Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ЗАПУСК МОДЕЛИ ПЛАНЕРА

Данная статья адресована начинающим авиамоделистам в помощь в регулировке динамического старта модели планера F1A. Рекомендации относятся к модели с трехкомандным таймером, трехпозиционной «бабочкой» и правым виражом. Отдельно рассмотрены особенности регулировок других моделей (например, имеющих двухпозиционную «бабочку»). Для однозначного понимания темы, прежде всего, необходимо остановиться на понятиях и терминологии, используемых в статье. Итак: Команды таймера управляют положением стабилизатора. Первая команда таймера - стабилизатор «зажимается», то есть опускается задняя кромка. Время первой команды - время между отцепкой леера от крючка и установкой стабилизатора в «зажатом» положении (рис. 1б). Вторая команда таймера - стабилизатор переходит в положение для планирования модели.

Время второй команды - время между положениями стабилизатора в «зажатом» и планирующем состоянии (рис. 1в). Третья команда таймера - стабилизатор отклоняется вверх примерно на угол 45, °и модель начинает «парашютировать». Эту команду еще называют «трехминутной». Ее время составляет от 10 с до 9 мин. «Бабочка» - механизм, позволяющий регулировать угол установки правой консоли крыла. Работа «бабочки» связана с положением крючка и работой таймера.

Первая позиция «бабочки» - крючок закрыт и находится в переднем положении (буксировка модели на леере). Угол установки правой консоли примерно равен углу установки левой консоли.

Вторая позиция «бабочки» - крючок закрыт и находится в заднем положении (модель делает вираж на леере).

Третья позиция «бабочки» -устанавливается в планирующем полете модели после отработки 2-ой команды таймера. «Нейтраль» - положение руля направления, при котором модель затягивается на леере прямо. «Разворот на старте» - угол, на который отклоняется руль направления при вытягивании крючка (рис. 2). «Вираж на леере» - угол, на который отклоняется руль направления при вождении планера на леере кругами. Соответствует отклоненному назад и закрытому положению крючка. «Свободный вираж» - угол, на который отклоняется руль направления в свободном полете модели. Соответствует отклоненному назад и открытому положению крючка. Угол деградации - разница между углами установки крыла и стабилизатора. Старт является важным этапом в запуске планера. Высокий, красивый старт позволяет достаточно уверенно лететь 3 мин. 30 с в первом туре в ранние часы. Дает определенное преимущество в финальных турах. Отладку динамического старта можно разбить на несколько этапов.

1. Подготовка модели в домашних условиях. Качество старта зависит от точной регулировки времени срабатывания первой и второй команд таймера (причем без точной установки первой команды невозможно отрегулировать вторую). Для повышения точности регулировки рекомендуется изготовить «стрелку» - приспособление, позволяющее точно задавать время первой команды (рис. За). Важное требование при ее изготовлении - лапки «стрелки» должны плотно, без люфта входить в пазы на вращающемся диске «архимедовой спирали». Сперва необходимо нанести начальную риску на носик фюзеляжа. Порядок действий следующий: заводится таймер, на «архимедову спираль» устанавливается качалка тяги первой команды.

Стравливая время таймера, добиваются, чтобы эта качалка оказалась практически на краю сегмента (то есть задаем время первой команды «на глаз»). Далее на «архимедову спираль» устанавливается «стрелка», и напротив ее острия на фюзеляже ставиться риска. Теперь, каждый раз стравливая время с надетой «стрелкой» и останавливая таймер, когда она укажет на риску, определяем длительность первой команды (рис. 3б). Ставя новые риски выше или ниже начальной, можно добиться уменьшения или увеличения времени первой команды.

Перед выходом на тренировку необходимо установить ее время в диапазоне 0,6-0,7 с, а время второй команды - примерно 1,4 с. Расстояние между рисками и соответствующим интервалом времени связаны зависимостью. Например, имеем следующие параметры: расстояние между рисками ∆ = 1 мм, таймер делает один оборот примерно за Т - 50 с, длина «стрелки» L = 95 мм. Тогда «стрелка» пройдет данное расстояние за

2. Предварительные запуски. Первые запуски желательно проводить в спокойную погоду, с открытым крючком и без вождения на леере. «Разворот на старте» выставляется равным нулю, то есть на вытягивание крючка руль направления никак не реагирует (это необходимо для точной регулировки нейтрального положения руля). Заряжается только третья команда. Ее время составляет 10-15 с. для первых запусков и 30-60 с для последующих. «Бабочка» не заряжается. Главное на этом этапе тренировки - провести начальную регулировку «нейтрали», оценить планирование и вираж в свободном полете. Если получается, что «нейтральное» положение соответствует отклоненному влево рулю направления, то это свидетельствует о правильных крутках крыла модели. В противном случае нужно проверить крутки на крыле, а также взаимное расположение крыла и стабилизатора при виде спереди. Обычно для этой части регулировок требуется до 10 стартов.

3. Регулировка прямолинейного затягивания на леере. Следующий этап тренировок - отработка разгона планера. Крючок закрывается. Заряжаются первая и третья команды таймера (время третьей команды 10-15 с). Вторая команда не заряжается во избежании поломки модели при неудачном старте. Первая и третья позиции «бабочки» соответствуют углу установки правой консоли, равному левой. Вторая позиция «бабочки» - правая консоль выставляется таким образом, что ее задняя кромка на 1-1,5 мм ниже левой. После взлета необходимо сделать несколько кругов на леере для оценки отклонения руля направления в положении «вираж на леере». Далее спортсмен должен решить для себя, с какого круга он будет разгонять модель (стартовать).

Для правильного быстрого разгона нужно точно задать начальное положение модели. При этом спортсмен опускает планер до высоты примерно 10 метров и ставит его практически вертикально (рис. 4а). В этот момент он должен располагаться в пол-оборота к модели, а леер должен быть натянут. После этого можно начинать разгон. Если «нейтраль» выставлена точно, то модель прямолинейно наберет высоту. В момент, когда она будет над головой спортсмена, бросается леер. Отметим, что чем ниже начальное положение модели, тем до большей скорости ее можно разогнать и, следовательно, высота старта будет выше. Обычно при первых разгонах планер уходит вправо или влево. Регулировкой «нейтрали» добиваются прямолинейного старта. Заметьте, что на все неточности в регулировке «нейтрали» планер будет чутко реагировать в сильный ветер.

Вообще, «нейтральное» положение руля направления требует постоянной корректировки в зависимости от погодных условий (температура воздуха, скорость ветра) и местности (турбулентность атмосферы). Так, например, в жару происходит незначительное удлинение хвостовой балки вследствие нагрева, но этого достаточно для изменения регулировок. В сильный ветер и турбулентность рекомендуется смещать «нейтраль» влево, чтобы можно было долго держать модель над головой без ухода ее на вираж. Рассмотрим ошибки, которые допускает спортсмен при старте планера. Основная - неправильный выбор момента разгона. Возможно два варианта. Первый-спортсмен слишком рано начинает стартовать. Тогда у модели может не хватить разворачивающего момента (мал «вираж на леере») подняться в наивысшую точку траектории (рис. 4б).

Старт получается далеко от вертикальной плоскости, модель сходит с леера с левым виражом без прироста высоты. Причем, если стартовать практически из горизонтального положения модели (рис. 4г), то она может вообще не начать разворачиваться и продолжит свой полет на леере по горизонту, что приведет к поломке. Второй вариант - спортсмен опаздывает с разгоном, и модель проскакивает вертикальное положение (рис. 4в). Это связано либо с провисанием леера, либо модель слишком маневренная в этой части траектории. В любом случае стартовать не рекомендуется, - модель скорее всего, уйдет с леера с большим правым креном. На восстановление натяжки леера уходит время, соответственно теряется высота, и для разгона будет уже поздно (провисание, кстати, может сигнализировать об отсутствии потока).

С избыточной маневренностью справиться сложнее. Здесь можно порекомендовать лишь более аккуратно выставлять модель для старта. А этого добиваются систематическими тренировками. Следующая ошибка - спортсмен стартует с «высокого круга», то есть начальная высота модели составляет 15-25 метров. Соответственно максимальная скорость и прирост высоты после сброса леера будут ниже. Не рекомендуется стартовать и слишком низко, - на малой высоте могут возникнуть проблемы с управлением моделью, особенно, в сильный ветер. Оптимальная высота равна 10-15 метрам. Необходимо также следить за тем количеством леера, которое находить- ся на земле в процессе вождения планера и поиска восходящих потоков.

Встречаются случаи, когда спортсмену необходимо стартовать, и он все сделал правильно - опустил модель, поставил ее вертикально и готов к разбегу, но в руке осталось несколько неиспользованных метров леера. Приходиться делать еще круг, а в жестких условиях соревнований это нежелательно - может уйти поток. Важным моментом старта является не только его начало, но и сброс леера. Леер надо бросать, когда модель находиться над головой спортсмена или чуть раньше, в момент максимальной скорости (рис. 5а). Слишком ранний сброс приводит к тому, что на вертикальном участке набора дополнительной высоты планер будет валиться на «спину» (рис. 5б). При затягивании точки сброса за голову планер резко теряет скорость и, как результат, - невысокий старт (рис.5в).

4. Регулировка времени первой и второй команд таймера. После отладки прямолинейного разгона добавляется «разворот на старте», чтобы модель после старта быстрее разворачивалась по ветру (если модель будет долго стоять против ветра, то она может не успеть за потоком). Для современных конструкций крючков это примерно 0,5-0,75 оборота регулировочного винта (рис. 2). Теперь можно переходить непосредственно к отладке первой и второй команд таймера. Перед запуском устанавливаются все три команды. Их регулировка осуществляется методом последовательных приближений. Сначала регулируется первая команда. Ее диапазон от 0,6 до 0,8 секунды.

Лучше начинать с минимального значения, постепенно увеличивая время первой команды. Необходимо добиваться, чтобы после ее отработки модель переходила в горизонтальное положение на минимальной скорости. Затем, при неудовлетворительной траектории, уточняется вторая команда. После этого уточняется первая команда. Один раз отрегулированное время первой и второй команд не требует корректировки и остается неизменным для ветра любой силы. Теперь рассмотрим основные неправильные поведения модели и рекомендации по их устранению (смотри таблицу признаков неправильного поведения модели и методов устранения этих недостатков).

Все изменения в регулировки при отладке старта рекомендуется вносить только после нескольких запусков, убедившись в повторяющемся поведении модели. Выше был описан так называемый «прямой» старт. Некоторые спортсмены используют старт «с разворотом». В этом случае модель начинают разгонять почти из горизонтального положения с высоты примерно 20-25 метров (рис. 4г). Модель по дуге набирает высоту. Чтобы модель развернулась в начальном положении, делают достаточно большой «разворот на старте».

Анализ стартов на разных моделях позволяет сделать вывод, что при «прямом» старте удается разогнать планер до большей скорости и прирост высоты оказывается больше. Но у старта «с разворотом» есть свои преимущества: требуется меньше места для маневра планера при разгоне, в момент сброса леера модель уже находится под некоторым углом по направлению к скорости ветра, что способствует более быстрому уходу с термиком. На полную регулировку старта требуется примерно от 30 до 50 запусков в зависимости от параметров модели, возможностей механики и навыков спортсмена.

(Автор: Кирилл Арепьев, Москва. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

запуск модели  планера

 

Неправильное поведение

Как устранить

1

Модель на скорости выходит в горизонтальное положение

Увеличить время первой команды

2

Модель на вертикальном участке замедляет скорость и сваливается на правое крыло или на хвост

Уменьшить время первой команды

3

Модель во время второй команды начинает «проседать», не успев принять горизонтальное положение

Уменьшить время первой команды

4

Модель на вертикальном участке валится на «спину»

Уменьшить деградацию стабилизатора при буксировке на леере

5

После отработки второй команды модель находится не в горизонтальном положении, а с поднятым носом

Увеличить время второй команды (примерно на 0,1 секунды)

6

Модель, после отработки первой команды на минимальной скорости опускает нос и проскакивает горизонтальное положение, наблюдателю кажется, что модель разворачивается относительно хвоста

Уменьшить время второй команды (примерно на 0,2 секунды)

7

После выхода в горизонтальное положение модель уходит на правый вираж с большим креном

Уменьшить «разворот на старте» либо отрегулировать первую позицию «бабочки», т.е. опустить правую консоль крыла (0,5-1 мм по задней кромке)

8

После выхода в горизонтальное положение модель уходит влево (характерно для планеров с двухпозиционной «бабочкой»)

Увеличить «разворот на старте» либо поднять правую консоль крыла (1-2 мм по задней кромке) в первой позиции «бабочки»