Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ПОЧЕМУ И КАК ЛЕТАЕТ ПЛАНЕР

У планера нет источника тяги, поэтому самостоятельно он взлететь не может. Чтобы планер начал свой полет, нужно его запустить. Наиболее простой запуск планера с помощью амортизатора


(рис. 66).


 

В последние годы большое распространение получил запуск планера с помощью автолебедки или буксировки самолетом. Планер, взлетевший на буксире и предоставленный самому себе, может только планировать. Планированием называют спуск планера по наклонной к горизонту траектории. Угол 0, составляемый траекторией планирования с линией горизонта, называется углом планирования


(рис. 67).



На планер действуют два рода сил: силы тяжести и аэродинамические равнодействующие которых (в простейшем случае G иR) равны, приложены к одной точке и направлены в противоположные стороны. Разложим каждую из этих сил на две силы, направленные по траектории полета и перпендикулярно к ней. Сила Y, направленная перпендикулярно траектории полета, называется подъемной силой; сила X. направленная по траектории против движения,— лобовым сопротивлением. Сила Gх -скатывающая сила равна силе X. Сила Gy должна быть равна силе Y. чтобы сохранялась прямолинейность траектории. Рассмотрим эти четыре силы.

Подъемная сила Y не равна силе тяжести G, а меньше ее. Она уравновешивает только слагаемую Gу силы тяжести. Следовательно, планер уже не может держаться в воздухе, не теряя высоты, а будет спускаться. Сила G направлена по траектории полета. Она заменяет силу тяги и сообщает планеру скорость, необходимую для полета. Для этой силы необходим наклон траектории. Нетрудно заметить, что чем круче планирование, тем меньше подъемная сила Y и больше сила Gx , определяющая скорость планирования. Крутое планирование называется пикированием.Если планирование происходит в одном направлении с некоторой высоты, то по горизонтали планер перемещается на расстояние, которое называют дальностью планирования.

Дальность планирования тем больше, чем больше высота, с которой оно начинается. Наибольшая дальность планирования достигается в том случае, если планирование происходит при наивыгоднейшем угле атаки и соответствующей ему наивыгоднейшей скорости. При наивыгоднейшем угле атаки планер имеет наибольшее значение аэродинамического качества. Следовательно, наибольшая дальность планирования получается при наивыгоднейшем угле атаки — при максимальном значении аэродинамического качества. В спокойной атмосфере планер летит по наклонной траектории вниз, т. е. снижается, одновременно продвигаясь вперед.

То расстояние, на которое он снижается за 1 с, называется скоростью снижения. Однако, всем известно, что на планере можно и парить, т. е. летать без потери высоты и даже набирая ее. При парении планер тоже снижается, но только относительно воздуха, а не относительно земли. Восходящий поток воздуха, в котором в этом случае происходит планирование, поднимается вверх и переносит вверх планер


(рис. 68).


У современных спортивных планеров очень высокое аэродинамическое качество и поэтому очень небольшая скорость снижения (менее 1 м/с). Благодаря этому даже при слабых восходящих потоках они уже могут парить, а при мощных быстро набирают высоту. Наиболее мощные восходящие потоки — термики — наблюдаются летам под кучевыми и грозовыми облаками. Перелетая от облака к облаку, планеристы могут совершать дальние перелеты.