Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЙ УЧЕБНЫЙ САМОЛЕТ

Прежде всего — об аппаратуре управления моделью. Применение хорошо зарекомендовавшей себя системы типа «Пилот», «Старт» или «РУМ». Для них характерны безотказность работы и достаточная помехозащищенность, чего никак не скажешь о современных доступных пропорциональных системах.Конечно, дискретная уже не считается «модной», и на стартах обладатели «Супронаров» или «Новопропов» будут выглядеть более профессионально. Но... лишь до тех пор, пока после целого ряда аварий модели они не придут к выводу, что все же старенькая дискретная лучше «убийственной» пропорциональной. Кстати, подобная характеристика пропорционалки могла быть использована и без кавычек, если припомнить, сколько авиамодельной техники, сил, энтузиазма и лучшего творческого времени действительно угроблено из-за невысокой надежности доступной аппаратуры в том числе и «Сигнала»

Для повышения надежности бортовой части «Пилота» мы полностью переработали наиболее ущербный узел — рулевую машинку — и ввели раздельное питание приемника (аккумулятор 7Д-01) и исполнительных механизмов (плоская батарея типа «Планета»). Новые рулевые машинки представляют собою простейший механизм с электродвигателем и центробежным рычажным исполнительным устройством, конструкция которых хорошо видна на рисунке.При показанных размерах и двух грузах тяговое усилие машинки от 0,25 до 0,47 кг, ее полная масса 35 г, ток, потребляемый включенной машинкой,— от 70 до 1 50 мА. Надо заметить, что простейшим увеличением числа грузов можно добиться значительного усиления тяги. В качестве двигателя используется моторчик от штатной рульмашинки либо ДК-5-19.

Кстати, для однокомандных моделей вместо приемника «Пилота», какой не всегда есть в распоряжении кружковцев, можно воспользоваться приемником детской аппаратуры «Сигнал». С передатчиком «Пилота» система работает надежно. Под дискретную аппаратуру можно рекомендовать два типа моделей для обучения пилотажу. Первый тип — простейший, с управлением лишь рулем поворота. Подобная техника показана на рисунке 1.

Эту модель характеризуют плоский фюзеляж, по трудоемкости близкий к простому крылу учебного самолетика, элементарная силовая схема и... хорошие летные качества. Кроме обучения заходу на посадку и взлету, на ней удается выполнить и такие фигуры, как крутые нисходящие спирали и штопор, из которого модель легко выходит сама.Но больший интерес представляет радиоуправляемая второго типа, рассчитанная как минимум на двухканальную аппаратуру. При близких конструкционных и летных параметрах возможности управления гораздо шире, так как эта машина имеет закрылки, отклоняемые машинками вниз независимо друг от друга.

Фюзеляж этой модели — смешанной конструкции.Впереди это сплошная пластина из 10-мм фанеры, липы или осины, имеющая сквозные окна для бортовой части аппаратуры. Хвостовая балка представлена двумя лонжеронами сечением 6Х 11 мм, заполнением из пенопласта типа ПХВ и дополнительным стрингером 4X11 мм. Готовый фюзеляж обшивается тонкой фанерой. Крыло классической схемы: с нервюрами из 1,5-мм фанеры, передней кромкой сечением 4Х10 мм, двумя двухполочными лонжеронами из реек сечением 4X6 мм и задней кромкой 6X6 мм. Закрылки вырезаны из липы и навешены на петлях обычного типа. Сборка крыла ведется на подготовленном пилоне двигателя, отделенном от готового фюзеляжа, на эпоксидном связующем (на смоле собирается вся модель). Крыло съемное; с фюзеляжем оно стыкуется с помощью языка из 10-мм фанеры, снизу армированного листовым дюралюминием, и двух пластин из Д16Т толщиной 1,5 мм, приклепанных к центрально расположенному пилону.

Обшивка крыла — лавсановая пленка толщиной не менее 20 мкм. Боковая устойчивость модели обеспечена пенопластовыми «ушками», поставленными под 45° к совершенно ровному крылу. Угол отклонения закрылков — в пределах 20°. Стабилизатор: нервюры из 1,5-мм фанеры, передняя кромка —4X8 мм, стрингер (как и на крыле)—3X4 мм, двухполочный лонжерон — рейки 3X7 мм (как и на крыле — с фанерной стенкой лонжерона), задняя кромка—ЗХ10 мм, законцовки — пенопласт типа ПХВ. На фюзеляже монтируется с помощью П-образной пластины и винта МЗ, что позволяет легко регулировать угол установки. Киль вырезается из фанеры толщиной 2 мм и намертво монтируется в балке фюзеляжа. Вся модель по незащищенным лавсановой пленкой местам покрывается нитролаком и окрашивается. Двигатель — рабочим объемом 2,5 см3 (в хорошем техническом состоянии) либо калилка того же объема.

За счет раздельного или совместного управления закрылками на данной модели легко удаются многие фигуры пилотажа, вплоть до «мертвых петель». При выполнении последних траекторию и положение модели несложно подкорректировать с помощью тех же закрылков. При всем этом основные геометрические параметры самолета выбраны так, что без вмешательства пилота в управление модель сама быстро восстанавливает режим устойчивого горизонтального полета даже после штопора, как в моторном полете, так и на планировании. Скорость устоявшегося безмоторного полета — около 50—60 км/ч.

 


Рис 1. Учебная радиоуправляемая авиамодель с плоским фюзеляжем. Управление — только по курсу (при отсутствии сигнала руль поворота отклонен влево, при подаче — вправо); механизм рулевой машинки смонтирован на киле.



Р и с. 2. Радиоуправляемая авиамодель с двухканальным дискретным независимым управлением закрылками.


Рис. 3. Исполнительный механизм центробежного типа (рулевая машинка).