Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЙ САМОЛЕТ КЛАССА F3A

Предлагаемая вниманию пилотажников чемпионатная модель класса РЗА построена в 1990 году. Она прошла «испытания» в соревнованиях различного ранга и помогла констоуктору мастеру спорта СССР Виктору Мандрике стать первым на чемпионате РСФСР в 1990 году, а на чемпионате СССР завоевать «серебро». Одной из особенностей модели является возможность ее разборки. Все детали для транспортировки укладываются в «чемодан» размером 200X540X900 мм, где одновременно размещается аппаратура и стартовое оборудование.

Масса полностью укомплектованного «чемодана» не превышает 10 кг. Надо отметить увеличенную полетную массу самой модели — она равна 4290 г. Столь большая величина полностью оправданна при полетах в сильный порывистый ветер,— тяжелая «пилотажка» меньше реагирует на порывы и турбулентность атмосферы. Кстати, сейчас и за рубежом наблюдается тенденция увеличения полетной массы моделей этого класса до 4600 г. Естественно, для подобного аппарата требуется и более мощный двигатель. Выход — в использовании длинноходного двухтактного мотора либо в переходе на четырехтактник рабочим объемом 20 см3. На предлагаемой модели первоначально устанавливался двигатель «Моки» венгерского производства. Однако затем он был заменен на длинноходный ТК-10 фирмы «Мастер» из города Ярославля. >Сравнивая оба варианта, надо отметить: несомненные преимущества за последним, Длинноходный двигатель обеспечивает более протяженные вертикали на фигурах, появилось выраженное ощущение легкости полета.

Слуховое восприятие стало приятнее, что и понятно — исчезли высокочастотные составляющие звука, так как ТК-10 работает на оборотах, примерно равных 12 000 об/мин. При отладке модели особое внимание уделено воздушному винту. Его параметры — 280X250 мм (диаметр X шаг), выполнен из красного дерева (хорошие результаты дает и береза). Моторама крепится на четырех винтах М5 к переднему шпангоуту фюзеляжа, выполненному из стеклотекстолита СТЭФ толщиной 4 мм. Сама моторама выфрезерована из дюралюминия. Резиновые втулки-амортизаторы изготовлены из резинового шланга наружным диаметром 10 мм. Устройство подвески моторамы обеспечивает максимальную простоту регулировки: вращая винты, можно выставить любые углы выкоса оси воздушного винта.

Для данной модели опытным путем были найдены следующие оптимальные значения этих углов: 1° вниз и 5° вправо. Резонансная труба располагается под фюзеляжем в открытой нише и подкрепляется хомутом на стойке шасси. Штуцер отбора давления для наддува бака расположен в месте максимального сечения трубы. Фюзеляж — цельнобальзовый. Толщина боковых панелей равна 5 мм, причем она уменьшается к хвосту до 3,5 мм. Носовая часть оклеена изнутри стеклотканью толщиной 0,1 мм. Стыковой шпангоут выполнен из стеклотекстолита марки СТЭФ-1,5 и имеет четыре винта, доступ к которым при сборке-разборке фюзеляжа осуществляется через легкосъемный фонарь и нишу резонансной выхлопной трубы. Половины фюзеляжа центрируются специальными втулками. Надежность связи шпангоутов с бальзовыми элементами увеличена за счет накладки стекложгута и полос из стеклоткани.

Центральный силовой шпангоут выполнен из стеклотекстолита СТЭФ-3, к нему приклепаны узлы крепления крыла (Д16Т) и узлы шасси, имеющие гнезда под четыре винта МЗ. Консоли крыла монтируются с помощью одного винта М5 из стали ЗОХГСА (две консоли — два винта) и вспомогательными винтами М4 в районе задней кромки. Крыло делается по матричной технологии методом вакуумного формования, с применением полиэтиленового мешка. Обшивка крыла (точнее — «панели») образована пенопластовым наполнителем (пенопласт марки ПХВ, хотя допустимо использовать и такие марки, как ПС-4-40 или ПС-1-65) и стеклотканью (0,06 мм снаружи и изнутри) на эпоксидной смоле. Толщина пенопласта выбирается в пределах 2,5—3 мм в зависимости от плотности материала. Нервюры при данной силовой схеме крыла отсутствуют.Лонжерон обычный — его полки из сосны заформованы в панели обшивки, а при сборке всего крыла вклеивается стенка лонжерона из бальзы средней плотности. Одновременно ставится еще одна стенка из бальзы для подкрепления обшивки в задней части профиля и фальшстенка, по которой впоследствии от готового крыла отрезаются элероны. Особого внимания заслуживает работа над узлами крепления крыла.

Стыковочная вилка приклепывается к стеклотекстолитовой накладке лонжерона с помощью заклепок 2,5 мм. Весь узел вклеивается в бальзовую стенку лонжерона с предварительной прорезкой сосновых полок. После отверждения связующего полки в двух местах заматываются нитью из кевлара или капрона. Элероны приводятся в действие двумя рулевыми машинками, размещаемыми в объеме крыла. Стабилизатор и киль изготовлены из упаковочного пенопласта и имеют бальзовую обшивку. Наружная обшивка — стеклоткань толщиной 0,03 мм.

Стабилизатор крепится на фюзеляже одним винтом М2,5; в районе руля высоты имеет два направляющих штыря, заклеенных в боковинах фюзеляжа. Узел стыковки руля поворота включает в себя пластины с припаянными втулками и штырем, поэтому материалом для пластин выбран фольгированный стеклотекстолит. При съеме руля достаточно отвернуть фиксирующий винт и поднять руль вверх. Стойка шасси сделана из двух титановых пластин толщиной 2 мм. При изготовлений заготовки свариваются точечным методом, а после профилировки стойки периметр проваривается полностью. Такая конструкция позволяет при малых размерах и массе шасси использовать любые «грубые» взлетные площадки.

 



Модель в разобранном виде


Узел навески моторамы: 1 — шпангоут (стеклотекстолит 3 мм), 2,— моторама (Д16Т), 3 — винт М5 (ЗОХГСА), 4 — распорная втулка, 5 — резиновая амортизационная втулка, 6 — шайба, 7 — анкерная гайка М5, 8 — контргайки М5, 9 — заклепка.


Узел стыковки фюзеляжа: 1 — половины разъемного шпангоута (одинаковые), 2 — анкерная гайка, 3 — фланец, 4 — винт, 5 — заклепка, 6 — борт.


Центральный фюзеляжный узел крепления крыла: 1 — шпангоут (стеклотекстолит 4 мм), 2 — нижний кронштейн, 3 — верхний кронштейн, 4 — болт, 5 — стыковочная вилка крыла, 6 — стенка-накладка (стеклотекстолит 1,5 мм), 7 — полка лонжерона, 8 — стенка лонжерона, 9 — узел крепления стойки шасси, 10 — резонансная труба, 11 — стойка шасси.


Формовка половин панельной обшивки крыла: 1 — матрица, 2 — фальшстенка, 3 — стенка, 4 — наполнитель (пенопласт), 5 стенка лонжерона. А — базовая плоскость.


Узел навески руля поворота: 1 — фигурный винт М5 (Д16Т), 2 — втулка с резьбой М5, 3 — пластина, 4 — пластина с припаянной втулкой, 5 — бобышка (бальза), 6 — руль поворота.


Таблица координат профиля крыла- первая часть

х%

0

2,58

5,13

7,7

10,4

12,8

15,4

18

20,5

23,1

У%

0

2,58

3,84

4,86

5,64

6,27

6,8

7,16

7,44

7,7

 

вторая часть


25,8

28,2

30,8

35,9

43,6

51,3

61,5

71,6

82,0

92,3

100

7,95

7,95

7,92

7,84

7,44

6,8

5,76

4,62

3,2

1,8

0,64

 


Профиль крыла