Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛИ МЕТАТЕЛЬНЫХ ПЛАНЕРОВ "ПИОНЕР" и "ЮНИОР"

Метательные планеры с увлечением конструируют как начинающие, так и опытные авиамоделисты. Привлекает здесь то, что модели из вполне доступных материалов получаются не хуже, чем собранные из дефицитной бальзы. Следует напомнить, что в соревнованиях с такими моделями главное — это достижение максимальной продолжительности полёта, при этом спортсмены могут запускать метательный планер только броском руки.

Предлагаем вниманию моделистов два несложных метательных планера — «Пионер» и «Юниор», разработанных в кружке экспериментального моделирования города Костромы. Обе модели показали хорошие результаты на соревнованиях — даже при отсутствии значительных восходящих потоков продолжительность их полета составляла не менее 30 секунд.

Подготовительная работа начинается с выполнения чертежей деталей планера в масштабе 1:1, изготовления шаблонов крыла, стабилизатора, киля и носовой части фюзеляжа, а также подбора материалов. Для крыла, стабилизатора и киля лучше всего использовать пенопластовые потолочные плитки толщиной 3,5 мм с габаритами 500x500 мм, которые вполне можно приобрести в магазинах строительных и отделочных материалов.

Для носовой части фюзеляжа потребуется более плотный пенопласт. Хвостовую балку и лонжерон крыла лучше всего выстругать из сосны. Понадобятся также плотная чертёжная бумага (ватман), тонкая писчая бумага, а также клей ПВА и нитрокраски. Создание моделей рекомендуется начинать с изготовления несущих поверхностей, киля и стабилизатора. Детали эти после разметки контура по шаблонам следует вырезать из пенопласта остро заточенным скальпелем.

Как видно из чертежей, у обеих моделей форма крыла в плане — прямоугольная, с постоянным профилем. Для крыла «Пионера» потребуется заготовка толщиной 3,5 мм, а для крыла «Юниора» — толщиной 7 мм (такую заготовку можно получить, склеив две пенопластовые 3,5-мм пластины).

После отверждения клея в крыле прорезается паз под лонжерон, а затем производится профилирование. Профиль крыла — плоско-выпуклый. Первоначально придать ему нужную форму лучше всего с помощью остро заточенного ножа, ну а окончательно довести можно с помощью шкурок различной зернистости, наклеенных на фанерные пластины размерами 200x50 мм, пользуясь при этом шаблоном из тонкой фанеры.

Далее, у крыла следует отрезать концевые части (так называемые «уши») и после подгонки приклеить их на те же места, выдерживая равные углы. При этом рекомендуется пользоваться простейшим шаблоном — деревянным клином, вырезанным в соответствии с размерами отгиба консолей, указанными на чертеже соответствующего планера.

После сборки крыла его передняя кромка вплоть до лонжерона обтягивается тонкой писчей бумагой с помощью клея ПВА, разбавленного водой. Профиль киля и стабилизатора — плоский, со скругленной передней и заострённой задней кромками. В задней части каждой детали неглубокими надрезами обозначаются рули направления и высоты — они используются при отладке моделей планеров. При изготовлении фюзеляжа следует использовать мелкопористый пенопласт и сосну.

В носовой части фюзеляжа прорезается отверстие по профилю крыла, с учетом установочного угла в 2°, а также паз — под балансировочный свинцовый груз. Сборка планера производится с помощью клея ПВА. Готовое крыло аккуратно вставляется в отверстие на фюзеляже и фиксируется клеем. Далее, на нижнюю поверхность правого полукрыла, вплотную к фюзеляжу наклеивается треугольная пластина из фанеры толщиной 1,5 мм — опора для указательного пальца спортсмена при запуске модели.

Место стыка крыла и фюзеляжа усиливается полосками из чертежной бумаги. И в завершение сборки окончательно устанавливаются и фиксируются клеем киль и стабилизатор. Отделка моделей заключается в окраске нитроэмалью оклеенных бумагой участков крыла и хвостовой балки. Масса готового к полёту «Пионера» не должна превышать 26 г, «Юниора» — 30 г. Отладку планеров следует начинать с устранения перекосов, после чего можно приступить к балансировке.

Она заключается в том, что с помощью загрузки или облегчения носовой части фюзеляжа планера добиваются того, чтобы его центр тяжести располагался на оси лонжерона крыла. При этом загрузка производится с помощью кусочков свинца, закладываемых в вырезанный в носовой части фюзеляжа паз, а облегчение — высверливанием в фюзеляже отверстий.

После такой предварительной балансировки кусочки свинца расплавляются и отливаются в подходящую по размерам форму; готовый свинцовый брусочек обматывается нитками, промазывается клеем и опять закладывается в паз. Во время пробных запусков необходимо добиться плавного перехода модели от набора высоты к парению в левом вираже. Отклонения от курса корректируются с помощью незначительных отгибов задних кромок крыла, стабилизатора и вертикального оперения.

(Автор: А.ТИХОНОВ, г. Кострома)

Метательные планеры «Пионер» и «Юниор»

Метательные планеры «Пионер» и «Юниор» (номера и названия позиций обеих моделей совпадают): 1 — балансировочный груз (свинец); 2 — носовая часть фюзеляжа (мелкопористый пенопласт); 3 — фюзеляжная балка (сосновая рейка); 4 — киль (пенопластовая облицовочная плитка s 3,5); 5 — крыло (пенопластовая облицовочная плитка s 3,5); 6 — усиление задней кромки крыла (фанера 7 — лонжерон крыла (сосновая рейка); 8 — стабилизатор (пенопластовая облицовочная плитка s3,5)