Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

О САМОЛЕТАХ И ЛЕТЧИКАХ

Первые попытки создать самолет стали предприниматься в XIX веке. К числу наиболее интересных опытов по проектированию и постройке самолета относятся работы русского военного моряка А. Ф. Можайского (1825—1890). Созданию самолета предшествовала большая исследовательская работа изобретателя, которой он посвятил почти половину своей жизни. Можайский долгое время изучал полет птиц, ставил многочисленные опыты с моделями птичьих крыльев, определяя их подъемную силу и лобовое сопротивление.

Много пользы принесли ему опыты с воздушными змеями.Летом 1876 года он несколько раз поднимался в воздух на построенном им большом воздушном змее, буксируемом тройкой лошадей. Затем он перешел к постройке летающих моделей с воздушными винтами, которые вращались при помощи часовых пружин. В результате многолетней работы Можайский разработал проект конструкции летательного аппарата


(рис. 95)


 


и паровых двигателей для него. Летом 1882 года самолет был построен в натуральную величину и начались его испытания, которые продолжались несколько лет. При одном из испытаний самолет отделился от земли, но после взлета накренился набок и поломал крыло. Тем не менее это было событие большого исторического значения — самолет с человеком на борту впервые в мире оторвался от земли. Но дело осталось незавершенным — смерть оборвала творческий путь Можайского. В начале-XX века во многих странах мира изобретатели стали создавать крылатые летательные машины.

Это стало возможно в связи с изобретением сравнительно легкого и мощного двигателя внутреннего сгорания. Особенных успехов добились американские конструкторы и летчики-братья Уилбер (1867— 1912) и Орвилл (1871 — 1948) Райт. Первые свои опыты братья Райт начали с постройки планера. Но прежде чем испытать планер в полете, они изготовили две модели планера и проводили опыты, запуская их на привязи, как воздушный змей. Затем они приступили к испытанию планера и добились на нем планирующих полетов дальностью до 100 м. Осенью 1902 года на новом планере Райты совершили около тысячи полетов, причем иногда полет длился 40—60 с. >После этого они приступили к постройке самолета. 17 декабря 1903 года их самолет, оснащенный бензиновым мотором, поднялся в воздух и за , 12 с пролетел 32 м


(рис. 96)


 

Это был первый устойчивый, управляемый полет летательного аппарата тяжелее воздуха, приводимого в движение мотором. Во время четвертого полета их самолет продержался в воздухе уже 59 с и пролетел 280 м. Самолетостроение стало бурно развиваться во многих странах. На самолетах, похожих на воздушные змеи, в воздух поднимались Фарман, Сантос-Дюмон, Блерио, Кертисс, Уточкин, Ефимов, Российский и др. Самолет русского конструктора Я. М. Гаккеля в 1911 году уже мог преодолевать расстояние до 100 км без посадки. Его скорость — 92 км/ч — более чем на 30 км/ч превосходила возможности конкурировавших с ним французских аэропланов. 25 июля 1909 года француз Луи Блерио за 37 мин впервые в истории перелетел на самолете пролив Ла-Манш. 6 июля 1913 года совершил полет первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь» конструкции И. И. Сикорского. В том же году им была закончена постройка четырехмоторного бомбардировщика «Илья Муромец» с размахом крыла 32 м


(рис. 97)

.


12 февраля на этом самолете состоялся полет с шестнадцатью пассажирами. В то время это был самый крупный в мире самолет, который побил все рекорды грузоподъемности и дальности полета. 12 февраля 1914 года произошло событие, вошедшее в историю мировой авиации. Русский военный летчик Петр Николаевич Нестеров совершал свой очередной экспериментальный полет над Киевским аэродромом. Люди, стоявшие на земле, увидели, что самолет Нестерова вдруг опустил нос и устремился вниз. Казалось, летчика ждет неминуемая гибель. Однако на высоте 600—700 м самолет резко задрал нос и, описав круг в вертикальной плоскости, плавно пошел на посадку. Так впервые в мире была выполнена «мертвая петля». Во время первой мировой войны Нестеров много раз летал над расположением войск врага, производя воздушную съемку. В то время самолеты не имели вооружения и воздушных сражений фактически не было. Но вот однажды бой разыгрался. Нестеров догнал вражеского разведчика и ударил сверху по его машине колесами своего самолета. Оба Самолета рухнули на землю. Это был первый в мире воздушный таран.

Так в воздушном бою отдал свою жизнь за Родину основоположник высшего пилотажа П. Н. Нестеров. В 1934 году советской авиации пришлось выдержать серьезный экзамен. Из холодных просторов Арктики пришла радиограмма. 13 февраля в Северном Ледовитом океане затонул ледокол «Челюскин». На помощь были направлены летчики. В жестоких условиях Севера они спасли на самолетах всех челюскинцев. Семи летчикам: А. В. Ляпидевскому, С. А. Леваневскому, В. С. Молокову, Н. П. Каманину, М. Т. Слепневу, М. В. Водопьянову и И. В. Доронину, особо отличившимся при спасении челюскинцев, было впервые в стране присвоено звание Героя Советского Союза. Всего несколько месяцев прошло после возвращения героев Арктики в Москву, а советская авиация уже одержала новую победу.

Над Москвой появился воздушный корабль «Максим Горький». Таких самолетов еще не знала история авиации: он был оснащен восемью двигателями и мог поднимать в воздух 8 членов экипажа и 72 пассажира. В июле 1936 года мир узнал о выдающемся достижении экипажа в составе В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова. На одномоторном самолете АНТ-25 они совершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Пролетев за 56 ч свыше 9 тыс. км, экипаж Чкалова совершил посадку на песчаной косе острова Удд (Охотское море). А еще через год самолет АНТ-25, управляемый Чкаловым, впервые в истории авиации пролетел через Северный полюс. Он стартовал в Москве 18 июня и совершил посадку (в Портленде) в США 20 июня. На большей части огромного маршрута были плохие погодные условия, но героический экипаж с честью выполнил задание Родины, пролетев за 63 ч расстояние свыше 8 тыс. км.

Полет Чкалова через Северный полюс был значительным событием в истории авиации. Не успел экипаж этого советского самолета вернуться на Родину, как через Северный полюс был совершен еще один перелет. М. М. Громов вместе с А. Б. Юмашевым и С. А. Данилиным пролетели по прямой около 10 300 км, на тысячу с лишним километров превысив прежний мировой рекорд дальности полета. Среди наиболее прославленных летчиков «героической эпохи полетов» в 30—40-е годы были и женщины-пилоты, изумлявшие мир своим мужеством и мастерством. Советские летчицы В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко и М. М. Раскова на самолете АНТ-37 «Родина» совершили в 1938 году беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток протяженностью почти 6 тыс. км, побив при этом рекорд дальности полета для женских экипажей. Неувядаемой славой покрыли себя советские летчики в годы Великой Отечественной войны.

В жестоких боях они разбили хваленую фашистскую авиацию. Даже практически безоружные, с израсходованным боезапасом, на горящих машинах, советские летчики оставались страшными для врага. Уже в первый день войны летчик Дмитрий Кокарев, обнаружив, что в пулеметах не осталось патронов, яростно устремился на врага. Подойдя вплотную к фашистскому «мессершмитту», он винтом своего самолета отрубил ему хвост. Летчик В. В. Талалихин, охраняя небо Москвы, ночью таранил фашистский бомбардировщик,Герой Советского Союза Б. Ковзан за время войны четыре раза таранил фашистских стервятников. Эскадрилья капитана Н. Ф. Гастелло получила приказ разбомбить вражеский аэродром. Во время бомбежки в самолет Гастелло попал вражеский снаряд. Самолет загорелся. Нужно было выбрасываться на парашютах. Но внизу была вражеская территория. Советских летчиков ожидал плен. Они предпочли смерть бесславному концу. Гастелло направил объятый пламенем самолет на скопление вражеских автомашин и бензоцистерн.

За годы войны звания Героя Советского Союза было удостоено свыше 2000 летчиков, а 65 летчикам это звание было присвоено дважды. Двое из них носят на груди по три Золотых Звезды Героя. Имена их известны всему миру — это А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб. Уже на второй день войны Александр Покрышкин открыл счет сбитым самолетам врага. Бесстрашный летчик участвовал во многих воздушных боях, в том числе и в памятном сражении на Кубани весной 1943 года, которое положило конец фашистскому господству в воздухе. Высота — скорость — маневр — огонь — эта формула воздушного боя, разработанная Покрышкиным, была в совершенстве освоена многими летчиками-истребителями. Всего за годы войны прославленный мастер воздушного боя совершил 550 боевых вылетов, провел 137 воздушных боев и сбил 59 вражеских самолетов. Иван Кожедуб до войны отлично закончил аэроклуб и как лучший летчик был оставлен инструктором при клубе. Началась война. Кожедуб готовил летчиков для фронта. И только в 1943 году ему самому удалось попасть на фронт. Смелость, точный расчет, инициатива, умение быстро разгадать замысел врага — эти качества военного летчика были присущи Кожедубу. Менее чем за два года отважный летчик сбил 62 вражеских самолета.

Он совершил 330 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях. Последний сбитый им самолет упал на поверженный Берлин. Герои-летчики громили врага на фронтах, а героические труженики советского тыла создавали самолеты — орудие победы. «Все для фронта! Все для победы!»— таков был лозунг тех дней. Каждый советский боевой самолет внес свой вклад в победу над врагом. Авиационная промышленность за годы войны дала фронту свыше 100 тыс! боевых самолетов: истребителей Яковлева и Лавочкина, штурмовиков Ильюшина, бомбардировщиков Петлякова, Ильюшина, Туполева (рис. 98). На фронтах Отечественной войны самой широкой известностью пользовался наш штурмовик Ил-2. Это был бронированный самолет для действий на малой высоте против живой силы и техники противника — самолет поля боя. От всех существовавших самолетов Ил-2 отличался прежде всего тем, что его экипаж и все жизненно важные части машины защищались бронированным корпусом. В любую погоду штурмовики пробивались сквозь заслон зенитного огня и громили противника, осыпая укрепления, танки и автомашины бомбами, ракетами, снарядами. «Черной смертью» называли фашисты Ил-2.

Самолеты конструкторского бюро А. С. Яковлева Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 составляли основной парк нашей истребительной авиации.Летом 1942 года на фронте появился новый истребитель — Ла-5 конструкции С. А. Лавочкина. В сражениях под Сталинградом истребительные полки на самолетах Ла-5 добились крупных успехов. На этом самолете в сражениях на Курской дуге открыл счет боевых побед И. Н. Кожедуб. Все 62 фашистских самолета были сбиты огнем пушек его «Лавочкина». Основным фронтовым бомбардировщиком в годы войны был Пе-2. Он наносил сокрушительные бомбовые удары по технике и живой силе противника. По скорости он превосходил фашистские бомбардировщики более чем на 100 км/ч. В годы войны советские самолетостроители освоили серийное производство самолетов Ту-2. По своим летным качествам он был лучшим бомбардировщиком времен Великой Отечественной войны. Ту-2 имел большую бомбовую нагрузку и мощное оборонительное вооружение, обладал высокой живучестью в бою.


Могучие удары по врагу наносила авиация дальнего действия. На ее вооружении находились ночные бомбардировщики Ил-4. На самолетах Ил-4 морские летчики 7 августа 1941 года нанесли первый бомбовой удар по столице фашистской Германии Берлину. После окончания Великой Отечественной войны в нашей стране развернулись работы по созданию реактивной авиации. Уже в 1946 году успешно прошли летные испытания первые реактивные истребители конструкции А. И. Микояна и А. С. Яковлева.. В послевоенные годы бурное развитие в нашей стране получила гражданская авиация. В 1956 году на воздушные трассы вышел пассажирский реактивный самолет Ту-104. Вскоре были сданы в эксплуатацию турбовинтовые пассажирские самолеты Ил-18, Ан-10 и Ан-24. В 60-е годы появилось новое поколение самолетов гражданской авиации.

Межконтинентальный лайнер Ил-62 имеет дальность беспосадочного полета свыше 9 тыс. км. Самолет Ту-154 соединяет лучшие качества самолетов предыдущего поколения — дальность Ил-18 и скорость Ту-104— и поднимает до 170 пассажиров. Широкофюзеляжный самолет-аэробус Ил-86 —предназначен для перевозки 350 пассажиров на расстояние до 4000 км с крейсерской скоростью 900—950 км/ч. В декабре 1977 года прошел летные испытания турбореактивный самолет Як-42. Созданный в конструкторском бюро А. С. Яковлева самолет может перевозить 120 пассажиров на расстояние до 1850 км и со скоростью 820 км/ч.

Кордовые модели самолетов можно посмотреть здесь