Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОНСТРКУЦИЯ ПЛАНЕРА КЛАССА F1A ДЛЯ «FLY-OFF»

Конструкция крыла модели планера класса f1a имеет профиль, применяемый Макаровым и Кочкаревым (АСК МАИ). «Кессон» центроплана отформован с применением смолы горячего отверждения из двух слоев углеткани 0,08 мм (направление волокон ±45°). Конструкция лонжерона: полки - высокомодульные угленити, вкладыш - пористый наполнитель (термостойкий пенопласт «Рохасель»), стенки -импортный углепластиковый чулок с направлением волокон ±45°. Полки имеют в корневой части крыла сечение 1,2x15 мм, а в месте стыка с «ушком» - 0,8x3,5 мм. В корневой части между полок вклеен отдельно отформованный стеклопластиковый контейнер для двух штырей.

Внутри «кессона» расположена передняя кромка из бальзы сечением 3x1,2 мм и носики толщиной 1,2 мм (плотность бальзы 0,12 г/см3). Задняя кромка углепластиковая, - 0,8x3,5 мм, 0,8x2,5 мм и 0,8x1,5 мм (в корне, на конце центроплана и конце «ушка» соответственно). «Кессон» для «ушек» отформован из одного слоя импортной углеткани (полотна) толщиной 0,1 мм с направлением волокон ±45°. Лонжерон собран из двух одинаковых углепластиковых полок и бальзовой стенки с продольным направлением слоев. По краю кессона бальзовая стенка усилена слоем углепластика 0,1 мм с направлением волокон ±45° (углепластик берут из обреза кессона «ушек»).

Сечения полок лонжеронов равны 0,8x3,5 мм в корне и 0,2x1,3 мм на конце. Лонжероны обмотаны с шагом 5 мм нитью СВМ диаметром 0,08 мм. Передняя кромка 3x1,2 мм выполнена из бальзы. Носики толщиной 1,2 мм - бальза 0,12 г/см3. Масса готовых лонжеронов 85 г. Хвостики нервюр комбинированные. Они склеены по диагонали из двух брусков бальзы так, что более плотная бальза находится в зоне задней кромки (каждый из брусков также переклеен, чтобы слои бальзы при распиле блока на нервюры были вертикальными).

Ширина блока подбирается с учетом толщины фрезы, - в распиленном блоке не должно оставаться лишних нервюр. Блок-заготовка обрабатывается на колодках, -сначала ее нижний контур, затем верхний. Спрофилированный бальзовый блок армируется углепластиком, заранее отформованным на фигурных оправках из двух слоев углеленты ЭЛУР толщиной 0,08 мм (прогиб оправок приблизительно равен средней линии профиля). Со стороны лобика и задней кромки вставляются специальные вкладыши, извлекаемые после приклейки углепластика. Армировка блока производится на смоле ВК-9 на колодке, выполненной по обводам нижнего контура профиля крыла. Сверху собранного «пакета» (углепластик, бальзовый блок, углепластик) накладывается текстолит толщиной 0,5 мм. Все в сборе помещается в вакуумный мешок до полного отверждения смолы. Готовый армированный блок распиливается на отдельные нервюры.

Для всего крыла планера приходится изготовить один блок на оба центроплана, отдельные блоки для двух «ушек», а также для четырех «локтевых» нервюр, и отдельно для корневых нервюр. Особенностью модели являются съемные концы «ушек». Это было обусловлено габаритами стандартного ящика для транспортировки авиамоделей (ранее модели такого размаха не строились). В съемной части «ушка» вдоль лонжерона приклеена углепластиковая трубка, имеющая кольцевой упор. Внутрь нее со стороны законцовки закладывается винт. В неотъемную же часть «ушка» вклеена ответная резьбовая втулка. Для фиксации от поворота в съемную часть вклеиваются два стальных штырька диаметром 1,0 мм.

Сборка крыла модели планера ведется на смоле ВК-9 на специальных стапелях, с заранее заданными крутками консолей (мм): внутренняя по виражу консоль - центроплан +0,5, ухо -2,5; внешняя по виражу консоль - центроплан -0,3, ухо -3,0. Кессоны закрывают непосредственно на стапелях. Это позволяет более точно выдержать профиль крыла. Консоли крыла соединяются двумя штырями диаметром 5,7 мм, выполненными из стали 65С2ВА, и термообработанными до твердости 59 HRC. Крыло обтянуто бумагой «Микофильм» (перед обтяжкой, в отличие от общепринятого метода, крыло для экономии веса не окрашивается).

Конструция стабилизатора модели планера

Стабилизатор выполнен из бальзы плотностью 0,08-0,1 г/см3. Передняя кромка имеет сечение 3x3,5 мм. Задняя кромка сделана из углепластика сечением 0,5x1,4 мм. Лонжерон трубчатой конструкции изготовлен из углепластикового чулка, формованного на стержне 04 мм. Нервюры толщиной 0,9 мм армированы углепластиком толщиной 0,08 мм. Стабилизатор обтянут металлизированной лавсановой пленкой толщиной 6 микрон в оборот по задней кромке. На стабилизатор наклеивается полоска бумаги шириной 5 мм, и уже на нее - турбулизатор (х/б нить №10).

Конструция носовой части фюзеляжа модели планера

Носовая часть фюзеляжа имеет новую, удлиненную форму. «Носик» изготавливается из стеклоуглепластика в прессформе. Получаемые в результате формовки половинки (толщиной 0,8-0,9 мм) обрабатываются, в них на клею монтируются необходимые ложементы, после чего обе половины склеиваются. Готовый «носик» окрашивается полиуретановой краской. В передней части «носика» находится отсек для балласта. Далее располагается пятикомандный таймер, за ним радиомаяк. За радиомаяком установлен крючок для буксирования и динамического старта модели. За крючком вверху фюзеляжа смонтирован трехпозиционный механизм «бабочки» (конструкции Макарова и Кочкарева). Он обеспечивает разные углы установки консолей крыла при буксировке на леере и в свободном полете. С левой стороны «носика» выполнен обширный люк с легкосъемной крышкой, обеспечивающий свободный доступ ко всем элементам механики и удобство их обслуживания.

Конструция таймера модели планера

Таймер. Конструктивные особенности таймера: «дорожка» (спираль Архимеда) выполнена из двух деталей - спирали и двойной внешней дорожки (два паза на внутренней, четыре на внешней) с пазами. Это позволяет легко перенастраивать время отработки стабилизатора, летая все время с одного зуба спирали. А это в свою очередь повышает надежность старта. Пружина таймера собрана из двух частей. В короткой части стальная лента имеет толщину 0,35 мм и длину около 100 мм. Длинная (тонкая ходовая пружина от будильника «Слава») часть стыкуется с короткой с помощью «замка», без заклепок. Первый оборот таймер делает за 35 секунд. В это время работает первая (внешняя) пружина. Последующие обороты - более минуты. Общее время работы часового механизма составляет свыше 14 минут.

Конструция хвостовой балки модели планера

Хвостовая балка классической конструкции изготовлена из двух слоев углеткани толщиной 0,08 мм, трех слоев стеклоткани 0,03 мм и одного слоя дюралюминиевой фольги толщиной 0,025 мм. Связующее - специальная немецкой смола. Вес хвостовой балки 13 г. Киль модели наборный, выполнен из легкой бальзы, и обтянут лавсановой пленкой толщиной 5-6 мкм. В конце хвостовой балки смонтирован механизм перебалансировки стабилизатора при динамическом старте. Он представляет собою два грибка с регулировочными гайками и два откидывающихся кронштейна с роликами. Работа подобного механизма уже была описана в статье «Универсальная модель планера». На предлагаемой вашему вниманию модели этот узел, как по конструкции, так и по времени срабатывания команд ничем не отличается от опубликованного ранее.

(Авторы: П.Хорошев, Ю. Титов. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид модели планера класса F1A

Конструкция фюзеляжа  модели планера класса F1А

Конструкция крыла  модели планера класса F1А