Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПЛАНЕР

Аэродинамическая схема электромотопланера — низкоплан с прямым крылом большого удлинения с относительной толщиной профиля 14 процентов. Основа силовой установки аппарата—электродвигатель типа SPEED-600 с электронным выключателем—такая его особенность позволяет коммутировать мотор в полете. В принципе, подойдет и двигатель без такого устройства—придется только установить на модель еще одну рулевую машинку для привода самодельного механического выключателя. Для дистанционного управления электромотопланером используются три канала—по крену (элероны), по тангажу (руль высоты) и по коммутированию электродвигателя. В принципе, можно было бы задействовать также и руль направления, однако в полете он, как правило, не используется.

При изготовлении модели широко использовались самодельные пенопластовые панели — заготовки для них толщиной 3 мм вырезались из потолочных пенопластовых плит. Толщина последних, составляет, как правило, около 6 мм, поэтому их пришлось «распускать» на две части с помощью самодельного электротерморезака — ровной деревянной доски, над которой на высоте 3 мм (дистанция эта определялась толщиной двух прокладок из термостойкого материала) натягивалась нихромовая проволока, накаляемая электрическим током. Для подбора необходимой температуры нагрева использовался ЛАТР — трансформатор с регулируемым напряжением. Оптимальной можно было считать температуру, при которой поверхность разреза у заготовки получалась как бы остеклованной. Фюзеляж модели имеет прямоугольное сечение со скругленными углами. В носовой его части устанавливаются два шпангоута из фанеры толщиной 3 мм с прорезанными в них круглыми отверстиями по диаметру электродвигателя. Остальные шпангоуты—сэндвичевой конструкции, каждый склеен эпоксидной смолой из двух 1-мм пластин липового шпона и пенопластового заполнителя толщиной 3 мм.

Боковины фюзеляжа также склеены из липового шпона и пенопласта—в отличие от шпангоутов шпон к пенопластовому заполнителю приклеивается только с внешней стороны.Склейка «сэндвичей» производилась на ровной доске—промазанные «эпоксидкой» и сложенные вместе пенопластовые и липовые заготовки раскладывались на ней и прижимались с помощью груза (пластиковых пакетов с песком) такой же доской. Между досками и заготовками прокладывалась полиэтиленовая пленка—в противном случае можно было получить «бутерброд» из намертво склеенных пары досок и столь нужных нам панелей.\После вырезки из «сэндвичей» заготовок боковин фюзеляжа каждая из них оконтуривалась сосновыми рейками сечением 5x5 мм—операция эта производилась в стапеле с помощью все того же эпоксидного клея. Сам же стапель—это ровная доска с изображенным на ней контуром боковины фюзеляжа и забитыми вдоль этого контура гвоздями диаметром около 4 мм с шагом 50—60 мм. \>Из таких же заготовок-сэндвичей вырезались верхние и нижние панели фюзеляжа.

Сборка фюзеляжа производилась в два этапа. Сначала —предварительная («сухая») сборка с применением резиновых колец, булавок и канцелярских зажимов—при этом этапе проверялись правильность изготовления деталей и их соответствие друг другу и проводилась взаимная подгонка, в шпангоутах прорезались отверстия для соединительных проводов аппаратуры дистанционного управления и для тяги привода руля высоты. \Далее детали последовательно промазывались эпоксидным клеем и с помощью все тех же резинок, зажимов и булавок закреплялись на предназначенных для них местах. После окончания сборки, в период, пока «эпоксидка» еще не полимеризовалась, фюзеляж проверялся на симметричность, отсутствие перекосов и крутки. После полимеризации клея углы фюзеляжа скруглялись и поверхности его вышкуривались и подшпаклевывались. Горизонтальное оперение состоит из липового каркаса и пенопластового заполнения.

Профиль стабилизатора—плоский, со скругленной передней и заостренной задней кромкой. Лопасти руля высоты—бальзовые, между собой они соединяются торсионом, согнутым из отрезка дюралюминиевой вязальной спицы диаметром 2 мм, а со стабилизатором соединяются на петлях из капроновой тесьмы. \На левой лопасти руля закреплен кабанчик управления, согнутый из дюралюминиевой полоски толщиной 1 мм. Киль модели цельнобальзовый, он вырезан из пластины толщиной 4 мм. Профиль его также плоский, со скругленной передней и заостренной задней кромкой. \После установки на фюзеляж киля и горизонтального оперения, а также предварительного монтажа в него электродвигателя, аккумуляторов, приемника и рулевых машинок имеет смысл ориентировочно определить расположение центра тяжести фюзеляжа в сборе.

В принципе, он должен располагаться в районе 25—30 процентов хорды крыла, в противном случае придется либо облегчать (загружать) хвостовую часть, либо, в крайнем случае, смещать вперед или назад крыло относительно фюзеляжа. \Крыло мотопланера имеет несимметричный двояковыпуклый профиль с относительной толщиной 14 процентов, обладающий хорошими несущими свойствами и малой скоростью сваливания. Крыло имеет выраженную V-образность—она составляет около 5 градусов относительно горизонтали; установочный угол крыла составляет 2 градуса. Конструктивно крыло состоит из двух симметричных половин, состыкованных по оси симметрии с помощью сосновых вставок и зашивки шпоном центральной его части. \Лонжерон крыла—двухполочный, с сосновыми полками сечением 10x3 мм, межполочное пространство заполнено пенопластом. Из сосны сделана также передняя и задняя кромки. Нервюры крыла вырезались из таких же сэндвичевых заготовок, что и шпангоуты фюзеляжа—они также состоят из двух внешних слоев липового шпона толщиной 1 мм и пенопластовой пластины толщиной 3 мм.

В центральной части крыла лонжероны правого и левого полукрыльев соединены друг с другом с помощью сосновой вставки, по оси симметрии вклеена липовая бобышка — на ней в дальнейшем будут закреплены стойка шасси и буковый штырь фиксации крыла. Крепление крыла к фюзеляжу производится парой винтов с резьбой М5—под них в крыло заклеиваются две дюралюминиевые втулки с внутренним диаметром 5 мм. а в фюзеляж—две резьбовые втулки с резьбой М5. Элероны вырезаны из бальзы: на крыло они навешиваются с помощью петель, представляющих собой отрезки капроновой тесьмы. Рычаги-торсионы привода элеронов согнуты из стальной проволоки диаметром 2 мм. Крыло и горизонтальное оперение обтягивались лавсановой пленкой по стандартной авиамодельной технологии— с использованием клея типа БФ-6 и небольшого утюжка. Шасси электромотопланера—одностоечное, с обрезиненным пластиковым колесом диаметром 36 мм , позаимствованным от детской игрушки. Стойка—из листового дюралюминия толщиной 2,5 мм; на крыле она закреплена двумя винтами-саморезами.

В задней части фюзеляжа установлен хвостовой костыль, согнутый из стальной проволоки диаметром 2 мм. В завершение несколько практических рекомендаций. На законцовках крыла имеет смысл установить дополнительные опоры—две полукруглые дуги из дюралюминиевой проволоки диаметром 2,5 мм—они предохранят обшивку и элероны при посадке. В конце работы необходимо окончательно уточнить центровку электромотопланера. Как уже упоминалось—она должна составлять 25—30 процентов хорды крыла. Перед полетами рекомендуем потренироваться в управлении электромотопланером, не поднимая его в воздух. В ветренную погоду подвесьте модель на прочной нити, закрепленной в центре ее тяжести на перекладине турника, ветке дерева или на конце наклонно установленной трехметровой рейки, и попробуйте поуправлять электромотолланером—ввести его в крен и вывести из него, заставить кабрировать (задирать нос) или пикировать. Запуск мотопланера лучше всего осуществлять леером или с помощью резинового шнура-амортизатора.

В крайнем случае модель можно запускать с рук. Следует иметь в виду, что запас мощности у электродвигателя небольшой и. соответственно, скороподъемность у модели невысокая, так что не следует от нее ждать умопомрачительных фигур пилотажа. Зато возможностей «порулить» мотопланером в поисках восходящих потоков у вас будет предостаточно. Нужно учесть, что при отсутствии руля направления модель совершает разворот при введении ее в крен и одновременном переводе ручки управления рулем высоты «на себя»—при этом она входит в вираж; остается лишь дождаться нужного курса, парировать крен с одновременным переводом ручки управления рулем высоты в нейтраль.

Посадку необходимо совершать против ветра. В принципе, отбалансированная модель при планировании может сесть и самостоятельно—достаточно лишь вывести ее на посадочный курс, довести до высоты 2—3 метра и установить ручки управления в нейтраль. Однако лучше все же сажать электромотопланер с непосредственным участием пилота, в задачу которого входит выведение модели на посадочный курс, а после достижения ею высоты в 1 метр—перевод аппарата в горизонтальный полет для выдерживания с потерей скорости вплоть до посадочной. Далее следует плавное увеличение угла атаки модели вплоть до начала парашютирования. Идеальной посадка будет в том случае, если момент касания земли колесом совпадет с началом парашютирования.

 

Компоновка электромотопланера: 1—кок винта; 2—электродвигатель типа Speed-600; 3, 7—крепление верхней съемной панели фюзеляжа (винты-саморезы 2,5); 4—отсек аппаратуры дистанционного управления; 5 —фонарь; б—отсек аккумуляторов; 8, 17,18, 29 шпангоуты («сэндвичи» из пенопласта s3 и двух слоев липового шпона s1); 9—верхняя съемная панель фюзеляжа («сэндвич» из пенопласта s3 и одного слоя липового шпона s1); 10—крепление рулевых машинок (винты и гайки с резьбой М2,5); 11 —тяга привода руля высоты (дюралюминий, проволока 2,5); 12—верхняя несъемная панель фюзеляжа («сэндвич» из пенопласта s3 и одного слоя липового шпона s1); 13—киль (бальза, пластина s3); 14—костыль (проволока ОВС 2); 15—горизонтальное оперение; 16—бобышка (бальза); 19 - нижняя панель фюзеляжа («сэндвич» из пенопласта sЗ и одного слоя липового шпона s1) 20—рулевая машинка привода руля высоты; 21—рулевая машинка привода элеронов; 22—тяга привода элеронов (дюралюминий. проволока 2); 23—крепление крыла (винт-саморез 4); 24—рычаг-торсион привода элеронов (дюралюминий, проволока 2,5); 25- днище отсека аккумуляторов («сэндвич» из пенопласт sЗ и двух слоев липового шпона s1); 26- крепление стойки шасси (винт-саморез 4); 27—колесо шасси 36; 28—ложемент для крыла (липа, шпон s2); 30,32—передние шпангоуты (фанера s3); 31 —основание рулевых машинок (фанера s4);33,34; 35 и 36—поперечины (липа, рейка 5 х 10); 37—крыло; 38—кабанчик привода руля высоты (дюралюминий, 51)

 

 

Компоновка крыла (лавсановая обшивка крыла условно не показана): 1 —стыковочный штырь (бук, стержень 5); 2—задняя кромка крыла (сосна, рейка 3 х 12); 3 —рычаг-торсиои привода элерона (проволока ОВС 2 ); 4—полка лонжерона (сосна, рейка 4 х 10); 5—передняя кромка (сосна, рейка 10 х 12); 6,10—усиливающая косынка (липа); 7—петля навески элерона (капроновая тесьма); 8 -укороченная нервюра («сэндвич» из пенопласта sЗ и двух слоев липового шпона s1); 9—элерон (бальза); 11—законцовка (липа); 12—заполнение лонжерона (пенопласт); 13—зашивка центральной части крыла (липа, шпон s2); 14—нервюра («сэндвич» из пенопласта sЗ и двух слоев липового шпона s1); 15—усиление центральной нервюры (липа, шпон s2); 16—стенка (липа, рейка 5x10)

 

 

Горизонтальное оперение: 1 —лопасть руля высоты (бальза); 2—центральная перемычка (липа, пластина s5); 3-торсион (дюралюминий, проволока 2,5); 4—заполнение (пенопласт); 5—петля навески руля высоты (капроновая тесьма); 6—передняя кромка (сосна, рейка 5 х 6); 7 - стенка (сосна, рейка 5 х 5); 8—усиливающая косынка (липа); 9—законцовка (липа)