Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК СХЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНЕРОВ

Построив модель планера, хочется поскорее испытать ее в полете. Но проявим терпение. Проверим сначала крепления, посмотрим, нет ли перекосов слишком близко к носу, во втором — слишком далеко. Поэтому в первом случае передвинем крыло назад, а во втором — вперед или загрузим дополнительно нос модели свинцом. Если модель делает горки от сильного толчка, уменьшим силу толчка.

Если при запуске модель круто летит вниз или приземляется поблизости, значит, ее ЦТ нужно передвинуть назад. Причиной крутого спуска модели может быть также малый угол атаки крыла или большой угол атаки стабилизатора. Такое же явление возможно и при искривлении рейки (например, от натяжения резиномотора). Этот дефект устраним установкой в центре рейки вертикальной стойки из бамбука и натяжением через нее нитки от носа фюзеляжа к хвостовому оперению.

Отклоняться в ту или иную сторону модель может, если отогнулся киль или изменились углы атаки концов крыла. В первом случае киль отогнем в обратную сторону, а если это не удастся, снимем обтяжку и исправим перекос, подогрев киль, и снова его обтянем. Одной из причин разворотов модели в горизонтальной плоскости может быть отсутствие симметрии по массе. Чтобы проверить такую симметричность модели, перевернем ее на спину, привяжем нитку к фюзеляжу в месте расположения ЦТ и подвесим модель.

Если нет весовой симметрии, на легкий конец крыла наклеим пластиночку свинца. Второй причиной полета модели кругами с глубоким креном часто оказывается отсутствие аэродинамической симметрии, т. е. профиль одной половины крыла больше, чем другой, или площадь одной половины крыла больше другой. Крен модели бывает в сторону крыла с меньшей подъемной силой.

После исправления ошибок модель должна совершать плавный планирующий полет. После того как будут выработаны навыки в запуске модели с колена, начнем запускать ее стоя, приподняв над головой. Правильно отрегулированная модель планера при запуске из рук с полного роста пролетает 20—25 м. Окончательно отрегулированную и загруженную свинцом модель планера взвесим и определим получившуюся нагрузку на несущую площадь по формуле где G — масса модели (г); SKp — площадь крыла (дм2); SCT — площадь стабилизатора (дм2). Если нагрузка на несущую площадь получится меньше 5 г/дм2, а модель предназначена для участия в соревнованиях, ее необходимо загрузить еще. Для этого возьмем кусочек свинца нужной массы и привяжем его к рейке в месте расположения ЦТ модели.

Полет модели зависит от наличия в воздухе термических потоков (тепловых вертикальных течений) (рис. 112, а). Образуются термические потоки над поверхностью, которая нагревается солнцем сильнее, чем окружающие участки. Уметь находить такие потоки и использовать их для парения летающих моделей — большое искусство. Летающая модель, попав в термический поток, свободно взмывает вверх, пролетая десятки километров.

На рис. 112, в показан момент, когда модель, оказавшись в движущемся вертикальном потоке, начинает там кружиться, набирает высоту до облака и улетает с ним по движению ветра. Модель будет летать до тех пор, пока облако будет получать пополнение теплого воздуха от земли. Наиболее благоприятное время для парения летающих моделей — с 9 до 17 ч. В эти часы происходит образование и скопление кучевых облаков, скорость термических потоков доходит до 5—6 м/с, а на большой высоте — до 10 м/с. Выработав навыки запуска модели с полного роста, можно приступить к запускам моделей планера на леере.

Буксировку модели на леере производят так же, как и буксировку воздушного змея. Разница только в том, что модель планера, в отличие от воздушного змея, отцепляется от леера. К лееру длиной 50 м с одного конца привяжем палочку, с другого — колечко из стальной проволоки. Рядом с колечком прикрепим небольшой флажок из яркой материи (рис. 113). Этот флажок нужен для того, чтобы с земли было видно, когда колечко леера соскочит с крючка модели.

Место для крепления крючка определим пробными запусками. Учтем, что при крючке, установленном далеко от носа, модель будет набирать высоту под большим углом и может сорваться с леера. Если же крючок поставлен слишком близко к носу, модель высоко не взлетит. Часто на модели делают три крючка и прикрепляют леер за один из них в зависимости от силы ветра.

Запускают модель планера на леере вдвоем. Модель должна быть направлена точно против ветра, ее нос немного приподнят. Когда все готово к запуску, моделист, у которого модель, подает команду «Пошел!» и, когда леер натянут, без толчка отпускает модель. Буксирующий моделист должен быть очень внимателен: если при сильном ветре модель круто набирает высоту, ему надо остановиться или даже двинуться назад.

Когда модель взлетит на максимальную высоту, колечко само соскочит с крючка и леер упадет на землю. При первых запусках леер выпускают не более чем на 20—30 м. Если, отцепившись от леера, модель кабрирует или пикирует, ее необходимо отрегулировать

Наиболее распространенные дефекты готовых моделей

Рис. 110. Наиболее распространенные дефекты готовых моделей

Первый    запуск     модели планера

Рис, 111. Первый запуск модели планера

 Восходящие термические потоки

Рас. 112. Восходящие термические потоки

 Запуск   модели   планера на леере

Рис. 113. Запуск модели планера на леере