные шпангоуты; 10,14 — стрингеры (пенопласт, рейка 5x5), 12 — киль (пенопласт, пластина s5); 13 — горизонтальное оперение; 15 — обшивка боковой поверхности фюзеляжа (пенопласт, пластина s3), 16 — тяга привода руля высоты (дюралюминиевая спица 2 мм); 18 — опора рулевой машинки (пенопласт); 19 — рулевая машинка привода руля высоты; 20 — рессора основного шасси (сталь, проволока ОВС 2,5); 21 — усиление носовой части (сосна, пластина s3); 22,27 —саидвичевые шпангоуты (выклеены из 1-мм фанеры и пенопластовой пластины s3), 23 — передняя стойка шасси (сталь, проволока ОВС 2,5), 24 — моторама (дюралюминий, тавр с полками s3), 25 --силовой шпангоут (выклейка из 5 слоев 1-мм фанеры); 26 — ложемент крыла (фанера s1), 28 — основание рулевой машинки (фанера s5); 29-- винты-саморезы крепления рулевой машинки); 31,32— элементы рамки шпангоута (сосна, рейка 4x5); 33 — обшивка верхней поверхности фюзеляжа (пенопласт s3); 34,35 — прижимы рессоры

 

Крыло: 1 — заполнение задней части центроплана (бальза, рейка 8x25); 2 — зашивка (бальза, пла¬стина s1,2), 3 — нервюра (пе¬нопласт, пластина s5, 24 шт); 4 — гнездо под рулевую машинку (липа, пластина s3); 5 — лон¬жерон (сосна, рейка переменного сечения 3x3 у концов крыла и 3x12 по оси симметрии), 6 — передняя кромка крыла (бальза, рейка 8х 13), 7 — элерон (бальза, рейка 8x25), 8 -- зашивка лобика крыла (бальза, пластина s 1,2), 9 — петля-«восьмсрка» (капроновая нить), 10 — задняя кромка крыла (бальза, рейка 3x6); 11 —рычаг-торсион привода элерона (сталь, проволока ОВС 2); 12 — втулка под винт крепления крыла (дюралюминий Д16Т); 13 — рулевая машинка привода элеронов, 14—штырь фиксации крыла (бук, стержень 5), 15 — стенка лонжерона (бальза, пластина s3, 2 шт)

 

Горизонтальное оперение: 1 - руль высоты (бальза, рейка 5x30), 2 — петля-«восьмерка» (кап¬роновая нить), 3 - задняя кромка (бальза, рейка 5x15); 4 — центральная нервюра (бальза, пластина s5), 5 — передняя кромка (бальза, рейка 5x20), 6,7,8 — нервюры (бальза, рейка 5x6); 9 — законцовка (бальза, рейка 5x20)

 

Таблица профиля крыла

 X(мм)

 Y(мм)

1,8 

5,0

3,6

7,4

7,2

11,0

10,8

13,8

14,4

15,2

18,0

17,0

27,0

19,7

36,0

21,0

45,0

21,6

54,0

21,6

72,0

20,4

90,0

18,0

109,5

15.0

126,0

11,6

144,0

8,1

162,0

4,1

171,0

2.0

180,0

0,7