Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО ПЛАНЕРА

Крыло, модели экспериментального планера , в плане похоже по форме на букву М. Центральная его часть с постоянной хордой и обратной стреловидностью 5°, консольные участки со значительным сужением и прямой стреловидностью в 30 ° по передней кромке. Поперечное V образовано установкой центра крыла под 15° при виде спереди, дальше после излома очертаний угол уменьшен до 5°.

Кроме этого, консольные участки имеют и значительную отрицательную крутку порядка 12° для обеспечения продольной балансировки аппарата, для этих же целей на концах крыла устанавливаются специальные щитки. Профиль крыла повторяет профили, прорисованные известным советским моделистом А. Леппом. Конструктивная схема крыла планера — одно-лонжеронная, все операции по его сборке проводятся на стапелях, что дает возможность упростить «серийное» изготовление парителей.

В центральной части крыла лонжерон образован двумя сосновыми рейками-полками сечением 11X2,5 мм, в корне консольных участков сечение этих элементов — такое же, к концу оно уменьшается до 6X1,5 мм. Передняя кромка крыла — сосновая рейка 5X3 мм постоянного сечения. Задняя — треугольного профиля — сосновая рейка 3X20 мм, от перелома кон-тура крыла сужающаяся к его концу, до 2X12 мм.

Нервюры и полунервюры вырезаны из липового шпона толщиной 1,2 дам для каждого участка крыла они обрабатываются в пакете по металлическим шаблонам профиля. Торцевые нервюры в местах разъема крыла выполнены из пятимиллиметровой фанеры, монтируются они на крайних липовых нервюрах. Пространство между двумя нервюрами в корне каждого полукрыла зашито по всему контуру профиля бальзовым шпоном толщиной 1,5 мм.

Законцовки — бальзовые толщиной 10 мм, по форме повторяют профиль несущих плоскостей. Место перелома контура крыла усилено липовой вставкой 3X20X200 мм. После сборки основного каркаса полукрыльев между нервюрами и полунервюрами вклеивается стенка лонжерона из липового миллиметрового шпона. В первых шести нервюрах корневого участка каждого из полукрыльев выполнены отверстия, в секции заклеиваются бальзовые бруски с предварительно просверленными в них продольными каналами диаметром 3 мм под соединительные штыри.

Последние (их два) — из термообработанной высококачественной стальной проволоки диаметром 3 мм длиной 250 мм. Перед установкой на модели их сгибают под углом 30° ровно посередине. Обтяжка крыла модели планера выполнена длинноволокнистой бумагой, покрытой после завершения обтяжки четырьмя слоями жидкого эмалита. Закрутка консольных участков крыла — под воздействием пара; время «термообработки» от 15 до 20 мин.

На концах несущих плоскостей устанавливаются щитки. Эти элементы, выполняющие функции органов продольной балансировки, вырезаны из двухмиллиметровой бальзовой пластины, с обеих сторон оклеены бумагой и проэмаличены. При регулировке полета щитки отклоняют за счет подкладывания тонких пластинок под упоры, положение их фиксируется липкой лентой-скотчем. Фюзеляж фактически является элементом, объединяющим все детали и узлы модели в одно целое.

На нем размещаются механизм принудительной посадки, часовой механизм, балластный груз, штыри навески полукрыльев и стартовый крючок. Заготовка фюзеляжа собирается из двух боковин (миллиметровая фанера), между которыми заклеена вставка из липы толщиной 6 мм. После установки штырей в фюзеляже планера на них надевают липовые пластины-нервюры и приклеивают к боковинам. В верхней части фюзеляжа выдалбливается углубление под часовой механизм, рядом с ним располагается рычаг сброса нити, удерживающей балансировочный груз в рабочем положении.

Сам груз размещен в направляющей стальной трубе диаметром 12x0,5 мм и пружиной поджат к рычагу. Вворачивая и выворачивая винт регулировки, легко подбирается нужное положение центра тяжести модели планера. Во взведенном положении механизма на этот винт намотана капроновая нить длиной около 500 мм, конец ее закрепляется на фюзеляже. После срабатывания механизма принудительной посадки рычаг освобождает пружину, которая выталкивает балансировочный груз из фюзеляжа.

Центр тяжести модели планера резко смещается, к этому добавляется рывок от нити, удерживающей выброшенный груз, — в результате планер переходит на парашютирование. Буксировочный крючок выпилен из листового дюралюминия толщиной 6 мм. Крепится он двумя винтами МЗ с гайками в нижней части фюзеляжа. Предусмотрена возможность перемещения крючка вдоль фюзеляжа при регулировке режима буксировки планера. После окончания работы над отдельными элементами производится контрольная сборка модели.

При установленных на штырях полукрыльях зазоров между корневыми нервюрами и фюзеляжем не должно быть, плотность стыковки достигается стяжкой консолей резиновой нитью, намотанной на приклеенные к корневым нервюрам целлулоидные крючки. Затем следует проконтролировать симметричность полукрыльев и отсутствие незаданных круток, поводок. Если при проверке окажется, что одна консоль тяжелее другой, легкую догружают.

Щитки должны быть отклонены на одинаковый угол, центр тяжести за счет подбора положения балансировочного груза доводится до 50 мм перед задней кромкой центрального сечения крыла. Так же проверяется работа механизма принудительной посадки и часового механизма. Масса модели, подготовленной к старту, не менее 410 г. Первые полеты лучше всего начать при самом слабом ветре. Держа планер за фюзеляж, совершают несколько пробежек против ветра.

Модель не должна проявлять склонности к крену. На планирование ее выпускают со слабым толчком, сразу же контролируется прямолинейность полета. Если планер летит «боком», это устраняют, меняя установочный угол щитков. Затем начинают работу по балансировке режима планирования за счет подбора центровки и угла установки щитков. Найдя центровку, обеспечивающую пологую траекторию планирования, устанавливают буксировочный крючок в 10—15 мм перед центром тяжести модели.

При запусках на леере планер выпускается в полет обязательно с приданием ему некоторой горизонтальной скорости. Это условие должно соблюдаться даже при несильном ветре, толчок можно исключить лишь при свежем встречном ветре. Хорошо отлаженная модель планера летает виражами большого радиуса. При умелом определении атмосферных условий и правильном запуске продолжительность полета «крыла» — от 2 до 3 мин.

(Автор: Л. КЛИМОВ, инженер)

ОСНОВНЫЕ    ДАННЫЕ МОДЕЛИ ПЛАНЕРА
Площадь   несущая,   дм2    ....    33,5
Масса   взлетная,   г    .     .     ....    415
Угол   крутки   консолей,   град.    .    .      12

Модель планера экспериментального класса

Рис. 1. Модель планера экспериментального класса: 1 — щиток, 2 — консольная часть крыла, 3 — центральная часть крыла, 4 — фюзеляж.

Фюзеляж модели планера

Рис. 2. Фюзеляж модели планера : 1 — часовой механизм, 2 — рычаг, 3 — петля (леска диаметром 0,3 мм), 4 — винт регулировки положения груза МЗ, 5 — задний рычаг (проволока диаметром 0,8 мм), 6 — нить удержания груза, 7 — буксировочный крючок, 8 — центровочный груз, 9 — направляющая трубка, 10 — пружина выброса груза, 11 — штырь навески крыла.

Шаблоны для построения профиля нервюр

Рис. 3. Шаблоны для построения профиля нервюр (показаны корневая и концевая нервюры консолей).