Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА

Сделать планер своими руками. Эта модель спроектирована и построена с учетом многолетнего опыта участия школьников в соревнованиях. Молодым ребятам нужны прочные, живучие модели, способные выдержать не один удар об землю и, одновременно, простые в эксплуатации. Энергии у мальчишек много. Но до конца все осмыслить им не позволяет отсутствие опыта. Да и контролировать себя они еще не могут. Поэтому у них нередко случаются осечки на стартах. На предлагаемом вашему вниманию планере А1 отсутствует крючок динамического старта, — у школьников от него больше «приключений», чем пользы. Планер получился действительно живучим. За шесть лет эксплуатации не было ни одной серьезной поломки! В качестве оценки общих свойств модели (технологические, прочностные, аэродинамические и эксплуатационные) можно упомянуть то, что с такими моделями ребята несколько раз становились призерами и победителями городских и областных соревнований.

Крыло модели планера

Крыло относительно небольшого размаха спроектировано с прямоугольным центропланом и трапециевидными ушками. Сразу отметим, чтобы больше не возвращаться к этому вопросу, что крыло имеет стандартные для такого типа моделей крутки. Они должны быть заданы еще при сборке каркаса за счет клиновидных подкладок. Обе углепластиковые полки лонжерона имеют сечение 6x0,5 мм, 4x0,5 мм, 1,5x0,3 мм (в корне, на конце центроплана и на конце ушка соответственно). Все пространство между полками лонжерона на всем размахе крыла заполняет стенка. В центроплане она сделана из вертикально расположенной липовой пластины толщиной 2 мм, оклеенной спереди и сзади бальзой толщиной 2 мм (слои древесины липы и бальзы направлены вдоль лонжерона).

Липовая стенка имеет переменную по размаху толщину — к концу центроплана она сходит на «нет». Поэтому она не видна на сечении крыла по концу центроплана. В корневой же части консоли стенка заменена бруском, несущим трубчатый пенал штыря, из-за чего конструкцию стенки там также не удалось показать. Однако думается, описания вполне достаточно, чтобы понять, как она сконструирована. Технология изготовления лонжерона такова. Вначале выстругивается или шкурится на станке липовый клин (шириной сразу на две стенки). Затем он оклеивается с обеих сторон бальзой толщиной 2 мм (заметьте, что толщина получившегося «бутерброда» по концам соответствует ширине полок лонжерона — 4 и 6 мм). Заготовка распиливается пополам вдоль по ширине — для правой и левой консоли крыла.

Потом на ровном стапеле полученная стенка приклеивается смолой к нижней полке лонжерона. Собранная деталь окончательно вышкуривается в размер высоты лонжерона (с учетом толщины верхней полки). В заключение ставится на места верхняя полка. В корневой части лонжерона стенка заменяется, как уже говорилось, бруском древесины. Пенал для соединительного штыря отформован из пяти слоев стеклоткани толщиной 0,1 мм, раскроенной под 45°. Подготовив штырь 03,5 мм длиной 150 мм, его оборачивают тонкой лавсановой пленкой, и наматывают на него пропитанную смолой стеклоткань. Затем ее обжимают, туго обмотав лавсановой лентой. Готовый пенал (не разрезая его на две половины и не вынимая штырь!) вклеивают в отверстия, просверленные с запасом по диаметру в корневых брусках лонжерона. Сам лонжерон (его правая и левая части) при вклейке пенала плашмя лежит на ровном стапеле, нижней полкой опираясь на длинную линейку. Расстояние между лонжеронами должно соответствовать ширине фюзеляжного пилона.

Наконец, после отверждения смолы пенал надрезается ножом по корневым торцам лонжерона, и весь узел разнимается. Готовый лонжерон по всей длине обматывается кевларовой нитью (в корневой части с малым шагом). Стенка лонжерона на ушках сделана из бальзы с продольными слоями. Технология сборки лонжерона для ушек соответствует центроплану. Только здесь вышкуривание стенки придется проводить с помощью клиновой подкладки, так как лонжерон имеет сужение по высоте. Закончив работу на всеми элементами лонжерона крыла, к ним приклеиваются бальзовые носики нервюр (их толщина может варьироваться в пределах 1-1,2 мм в зависимости от плотности бальзы), и передняя кромка. После обработки кромки по профилю полученный каркас вклеивается в отформованную оболочку кессона. У данной модели выклейка изготовлена из кевларовой ткани 0,12 мм. Правда, эксплуатация модели показала, что лучше было бы использовать углепластик (два слоя под углом ±45°).

Но и кевлар тоже неплохо оправдывает себя. К готовым, установленным на стапеле лобикам крыла (кессонам) подстыковываются хвостовики нервюр и задняя кромка. После их окончательной обработки производится окантовка нервюр углепластиковыми полосками, нарезанными из отформованной пластины (два слоя угля 0,08 мм; ширина полос равна толщине нервюр). Собранные ушки приклеиваются к центральным частям крыла встык, после чего для усиления стыка по всей длине шва накладывается слой стеклоткани, пропитанной смолой. Толстая корневая нервюра центроплана также покрывается стеклотканью. Крыло обтягивается бумагой «полиэстер» и покрывается тремя слоями лака «цапон». Рекомендуется раскрашивать нижнюю поверхность крыла в яркие цвета, — тогда будет легче следить за моделью в полете. Готовая консоль крыла должна весить около 40 г.

Стабилизатор модели планера

Полки лонжерона изготовлены из углепластика (прямоугольная заготовка шириной 2,5 мм сошкуривается по толщине от 1 мм в центре стабилизатора до 0,3 мм к его концам). Между полками ставится стенка из бальзы толщиной 1,2 мм с продольным слоем. Передняя и задняя кромки (сечения 3x3,8 мм и 6x1,5 мм соответственно) сделаны из бальзы удельным весом около 0,1 г/см3. Диагонально расположенные нервюры повышают жесткость стабилизатора на кручение. Центральная нервюра вырезана из бальзы 10 мм. Стабилизатор обтянут металлизированным лавсаном толщиной 6 мкм. Масса готового стабилизатора около 5 г.

Носовая часть фюзеляжа модели планера

Вырезается из липовой пластины толщиной 20 мм. В ней фрезеруются отсеки для балласта, таймера и крючка. Таймер крепится на дюралевой плате размером 27x52 мм. Размеры крючка для леера увеличены. Это помогает неопытным молодые планеристам исправлять ошибки при взлете на леере, — модель не отцепится раньше времени. Крючок вырезан из дюралевой пластины толщиной 1,5 мм, и его горизонтальная часть (на которую цепляется кольцо леера) имеет длину 20 мм. Еще раз отметим, что механизм динамостарта отсутствует, и механика крючка обеспечивает лишь управление рулем поворота.

Хвостовая балка модели планера

Наматывается из двух слоев углеткани толщиной 0,08 мм и трех слоев стеклоткани 0,03 мм. Первыйслой — стеклоткань, второй и третий слои — стеклоткань и углеткань соответственно. Далее накладывается технологическая оболочка из, и для прижима сверху наматывается магнитофонная лента. После снятия титановой фольги балка вышкуривается (ее желательно потом покрасить). Киль и руль поворота вырезаны из бальзовых пластин толщиной 3 мм, обработаны по профилю и покрыты слоем цветной микалентной бумаги.

Регулировка модели планера

Наконец, модель собирается и балансируется (центровка порядка 60%). Перед первыми полетами следует еще раз проверить надежность работы всех элементов механики, и точность круток крыла. Модель следует регулировать в слабый ветер. Во время пробных запусков с рук необходимо добиться плавного снижения, без кабрирования или пикирования. Ровного старта на леере добиваются путем регулирования угла отклонения руля поворота. Леер сбрасывается в момент, когда планер находится над головой спортсмена, и скорость модели снижается до скорости планирования.

(Авторы: А. Рязанцев, С. Панков. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид  модели планера

Общий вид модели планера

Крыло  модели планера

Крыло модели планера

Носовая часть фюзеляжа  модели планера

Стабилизатор модели планера