Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ЧЕРТЕЖ МОДЕЛИ ПЛАНЕРА

(СВОБОДНОЛЕТАЮЩИЙ ПЛАНЕР С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ)

Интересная машина разработана авиамоделистом из города Арзамаса-16 М.Ломтевым. Это, по сути, планер, оборудованный электроприводом на базе хорошо известного микромоторчика ДК-5-19. Питание - от пары пальчиковых батарей, закрепленных в носовой части фюзеляжа в качестве балансировочного груза. Фюзеляж состоит из носика и хвостовой балки. Последняя имеет квадратное сечение 10x10 мм.

Начиная с середины длины балки к хвосту она состругана до диаметра 5 мм. Передняя часть постоянного сечения позволяет переставлять крыло при балансировке модели в широких пределах. Материал балки - плотная бальза. Носик выполнен из липовой пластины толщиной 10 мм. С левой стороны в носике выдолблена или выфрезерована канавка для размещения батарей.

Получившийся "отсек" при подготовке модели планера к полету закрывается бальзовой или пенопластовой крышкой, которая фиксируется на двух буковых штырьках с помощью резиновых колец. По торцам канавки ставятся контакты. Впереди это обычная пластина из токопроводной жести, а сзади контакт представлен пружиной, скрученной из стальной проволоки диаметром 0,5 мм.

К обоим контактам припаиваются изолированные провода, после чего они заклеиваются в носике. Разъемные контакты, укрепленные позади "отсека" батареек на борту носика, сделаны в виде вилки и могут иметь произвольную конструкцию. Благодаря их применению легко отключить двигатель, а также обеспечивается возможность съема крыла с мотоустановкой без распайки проводов. Кстати - всю проводку лучше вести гибкими многожильными проводами типа МГФ. Цельноповоротный киль выполнен из бальзы (подойдет и пенопласт).

В его корневую часть вклеивается липовая бобышка размером 10x15 мм. Она несет вклеенный винт М2, а в соответствующем месте фюзеляжной балки сверлится отверстие диаметром 2 мм и снизу на клею ставится гайка М2. Фиксация киля после отладки полета модели осуществляется с помощью контргайки. Сборка крыла, как и стабилизатора, производятся на ровном столе по следующей технологии.

На поверхности стола закрепляется чертеж планера в натуральную величину, закрытый листом кальки или прозрачной лавсановой пленки. При помощи иголок на "стапеле" фиксируются кромки. Затем ставятся и заклеиваются нервюры. Имейте в виду, что все корневые нервюры (в том числе и нервюры перехода центроплана крыла в "ушки") монтируются с наклоном, соответствующим углу "V". После высыхания клея и контроля качества предварительной сборки приступают к монтажу полок лонжерона, дополнительных нервюр, косынок и законцовок.

Готовые элементы несущих плоскостей снимают со стола и при необходимости зачищают. "Ушки" приклеиваются встык на эпоксидной смоле к центропланным деталям крыла, а они в свою очередь стыкуются друг с другом и с пластинчатой вставкой центроплана с помощью двух фанерных или углепластиковых пластинок, вклеиваемых в пропилы кромок. На собранном крыле жестко монтируется двигательный пилон.

Обтяжка крыла и стабилизатора планера - тонкая лавсановая пленка на клею БФ-6. Крепление крыла на балке фюзеляжа, как на моделях "схематичек" - с помощью резиновой нити. Этот вариант обеспечивает возможность центровки модели посредством простой сдвижки крыла. На первых порах двигатель ДК-5-19 ставится на пилоне подвижно (съемными хомутиками или примоткой нитью) и оборудуется углепластиковым воздушным винтом размерностью 150 х 150 мм, взятым от кордовых скоростных моделей. Регулировка модели начинается с отладки режима планирования (батарейки стоят на борту, но контакты разомкнуты).

Добившись удовлетворительных параметров полета, начинают регулировку моторного режима. В ее процессе нужно добиться почти прямолинейной траектории взлета с максимальной скороподъемностью. Первая задача решается поворотом всего двигателя, а вторая - подрезкой лопастей воздушного винта с постепенным уменьшением его диаметра. После окончания процесса отладки моторчик заклеивается на пилоне намертво.

Для полетов планера применяются обычные пальчиковые батарейки размера АА (диаметром около 15 и длиной около 50 мм). Полет модели в зависимости от степени разряженное питания длится от одной до трех минут. При этом проявляется очень интересный эффект. За счет перегруженности батарей по току они быстро "устают", в результате чего через определенное время после взлета обороты двигателя падают, и модель совершает посадку.

Дождавшись, пока источник питания "отдохнет" (на это требуется от пяти до десяти минут), можно снова поднимать модель в воздух. Естественно, при использовании аккумуляторов или батареек типа "алкалайн" такого эффекта не проявляется, и электролет будет летать до полной выработки емкости блока питания (при хороших батареях - чуть ли не час!). Для информации - на предложенной вашему вниманию модели стояли батареи "Panasonic" обычного исполнения.

(Автор: И.Кислухин. источник Моделизм спорт и хобби)

Общий вид модели планера

Рис.1. Общий вид модели планера.

Фюзеляж планера

Рис.2. Фюзеляж планера: 1 - носик, 2 - провод, 3,8- контакты батарей, 4 - контакты фюзеляжа, 5 - усиление стыка (нитки с клеем), 6,11 -хвостовая балка, 7 - штырек (бук диаметром 2 мм длиной 7 мм), 9 -отсек батарей, 10 - контакты мотора, 12 - бобышка, 13 - киль (бальза).

Центральная часть крыла планера

Рис.3. Центральная часть крыла планера: 1 - передняя кромка крыла, 2 - пилон-вставка (липа 10 мм; см. рис.4), 3 - пилон мотора (бальза 10 мм), 4 - задняя кромка.

Крыло планера

Рис.4. Крыло планера: 1 - пилон-вставка, 2,7 - вставки (углепластик 1 мм,), 3 -лонжерон (бальза 2x7 мм), 4 - нервюра (бальза 1,5 мм), 5 - передняя кромка (сосна 5x7 мм), 6,9,12 - силовые нервюры (фанера 1 мм), 8,11,13- доп. нервюры (бальза 5 мм), 10- задняя кромка (липа Зх10 мм).

Рис.5. Стабилизатор планера: 1 - законцовка (бальза), 2 - нервюра (бальза 1,5 мм), 3 - передняя кромка (липа 5x5 мм), 4 - косынка (бальза), 5 - задняя кромка (липа 2x5 мм).

Рис.6. Профили. Вверху показаны три профиля стабилизатора, внизу - крыла (корневой и концевой). Все профили даны в масштабе М 1:1.