Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА


УНИВЕРСАЛЬНОГО ТИПА

Как сделать планер своими руками. Дальнейшее развитие класса моделей планеров потребовало роста эффективности динамостарта. Дополнительное увеличение высоты взлета на 2-4 метра (по сравнению со стартами на прежних моделях) расширяет возможности попадания в термик, — с каждым набранным метром высоты существенно возрастает влияние силы восходящих потоков. Но, пожалуй, эффективность динамостарта еще более важна в дополнительных турах, когда модели летят «на качество».

В итоге изменения правил соревнований (время в первых турах 3,5 минуты, а в дополнительных — 5, 7, 9 и т. д. минут) потребовали нового, еще более активного конструкторского поиска. Новым требованиям отвечает представляемый сегодня планер, построенный в 1997 году. Созданию этой модели предшествовала большая теоретическая и экспериментальная работа. Можно отметить, что первоначальные варианты подобного планера изготавливались с 1992 года. Уже тогда официальные старты показали перспективность дальнейшей работы над этой техникой. Интересно, что по геометрическим параметрам исходная модель лишь немного отличалась от описываемой сегодня.

А вот конструкция планера и механизация за прошедшее время изменились значительно. Новое жесткое крыло позволяет повысить энергичность старта за счет скорости разгона. Усовершенствованная механика обеспечивает увеличение высоты взлета за счет двойной «зажимки» стабилизатора, более стабильный выход после «прострела», и хорошую успокаеваемость модели благодаря второй «отжимке» (она срабатывает через 18-22 секунды). Результаты, показанные с этой моделью МСМК Сергеем Панковым в прошедшем сезоне таковы: первое место на Чемпионате России и призовые места на нескольких этапах Кубка России.

Кроме этого, Юрий Титов из Ногинска, выступая с аналогичным планером (крылья были собранны на стапелях авторов данной статьи) на первых же соревнованиях этапа Кубка России (май, город Орел) занял второе место. Прежде чем начать разговор 0 конструкции, отметим, что основное внимание в статье уделено наиболее важной теме — технологии изготовления, регулировке модели и ее механики. Чертежи крыла и стабилизатора здесь не приводятся. Эти элементы практически идентичны по схеме и профилировке планеру, представленному вашему вниманию в журнале №2 за 1999 год. Небольшие изменения претерпели лишь размах и сужение крыла, поэтому дублировать уже опубликованные чертежи было бы бессмысленно.

Крыло модели планера

Кессон центроплана отформован на смоле горячего отверждения из двух слоев углеткани толщиной 0,08 мм с направлением волокон ±45°. Технология формовки неоднократно описывалась в различных статьях. Поэтому сейчас можно ограничиться лишь наиболее важной информацией. Первый слой углеткани шириной 45 мм кладется под +45°. Второй, шириной 95 мм, — перпендикулярно первому. А третий полностью повторяет первый. Перехлёст слоев по передней кромке составляет 3-5 мм. Цельноформованный лонжерон значительно отличается в лучшую сторону по жесткости и весу от лонжеронов, изготовленных по старой технологии.

Полки (в корне консоли сечение 1 х 9 мм, в месте стыка с «ухом» — 0,5 х 3 мм) предварительно формуются из высокомодульной угленити. Вкладыш вырезан из пенопласто-подобного материала «рохасель». Стенки — импортный углетканевый «чулок» с направлением волокон ± 45°. В корневой части между полками лонжерона вклеен отдельно отформованный стекло-пластиковый «пенал» для штыря. Внутри кессона расположена передняя кромка из бальзы толщиной 2,5 мм и бальзовые носики толщиной 1,2 мм (удельный вес материала 0,14 г/см3). Задняя кромка углеплас-тиковая, толщиной 0,8 мм. Ее ширина равна 3,5, 2,5 и 1,5 мм в корне, на концах центроплана и консоли соответственно. «Ушки» также кессонной конструкции. Кессон отформован из одного слоя импортного углеполотна толщиной 0,1 мм и с направлением слоя ±45°. Лонжерон собран из двух углепластиковых полок одинакового сечения и бальзовой стенки с продольным направлением слоев.

По краю кессона бальзовая стенка усилена слоем углепластика толщиной 0,1 мм (направление волокон ±45°; углепластик берут из обрезков кессонов «ушек»). Сечения полок лонжеронов 3,2 х 0,5 мм в корне и 1,0x0,2 мм на конце. Лонжероны обмотаны нитью СВМ диаметром 0,08 мм с шагом 5 мм. Передняя кромка толщиной 2,5 мм. Носики толщиной 1,2 мм сделаны также из бальзы (плотность 0,12 г/см3). Технология изготовления нервюр такова. Сначала подготавливается блок-заготовка (она переклеена из бальзы так, чтобы слои древесины в будущих нервюрах были бы вертикальными; ширина блока подбирается с учетом толщины фрезы, — при последующем распиле не должно остаться лишних нервюр). Одна из поверхностей заготовки выводится по нижнему контуру профиля крыла. Затем, на специальной колодке, рабочая поверхность которой также должна повторять нижний обвод профиля, обрабатывается верхняя часть блок-заготовки.

Спрофилированная заготовка с применением той же колодки армируется снизу и сверху углепластиком, заранее отформованным из двух слоев углеленты ЭЛУР толщиной 0,08 мм. Процесс приклейки углепластика ведется с применением смолы ВК-9 в вакуумном мешке. При этом в местах передней и задней кромок вставляются специальные извлекаемые вкладыши, а для прижима сверху всего «бутерброда» накладывается текстолит толщиной 0,5 мм. Полученный армированный блок распиливается на «пилораме» на нервюры. Для изготовления крыла понадобится сделать несколько таких блоков — на оба центроплана и «ушки», а также для «локтевых» и корневых нервюр.

Сборка крыла ведётся на смоле ВК-9 на специальных стапелях, обеспечивающих заранее заложенные крутки. На внутреннем (по виражу) полукрыле центроплан должен иметь крутку +0,7 мм и «ушко» -2,5 мм. На внешнем полукрыле центроплан закручен на -0,5 мм и «ушко» на -3,0 мм. Кессонные оболочки лобика приклеиваются на стапелях, — это позволяет точнее соблюсти профиль. Крыло обтянуто бумагой «полиэстер» с перегибом ее по задней кромке и три раза покрыто лаком «цапон». Консоли ставятся на штырь 0 6,5 мм длиной 160 мм, отшлифованный из стали 65С2ВА твердостью 59 HRC.

Стабилизатор модели планера

Имеет каркас, выполненный из бальзы удельным весом 0,1 г/см3. Передняя кромка сделана из рейки шириной 3 мм. Задняя кромка углепластиковая, сечением 1,6x0,45 мм. Сечения полок лонжерона — 2,8 х 0,4 мм в корне и 0,6 х 0,2 мм на конце. Между полками поставлена бальзовая стенка. Нервюры, вырезанные из бальзы толщиной 0,9 мм, армированы углепластиком 0,1 мм. Стабилизатор обтянут металлизированной лавсановой пленкой толщиной 6 мкм с перегибом по задней кромке. В зоне установки турбулизатора на стабилизатор сначала клеится полоска бумаги шириной 5 мм и уже на нее х/б нить №10.

Фюзеляж модели планера

Cостоит из носовой части и отъемной хвостовой балки. Передняя часть фюзеляжа изготавливается из стекло-углепластика толщиной 0,8-0,9 мм методом формовки в пресс-форме. Получаемые таким образом половинки обрабатываются, в них вклеиваются необходимые ложементы, после чего они стыкуются. Готовый «носик» красят полиуретановой краской. Компоновка «носика» такова. В передней части находится отсек для балласта. Далее размещен радиомаяк (облегчает поиск приземлившейся модели). Затем располагается 5-командный таймер, и буксировочный крючок динамического старта.

За крючком вверху — трехпозиционный механизм «бабочки» конструкции Макарова-Кочкарёва, который управляет углами установки консолей крыла при буксировке модели и в свободном полете. В левой стенке «носика» выполнен люк большого размера, закрываемый легкосъемной крышкой. Этот люк обеспечивает свободный доступ ко всем элементам механики, упрощает их обслуживание и регулировку.

Таймер модели планера

Имеет следующие конструктивные особенности. Дорожка спирали Архимеда выполнена из двух деталей — спирали и внешней дорожки с 10 пазами. Такое решение позволяет легко перенастраивать время отработки стабилизатора, используя все время один зуб спирали, — это повышает надёжность старта. Пружина собрана из двух частей. Короткая часть выполнена из стали толщиной 0,35 (длина около 180 мм). Длинная тонкая часть (звонковая пружина от будильника «Слава») стыкуется с короткой без заклепок, с помощью «замка». При первом обороте таймера в течение 5 секунд работает первая (внешняя) пружина. Затем работает тонкая пружина, поэтому последующие обороты длятся более минуты. Время работы часового механизма превышает 14 минут.

Хвостовая балка модели планера

Тформована из двух слоев углеткани толщиной 0,08 мм, трех слоев стеклоткани 0,03 мм и одного слоя дюралюминиевой фольги толщиной 0,025 мм. Вес хвостовой балки равен 13 г. Технология изготовления предусматривает пропитку специальной немецкой смолой заранее раскроенной стеклоткани на стапеле (стапель покрыт пленкой, — в противном случае может быть недостаточно пропитан стекло-углепластик). Сверху на стеклоткань выкладывается раскроенная углеткань, которая также пропитывается. Очередность слоев: первый слой — стеклоткань, второй и третий слои — стеклоткань и углеткань. Край стеклоткани должен выступать за границу последнего слоя на 3-5 мм.

Полученный «сэндвич» наматывается на оправку. Сверху накладывается титановая цулага, и все туго обматывается магнитофонной лентой. Сушка длится 15 часов при комнатной температуре, затем несколько часов при температуре 50-60'С, и, наконец, балка прокаливается. После снятия пленки и цулаги балка вышкуривается, и на нее накладывается на разведенном клее «Момент» дюралюминиевая фольга. Изделие вновь туго обматывается магнитофонной лентой и сушится 1 час при температуре 80'С.

Киль модели планера

Выполнен в виде наборного каркаса из легкой бальзы, и обтянут лавсановой пленкой толщиной 5-6 мкм. В конце хвостовой балки размещены элементы механизма перебалансировки стабилизатора, срабатывающие при динамическом старте. Это два грибка с регулировочными гайками и два откидывающихся кронштейна с роликами. При взлете на леере механика обеспечивает одинаковые установочные углы обоих полукрыльев. При полете на леере внутреннее полукрыло имеет больший установочный угол. Кронштейны с роликами стоят вертикально и обеспечивают «буксировочное» положение стабилизатора. При старте, в момент сброса леера, крючок отходит назад и включает таймер.

Модель интенсивно поднимает нос, и угол тангажа увеличивается до 90°. Через 0,15 секунды срабатывает первая команда таймера. Кронштейн «I» с роликом откидывается. В результате модель продолжает взлет на меньших углах, при которых снижается сопротивление модели и, как следствие, увеличивается высота взлета. Затем, через 0,5 секунды, срабатывает вторая команда таймера. Кронштейн «II» откидывается, и модель резко опускает нос. При хорошо отлаженном старте этот участок полета заканчивается, когда угол тангажа становится равным нулю, и одновременно, скорость модели достигает своего балансировочного значения. В этот момент срабатывает третья команда таймера. Упругая тяга соскакивает, и стабилизатор отклоняется на чуть меньшие углы, чем в балансировочном положении (определяемые регулировочной гайкой М2,5). Одновременно с этим срабатывает механизм «бабочки».

Правое полукрыло отклоняется в положение, соответствующее свободному полету. Еще через 22 секунды срабатывает четвертая команда, и стабилизатор отклоняется в балансировочное положение, определяемое регулировочной гайкой М1,6 на грибке. По истечении заданного времени полета срабатывает пятая команда таймера. Стабилизатор вместе с грибками поднимается, и модель садится. Реализованный в модели способ динамического старта с перебалансировкой позволяет получить достаточно высокий, стабильный старт и наилучший режим планирования.

(Автор: С. Панков, А. Рязанцев. П. Хорошев. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Модель планера класса F1A

Модель планера класса F1A

Размах крыла                                2260 мм
Площадь крыла                          29,827 дм2
Площадь стабилизатора             4,15 дм2
Масса крыла                                     180 г
Масса стабилизатора                    6,5 г
Масса модели                                   412 г

Носовая часть фюзеляжа

Носовая часть фюзеляжа планера

Таймер: Порядок срабатывания соответствует номеру кронштейна. Тяги: 6-киль 7-бабочка

Схема компоновки механизации перспективного планера класса F1A

Хвостовая часть балки фюзеляжа и оперение	модели планера

Хвостовая часть балки фюзеляжа и оперение