Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КАК УСТРОЕН ПЛАНЕР

Планеры в зависимости от назначения делятся на учебные, спортивные, десантно-транспортные. Ознакомимся с устройством планера на примере наиболее простого по конструкции учебного планера «Синица»


(рис. 69)



созданного литовским авиаконструктором Б. Ошкинисом. Он очень прост и надежен в эксплуатации и поэтому завоевал широкие симпатии начинающих планеристов. Планер состоит из следующих основных частей: крыла с органами поперечного управления-элеронами, фюзеляжа (фермы), оперения и посадочного устройства — щаси. Крыло — важнейшая часть планера, создающая подъемную силу, необходимую для удержания его в воздухе. Крыло планера имеет простую конструкцию: оно состоит из двух симметричных половин, которые крепятся к ферме фюзеляжа за корневую часть лонжерона. Лонжерон — это мощный продольный элемент набора крыла (оперения, фюзеляжа), предназначенный в основном для работы на изгиб и частично на кручение.

Каждое полукрыло фиксируется подкосом, прикрепленным верхним концом к средней части лонжерона, а нижним — к ферме фюзеляжа. Силовой набор полукрыла состоит из лонжерона, 17 нервюр, переднего и заднего стрингеров, концевой дуги и,фанерной обшивки. Нервюры — это основные элементы поперечного набора крыла (или оперения), которые обеспечивают заданную форму и жесткость профиля крыла, а стрингеры — элементы продольного набора, связывающие между собой нервюры. Лонжерон крыла в поперечном сечении представляет собой коробку и состоит из двух сплошных сосновых полок, оклеенных фанерой толщиной 1 мм. Все нервюры имеют одинаковый профиль и хорду, но неодинаковы по конструкции. Так, у корневых нервюр в месте крепления подкоса конструкция усилена.

Элероны подвесного типа, т. е. не врезаны в крыло, как обычно, а подвешены за крылом в трех точках. Один шарнир расположен на ферме фюзеляжа, а два других на нервюрах в середине и в конце полукрыла. Каркас элерона подобно крылу состоит из лонжерона, набора нервюр, переднего и заднего стрингеров. Крыло и элероны обтянуты специальной тканью и покрыты нитролаком. Фюзеляж — это корпус планера, соединяющий в одно целое все его части. Планер «Синица» имеет фюзеляж в виде плоской силовой фермы из сосновых брусков, к которой присоединена гондола. Гондола представляет собой коробку обтекаемой формы, имеющую каркас из сосновых брусков.

В передней части гондолы расположено сиденье пилота, а снизу находится буксировочный крючок. Центральная стойка фермы фюзеляжа сварная из стальных труб. Хвостовая ферма собрана из сосновых реек. Оперение разделяется на горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное состоит из стабилизатора и руля высоты, вертикальное — из киля и руля направления. Оперение служит для уравновешивания сил, действующих на планер в полете, для обеспечения его устойчивости и управляемости. Стабилизатор и киль закреплены на планере неподвижно.

Они придают ему продольную и путевую устойчивость, автоматически восстанавливая режим полета в случае его нарушения, например, при порыве ветра. Руль высоты, руль направления, а также элероны на крыле служат для изменения траектории полета планера, т. е. являются органами управления. Система управления


(рис. 70)



состоит из ручного и ножного управления. Ручное (ручка) связано с элеронами и рулем высоты, ножное (педали),с рулем направления. Система управления работает так. Ручка управления укреплена шарнирно на продольной трубе и может свободно отклоняться вперед и назад на кронштейне трубы и вправо и влево вместе с трубой. От трубы через рычаги и закрепленные на ней трубчатые тяги движение ручки «вправо-влево» передается на элероны, а через тягу внутри трубы, качалки и тросы движение ручки «вперед-назад» передается на рули высоты.

При движении ручки «на себя» руль высоты поднимается вверх, воздушный поток начинает давить на его верхнюю поверхность; при этом хвост планера опускается, а нос поднимается, т. е. угол атаки увеличивается.При движении ручки «от себя» руль отклоняется вниз, планер начинает снижаться и угол атаки уменьшается. При отклонении ручки влево левый элерон поднимается и подъемная сила на левой половине крыла уменьшается, а на правой половине (где элерон опущен), наоборот, увеличивается Вследствие этого планер начинает крениться влево. Таким образом, при помощи элеронов летчик может накренять планер в ту или другую сторону, что необходимо при разворотах и на виражах.

Если планер сам накренится, например, при сильном порыве ветра, то при помощи элеронов летчик может устранить возникший крен. >Теперь рассмотрим, как летчик управляет рулем направления . Педаль ножного управления вращаются на вертикальной оси. Они соединены тросом с рулем направления. Если летчик нажмет правую педаль, руль направления отклонится вправо и нос планера начнет поворачиваться вправо, а если нажмёт левую педаль, то руль отклонится влево и, соответственно, нос начнет поворачиваться влево.