Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

О ПЛАНЕРАХ И ПЛАНЕРИСТАХ

Люди давно заметили, что птицы при полете не всегда машут крыльями, существует и другой вид полета — парение. Птицы плавно скользят на распластанных крыльях, спускаясь вниз, но могут и взмывать вверх без затраты мускульной силы, используя для этого энергию восходящих потоков воздуха

Немецкий инженер Отто Лилиенталь (1848—1896) внимательно изучал полет птиц. Уяснив в определенной степени законы парящего полета крупных птиц, он в 1891 году изготовил планер — крылья из ивовых прутьев, обтянутых тканью. Управление планером достигалось тем, что пилот, висевший на руках в центре крыла, балансировал своим телом для сохранения равновесия планера в воздухе


(рис. 63).


Такие планеры получили название балансирных. Последовательно, шаг за шагом, учился Лилиенталь обращаться со своим планером. Он бегал с ним по наклонным спускам, прыгал с низких насыпей, пытался скользить на крыльях. Постепенно он увеличивал высоту возвышенностей, с которых сбегал. За период с 1891 по 1896 год бесстрашный исследователь совершил около 2000 планирующих полетов. Но 9 августа 1896 года, совершая очередной полет. Лилиенталь погиб. В самом начале нашего века продолжатели дела Лилиенталя значительно усовершенствовали планер, использовав руль высоты для продольного управления аппаратом и искривление крыльев — для поперечного.

В России планирующие полеты пропагандировал профессор Н. Е. Жуковский. Одним из первых русских планеристов был К. К. Арцеулов. В 1907 году он построил планер-балансир, на котором совершил небольшой полет с холма Однако первые опыты оказались неудачными ,планер был разбит. После этого Арцеулов построил еще три планера. На одном из них ему в 1912 1913 годах удалось совершить довольно удачные полеты. С началом первой мировой войны деятельность планеристов в России прекратилась.По окончании войны, когда началась энергичная научно-исследовательская работа в области авиации, планер опять привлек всеобщее внимание.

За короткий срок в ряде стран были достигнуты поразительные успехи в усовершенствовании планеров и полетах на них. Обнаружилось, что на планерах можно не только летать с холмов, но и набирать большую высоту, пользуясь восходящими потоками воздуха, часами парить в небе подобно птицам и совершать полеты на значительные расстояния. Советские планеристы добились выдающихся успехов в полетах на планеpax. Уже в 1921 году в Москве группа военных летчиков организовала кружок «Парящий полет».В 1923 году было создано Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ). В дальнейшем это общество было реорганизовано в Авиахим, затем в Осоавиахим и в 1951 году в ДОСААФ. Создание ОДВФ способствовало быстрому развитию всех видов авиационной деятельности в стране, в том числе и массового планеризма. В 1923 году в Крыму, вблизи Феодосии, были проведены первые

Всесоюзные планерные соревнования, в которых участвовало девять планеров. Летные достижения, показанные на этих соревнованиях, с современной точки зрения были не особенно выдающимися, но для того времени имели большое значение.Лучших результатов добился пилот Л. Юнгмейстер, который продержался в воздухе 1 ч 2 мин. Если в первых соревнованиях участвовали планеры, построенные только в Москве, то с 1923 года активную работу начали планеристы и в других районах страны. В 1924 году в Крыму были проведены вторые Всесоюзные соревнования, в которых участвовали планеристы из 21 города страны и был представлен уже 51 планер. Последующие годы стали годами массового развития планеризма и все новых достижений советских планеристов.

В 1925 году пилот К. Яковчук парил на планере 9 ч 35 мин. В 1927 году планерист В. Степанчонок поставил новый советский рекорд продолжительности полета на планере —10 ч 22 мин. В 1932 году П. Головин увеличил продолжительность полета до 14 ч 18 мин, а через два года Н. Симонов парил в воздухе уже 35 ч. В 1937 году планерист В. Расторгуев на одноместном планере ГН-7 показал дальность 652 км, а 6 июля 1939 года О. Клепикова превысила и этот рекорд, пролетев на планере «Рот-Фронт» 749 км. В юности увлекались планеризмом и создавали планеры такие известные авиаконструкторы, как А. С. Яковлев, О. К. Антонов, главный конструктор советских космических кораблей С. П. Королев. Планер его конструкции показан на


(рис 64).


Но успешное развитие советского планеризма прервала война. Тысячи планеристов пересели на боевые самолеты. Но и те, кто остался летать на планерах, тоже внесли свои вклад в дело победы над врагом. Они на огромных десантных планерах доставляли в тыл врага к партизанам оружие, срочные преказы, боеприпасы, медикаменты. Во время войны у нас строились серийно десантные планеры трех образцов: семиместные конструкции О. К. Антонова, одиннадцатиместные В. К. Грибовского


(рис. 65)


и двадцатиместные Д. Н. Колесникова П. В. Цыбина. Первый вылет в тыл врага на тяжелом планере совершил летом 1942 г летчик-испытатель С. Анохин. Посадку он произвел в Брянских лесах . Затем на Белорусском фронте была осуществлена большая операция. Стартовав с аэродромов, планерные поезда пересекли линию фронта и направились к белорусскому городку Бегомлю, который, как остров, находился в окружении фашиских гарнизонов.

В ходе этой операции к партизанам было переброшено более 200 т груза и около 300 человек — организаторов подпольной борьбы в тылу врага, подрывников, радистов. Кроме полетов в тыл врага, транспортные планеры использовали для доставки срочных грузов и специальных воинских подразделений на передовую. Так было под Сталинградом и при форсировании Днепра. После войны спортивный планеризм в нашей стране пришлось возрождать заново. Вся сеть планерных школ и кружков была разрушена. В 1950 год впервые после войны, были проведены Всесоюзные планерные соревнования Дальнейшее развитие планерного спорта потребовало коренного улучшения материально-технического оснащения планеризма. Эта задача была успешно решена: десятки рекордов установили советские планеристы.