Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА

Схематические модели являются лишь схемой настоящих машин, отсюда их название. Существует три вида схематических авиамоделей: модели планеров, самолетов и гидросамолетов (рис. 99). Схематические авиамодели отличаются от других простотой изготовления, малым весом и высокими летными качествами. Основные размеры и характеристики модели планера (рис. 100) следующие:

  • размах крыла — 1100 мм;
  • средняя хорда — 119 мм;
  • максимальная хорда — 130 мм;
  • площадь крыла — 13,1 дм2;
  • удлинение крыла — 9,25;
  • длина модели — 900 мм;
  • размах стабилизатора — 420 мм;
  • площадь стабилизатора — 3,6 дм2;
  • высота киля — 100 мм;
  • площадь киля — 0,7 дм2;
  • масса модели — 122 г;
  • нагрузка на несущую поверхность — 7,3 г/дм2.

Пользуясь сборочным чертежом (рис. 101), начертим в натуральную величину необходимые детали. Постройку модели начнем с крыла. Крыло состоит из передней и задней кромок, одиннадцати нервюр и двух концевых закруглений. Кромки крыла сделаем из сосновых реек. Их длина — 990 мм, сечение в центре 5x8 мм, на концах — 3X5 мм. Для концевых закруглений возьмем бамбук диаметром 7—8 мм и длиной 350— 400 мм.

Изогнув его по чертежу, расколем вдоль на две части. Обработаем концевые закругления так, чтобы на концах они имели сечение 3X6 мм, а в центре — 2 X X 3 мм. При этом верх оставим плоским, а низ — полукруглым. Нервюры крыла также изготовим из рассеченного вдоль бамбука. Они должны иметь высоту 2 мм, ширину 3 мм, верх — плоский, низ — полукруглый.

Высота изгиба нервюры — от 8 до 10% ее длины. Соединим кромки с концевыми закруглениями. Для этого, отступив от концов кромок и закруглений на 25—30 мм, сделаем потом аккуратный срез на угол. Полученную плоскость выровняем напильником. Смазанные клеем срезы сложим и обмотаем нитками, уложив их виток к витку. Нервюры соединяются с кромками так же, как и в моделях, сделанных из соломы, т. е. на кромках делают проколы и вставляют туда заостренные концы нервюр. Проверив правильность установки нервюр, места соединения смажем клеем.

Если крыло получилось непрочным, его можно усилить лонжероном. Лонжерон делают из сосновой рейки. Сверху он должен быть плоским, снизу — полукруглым. Привязывают его к нервюрам с нижней стороны крыла на первой трети его ширины (рис. 102). Места соединений промазывают клеем. Для крепления крыла к фюзеляжу сделаем кабанчик (рис, 103, а) из липовой дощечки толщиной 20 мм и длиной 210 мм. Его ширина должна соответствовать ширине силовой рейки фюзеляжа. Передний выступ кабанчика на 10 мм выше заднего.

Это придает крылу угол атаки, равный 4°. Кабанчик с крылом соединим нитками с клеем. Нитки положим крест-накрест 6—8 раз. При этом будем следить, чтобы кабанчик стал параллельно нервюрам и перпендикулярно кромкам. Для схематических моделей существуют и другие способы крепления крыла к фюзеляжу. К силовой рейке из тростника крыло можно присоединить с помощью небольших подкосов из листового алюминия (рис. 103, б). Небольшие подкосы показаны и на рис. 103, в. Они сделаны из проволоки и листового алюминия.

Их верхние лапки привязывают нитками к кромкам крыла, а нижние — к планочке из бамбука или сосны. Концы этой планочки привязывают резинкой к силовой рейке фюзеляжа. На рис. 103, г изображен большой подкос. Он держит крыло высоко над рейкой. Планочку этого подкоса соединяют с силовой рейкой резинкой или специальными хомутиками из листового алюминия, жести. Переднюю и заднюю кромки стабилизатора приготовим из сосновых реек сечением 3X5 мм, концевые закругления — из бамбука сечением 2,5 X 4 мм.

Нервюры прогнем так же, как и у крыла, но верх у них сделаем полукруглым, низ — плоским. Средняя нервюра, при помощи которой стабилизатор крепится к рейке, должна быть длиной 160—170 мм, плоской формы. Ее сечение 2,5 X 8 мм. Привяжем ее к кромкам так, чтобы концы выступали на 10—12 мм. Киль изогнем из бамбука сечением 2,5 X 4 мм. Фюзеляж схематической модели должен быть легким, прочным и жестким, т. е. не изгибаться и не перекашиваться при закрученном резиномоторе. Силовую рейку чаще всего делают из прямослойной сосны (рис. 104).

Для уменьшения массы ее можно склеить из двух реек, облегченных внутри. Авиамоделисты, живущие на юге нашей страны, обычно используют для силовой рейки тростник. Для установки на ней подшипника и заднего крючка резиномотора в ее конце вклеивают небольшие бобышки из липы. А чтобы силовая рейка не изгибалась от натяжения резиномотора, на ней ставят тонкую стойку из бамбука и через нее натягивают растяжку из катушечной нити № 10. Силовую рейку нашего планера выстругаем длиной 750 мм.

Сечение основное — 10 X 12 мм, в конце — 10 X X 5 мм. Носовую часть фюзеляжа (рис. 105) изготовим из дощечки (лучше липовой) толщиной 10 мм. В ней сделаем вверху отверстие для засыпки груза, а по бокам наложим фанерные щечки. Щечки соединим с носовой частью клеем и гвоздиками. Когда клей высохнет, обработаем носовую часть так, чтобы в месте установки крыла она была плоской, а в остальных местах имела овальную форму.

Носовая часть соединяется с силовой рейкой приклеиванием. Теперь, когда все детали планера готовы, обтянем крыло, стабилизатор и киль папиросной бумагой. Крыло — с верхней стороны, стабилизатор — с нижней, киль — с двух сторон. Как производить обтяжку модели смотрите здесь. В окончательном, отделанном виде, части схематической модели планера должны иметь следующую массу: фюзеляж — 57 г, крыло — 51 г, хвостовое оперение — 14 г.

Масса всей модели — 122 г. Приступим к сборке модели. Привязав стабилизатор за выступающие концы средней нервюры к силовой рейке фюзеляжа, определим ЦТ модели. Наиболее точный способ его нахождения заключается в подвешивании модели на нитке (рис. 106). Крыло установим на силовой рейке так, чтобы ЦТ располагался на передней трети ширины крыла.

Схематические летающие модели планера, самолета, гидросамолета

Рис. 99. Схематические летающие модели планера, самолета, гидросамолета

Схематическая модель планера

Рис. 100. Схематическая модель планера

Сборочный чертеж первой схематической модели планера

Рис. 101. Сборочный чертеж первой схематической модели планера

Установка   лонжерона на крыле схематической модели

Рис. 102. Установка лонжерона на крыле схематической модели

Приспособление для крепления крыла к силовой рейке

Рис. 103. Приспособление для крепления крыла к силовой рейке

Возможные конструкции силовых реек фюзеляжа

Рис. 104. Возможные конструкции силовых реек фюзеляжа

Носовая часть фюзеляжа

Рис. 105. Носовая часть фюзеляжа

Наиболее  точный способ определения ЦТ модели

Рис. 106. Наиболее точный способ определения ЦТ модели