Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

СВОБОДНО ЛЕТАЮЩАЯ МОДЕЛЬ ВЕРТОЛЕТА

Характерной ее особенностью является несимметричный ротор, который приводится во вращение установленным на штанге компрессионным двигатепем с воздушным винтом. Несущий винт модепи — двухлопастный, несимметричный — лопасти распопагаются под углом 120 градусов относительно штанги с закрепленным на ней двигателем. В центральной втулке винта лопасти закреплены не жестко, а с помощью осевого и горизонтального шарниров, что позволяет им самоустанавливаться в полете с оптимальным углом атаки.

Балансировка каждой из лопастей осуществляется с помощью стабилизатора и груза, закрепленных на балках из дюралюминиевых спиц диаметром 3 мм. В сущности, каждая из лопастей по схеме не отличается от кордовой модели самолета, летающей на жестких кордах вокруг центральной втулки Лопасти — смешанной конструкции. Каждая из них выполнена из пенопласта марки ПС (подойдет как строительный, так и упаковочный) и усипена сосновой рейкой-лонжероном, а также передней и задней кромками и законцовками. Для начала следует вырезать цельнопе-нопластовые заготовки лопастей — лучше всего сделать это с помощью нихромовой проволоки-струны, нагреваемой электрическим током.

При этом поверхности будут иметь остеклованную корочку, что позволит отказаться от последующей их оклейки бумагой или лавсановой пленкой. Нихромовую струну необходимо установить в деревянную рамку — такую же, как у лучковой пилы-ножовки.Питание на терморезак следует подавать от сети через ЛАТР для того, чтобы можно было подбирать оптимальную температуру нагрева. Для резки потребуется также пара шаблонов из дюралюминия в соответствии с поперечным сечением лопасти, — они закрепляются на торцах пенопластовой заготовки и служат направляющими при обработке пенопласта. У вырезанной пенопластовой лопасти обрезаются передняя и задняя кромки и вместо них эпоксидной смолой приклеиваются сосновые рейки. Далее из тела детали вдоль линии, отстоящей на 30 мм от ее передней кромки, вырезается попоска толщиной 5 мм и вместо нее вклеивается лонжерон из сосновой рейки сечением 13x5 мм.

Предварительно на нем с помощью ниток и эпоксидного клея закрепляется продольная ось лопасти, согнутая в виде буквы «Г» из стальной проволоки диаметром 4 мм. На внешнем конце оси нарезается резьба М4. Готовая лопасть шлифуется и покрывается тонким слоем эпоксидной смолы. Втулка ротора выполнена зацело со штангой двигателя из листового дюралюминия толщиной 3 мм. Двигатель крепится к штанге консольно —двумя болтиками и гайками МЗ за правую опору. Крепежный узел представляет собой своего рода вилку, образованную штангой и приклепанной к ней накладкой.

Следует учесть, что штангу имеет смысл сделать длиннее, чем указано на чертеже, приблизительно на 100 мм, а окончательную ее длину подобрать при балансировке ротора — это позволит обойтись без установки дополнительных грузов на лопастях Как уже упоминалось выше, лопасти установлены во втулке ротора шарнирно. При этом каждый из горизонтальных шарниров образован парой отогнутых ушек с отверстиями диаметром 4 мм, в которых закреплен винтами дюралюминиевый сухарь с резьбовым отверстием под продольную ось лопасти.

Подвижность лопасти в шарнирах ограничивается отгибом на втулке ротора, препятствующим свесу лопасти, и упором на продольной оси, обеспечивающим ее предельные углы атаки от - 3 до +15 градусов. Стабилизатор также пенопластовый, окантованный сосновыми рейками, его максимальная толщина составляет 5 мм. Как уже упоминалось, с крылом стабилизатор соединяется с помощью двух дюралюминиевых вязальных спиц диаметром 3 мм — подгибая их, можно менять установочный угол стабилизатора, что, в свою очередь, позволяет регулировать угол атаки лопасти несущего винта. Оптимальный угол атаки — около 10 градусов.

Спереди спицы соединены с помощью свинцового груза — масса его подбирается экспериментально, точно так же, как при балансировке модели планера или самолета — лопасть относительно ее продольной оси, расположенной на линии 30 процентов хорды, должна находиться в состоянии безразличного равновесия. Топливный бак обтекаемой формы емкостью около 40 мл располагается непосредственно за двигателем и крепится винтами МЗ к его опорам Бак спаян из белой жести толщиной 0,3 мм — он состоит из двух одинаковых оснований и обечайки.

В бак врезаны три медные трубки — питания двигателя, заправочная и дренажная; первая соединяется с патрубком карбюратора полиуретановым кембриком.Монтажные кронштейны представляют собой уголки, согнутые из оцинкованного кровельного железа толщиной 0,8 мм и припаянные к баку. Основанием фюзеляжа является фанерная пластина толщиной 4 мм, на которой смонтированы подшипниковый узел несущего винта и шасси. Подшипниковый узел представляет собой отрезок дюралюминиевой трубки, в которой закреплены две пластиковые втулки — подшипники скольжения. На фюзеляже этот узел закреплен с помощью пары дюралюминиевых хомутов, болтиков с резьбой МЗ и гаек.

Рессоры шасси сделаны из стальной проволоки диаметром 3 мм, на конце каждой рессоры закреплены опоры — пластиковые шарики диаметром около 20 мм. Рессоры шасси сделаны из стальной проволоки диаметром 3 мм, на конце каждой рессоры закреплены опоры — пластиковые шарики диаметром около 20 мм. После сборки к основанию фюзеляжа приклеиваются пенопластовые боковины. Подготовленный таким образом фюзеляж вышкуривается, грунтуется эпоксидным клеем, выравнивается двухкомпонентной автомобильной шпаклевкой, еще раз вышкуривается и окрашивается автоэмалью.

Следует упомянуть, что перед запуском модели имеет смысл заправлять центральный бак порцией топлива на определенное время полета — от трех до пяти минут. После прекращения работы двигателей модель вполне устойчиво авторотирует, при этом самоориентирующиеся лопасти автоматически уменьшают свой угол атаки.

 

Компоновка модели вертолета: 1 — опора (пластиковый шар 20), 2 — рессора шасси (сталь, проволока ОВС 3), 3 — хомут (дюралюминий, полоса 1x10), 4 — гайка М5 крепления втулки ротора, 5 — вал ротора (сталь, проволока 5), 6 - подшипниковый узел. 7 — фюзеляж, 8 — костыль (проволока ОВС 1.5), 9 — лопасть; 10 — ш ганга (дюралюминий, лист s3), 11 - болты МЗ крепления двигателя, 12 — двигатель МК-17 «Юниор», 13 —топливный бак, 14 — воздушный винт 180

 

 

Несущая лопасть модели вертолета: 1 — задняя кромка (сосна, рейка 4x15); 2 — законцовка (липа), 3 — лонжерон (сосна, рейка 5x13), 4,5 — пенопластовое заполнение, 6 — продольная ось лопасти (сталь, проволока 4); 7 — нить крепления оси к лонжерону, 8 — передняя кромка (сосна, рейка 5x8); 9,10 — окантовка (липа, полоска s2)

 

 

Стабилизатор: 1 — груз (свинец), 2 — вязальная спица (дюралюминий, 3), 3 — лопасть, 4 — капроновая нить крепления спицы; 5 — стабилизатор, 6 — резиновое кольцо крепления стабилизатора

 

 

Центральная втулка: 1 — ось горизонтального шарнира лопасти (винт М4, 2 шт.), 2 — упор-ограничитель угла атаки лопасти (дюралюминий, лист s2), 3 — сухарь шарнира (дюралюминий); 4 — штанга —основание центральной втулки (дюралюминий, лист sЗ); 5 — гайки М4 крепления упора-ограничителя; 6 — продольная ось лопасти; 7 — нить крепления оси лопасти, 8 — ограничитель свеса лопасти (отгиб на центральной втулке); 9 — заклепка 3, 10 — накладка (дюралюминий, лист s2)

 

 

Топлнвный бак модели: 1 — заправочная трубка (медь, трубка 4x0,5); 2 — дренажная трубка (медь, трубка 4x0,5); 3,4 — основания бака (белая жесть s0,3); 5 — обечайка (белая жесть, s0,3), 6 — монтажные кронштейны (оцинкованная сталь, лист s0,8); 7 — трубка питания двигателя (медь, трубка 4x0,5)