Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ПЛАНЕР

МОДЕЛЬ КЛАССА F1A

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ МОДЕЛИ

Габариты, мм:

 

длина

1050

размах

2352

Площадь, дм2:

 

крыла

28,84

стабилизатора

3,96

несущая обшая

33,8

Удлинение  крыла среднее

18,5

Центровка, % хорды

54

Установочный  угол   крыла

град. +3

Масса, г:

 

крыла

172

фюзеляжа стабилизатора

232

 

Начнем с крыла планера, как наиболее трудоемкого и ответственнейшего элемента. Надо подобрать подходящий для малой хорды профиль. Высокую прочность консолей обеспечила бы солидная относительная толщина их профиля... Но аэродинамические характеристики такого крыла совершенно неудовлетворительны при малых скоростях и хордах, тем более что величина последних сокращена почти до предела. Придется применить тонкий профиль, предназначенный для низких чисел Рейнольдса. Отлично зарекомендовал себя профиль, спроектированный известным советским спортсменом А. Леппом.

Такую форму сечения крыла примем и мы. Только... не совсем. Проведенные ранее исследования показали, что при затуплении задней кромки характеристики крыла не меняются. Почему бы и нам не воспользоваться этим обстоятельством? Тем более что, построив по координатам профиль для хорды в 150 мм и обрезав его хвостик на 15 мм, можно как бы несколько увеличить число Рейнольдса при хорде в 135 мм, одновременно повысив относительную толщину крыла. Немаловажна и возможность сужения задней кромки при одновременном увеличении ее толщины.

Если она выполняется по исходному профилю, ширину ее приходится принимать значительной, так как задняя часть кромки превращается в ножевидную пластину (кстати, весьма склонную к различным искривлениям).. При затупленном же хвостике снижается масса кромки, да и вероятность искажения формы всего крыла меньше, «Сэкономленный» вес можно использовать для повышения жесткости. При этом не забывайте, что желательно сохранить минимальную массу консолей: при этом быстрее гасятся случайно возникшие в полете колебания.

Заслуживают внимания и законцовки. Отогнутые вниз и увеличивающие радиус своего изгиба при приближении к задней кромке, они дополнительно снизят интенсивность вредных концевых вихрей. В корневой части каждой из консолей запроектируем ряд нервюр повышенной прочности. Через них пройдут штыри навески крыла большого размаха, создающего значительный изгибающий момент в заделке. Обычно применяется двухштыревая навеска, здесь же не лишним будет и третий узел. Диаметр проволоки штырей — 3 мм, длина их — 210 мм.

В крайнем случае можно использовать сталь марки ОВС, но лучше специально изготовить и термообработать штыри из стали ХВГ. Итак, начинаем работу. Вырезав с максимально доступной точностью шаблоны из листового дюралюминия, обработайте между ними пачки нервюр для центроплана и ушей. Первые пять, устанавливаемые в корне каждой консоли, делаются из полуторамиллиметровой фанеры, остальные — из бальзы различной плотности (на концах крыла нервюры из легкой древесины) толщиной 2 мм. Подготовьте заднюю кромку (из бальзы сечением 12X4 мм), сужающуюся от перегиба консолей к концам ушей, и сосновые полки лонжеронов переменного сечения.

Ширина их уменьшается от 10 мм в корне до 2 мм на конце крыла. Толщина верхней полки 2,5 мм, нижней — 1,5 мм. Дополнительный лонжерон также сосновый, сечение реек изменяется от 8X2 мм до 2X2 мм. Из бальзы сечением 4X5 мм вырезается передняя кромка. В корневых фанерных нервюрах по дополнительному шаблону просверлите отверстия диаметром 3 мм под штыри. Если готовы основные элементы, приступим к сборке. Ее непременно проводите на доске-стапеле, разметив на поверхности положение всего продольного и поперечного набора.

Склеив основной каркас, подложите под кромки клиновидные рейки-прокладки, задающие крылу необходимую крутку. Она должна быть такой; перелом правой консоли + 2 мм по передней кромке; центроплан левой консоли незакрученный; концы консолей + 3 мм по задней кромке. Законцовки выставляются относительно перелома консоли, центроплан — относительно корневого сечения. Указанное деформирование плоскостей обеспечивает отладку планирования в правом вираже.Установите диагональные носики и хвостовые косые полунервюры, придающие каркасу значительную жесткость.

Теперь дело за стенкой лонжерона и обтяжкой «лобика» древесиной. Для обшивки потребуется легкая бальза толщиной 1 мм. Тщательно подгоните листы к передней кромке и полкам лонжерона, затем, не снимая каркас со стапеля, вклейте верхнюю часть обшивки на место. Нижняя устанавливается на снятом с доски крыле, сразу же после этого оно вновь закрепляется на стапеле. После полного высыхания клея монтируется сосновая накладка передней кромки, обшивается бальзой корневой участок крыла, приклеивается корневая-торцевая нервюра, вырезанная из фанеры толщиной 1,5 мм.В целом крыло готово. Остается прошкурить каркас и обтянуть его тонкой длинноволокнистой бумагой.

Закрепленные на стапеле части консолей должны оставаться на нём не менее месяца, только тогда вероятность случайных искривлений плоскостей будет уменьшена до минимума. Тщательно подогнанные друг к другу уши и центроплан, изготавливаемые отдельно, стыкуются с помощью эпоксидной смолы. Переднюю часть шва полезно усилить прилакировкой косынки, вырезанной из тончайшей стеклоткани. Стабилизатор имеет плоско-выпуклый профиль с относительной толщиной 6%. Как показала практика, такое горизонтальное оперение соответствует центровке модели 54% хорды крыла.

Если планер будет неохотно набирать высоту после энергичного динамического старта, можно рекомендовать более толстый профиль стабилизатора (хотя допустим и сдвиг вперед центра тяжести с одновременным уменьшением угла атаки оперения). Если же модель резко задирает нос и тормозится, центр тяжести сдвигается назад с соответствующим изменением положения стабилизатора или на последнем используется двояковыпуклый (вплоть до симметричного) профиль. Горизонтальное оперение должно иметь минимальную массу, поэтому для всех его элементов подберите легкую бальзу.

Нервюры вырезаются из миллиметрового шпона, задняя кромка имеет сечение 2X8 мм, передняя — 4X5 мм и лонжерон — 2X5 мм. Если готовый, обтянутый бумагой стабилизатор весит 8 гс, значит, вам удалось сделать его на «отлично». Центральная часть кромок после оклейки усиливается бамбуковыми лучинками. Стабилизатор устанавливается на килевой площадке с помощью переднего и заднего узлов. Киль модели нетрадиционный.

Основная цель подобной компоновки — избавить стабилизатор от поломки при посадке с парашютирования и увеличить эффективность вертикального оперения без изменения его площади.Изготавливается наборным с обшивкой простейшего каркаса миллиметровым бальзовым шпоном. После окончания внешней отделки от киля отрезается и шарнирно навешивается на нем руль поворота, вклеивается площадка — ложе стабилизатора и монтируется привод руля, а также проводка управления подъемом кромки горизонтального оперения при переходе на парашютирование.

При работе над круглой хвостовой балкой фюзеляжа, свитой из миллиметровой плотной бальзы и обтянутой стеклотканью толщиной 0,04 мм, следите за культурой веса. Легкая хвостовая часть планера — залог устойчивого полета даже в порывистый ветер. Носовая часть вырезается из двух липовых деталей и после подготовки внутренних объемов, скрывающих крючок-автомат динамического старта, часовой механизм-таймер и камеру догрузочного балласта, склеивается и обтягивается стеклотканью толщиной 0,1 мм. После этого наклеиваются фанерные стыковочные нервюры, вставляются штыри и в носке детали закрепляется латунный балансировочный груз.

Балласт же используется при точной подгонке положения центра тяжести модели и доводке ее массы до требуемых правилами 410 г (лучше с гарантией, чуть больше — 412 г). На крыле по всему размаху на расстоянии от передне кромки, разном 5% хорды, на верхнюю поверхность наклеивается нить-турбулизатор толщиной 0,6 мм

 

Модель планера: 1 —крючок -автомат динамического старта, 2 — балансировочный груз, 3 — носовая часть фюзеляжа, 4 — балка фюзеляжа 5 — киль, 6 — крыло, 7 — стабилизатор.



Конструкция крыла

X
Ув
Ун

0
0,7
0,7

0,8 1,8 0,1

2,5 3,1 0

5
4,6
0,3

7,5 5,7 0,7

10 6,7 1,1

15 7,9 1,9

20
8,7 2,7

25 9,3 3,3

30
9,7 3,9

40 9,8 4,7

50 9,4
4,9

60 8,5 4,6

70 7,1 4

80 5,3 3

99 3,3 1,7

100 0,2 0

 


Координаты профиля АЛ/33



Типовое сечение крыла: 1 — усиление передней кромки, 2-передняя кромка, 3- обшивка лобика, 4 — полка основного лонжерона, 5 — стенка лонжерона, 6 — нервюра, 7 — полки вспомогательного лонжерона, 8 — стенка вспомогательного лонжерона, 9 — задняя кромка.


Конструкция стабилизатора


Центральное сечение стабилизатора: 1 — передняя кромка, 2 — косынка, 3 — обшивка центральной секции лобика, 4 — передний узел навески, 5 — лонжерон, 6 — нервюра, 7 — задний узел навески, 8- задняя кромка.


Носовая часть фюзеляжа и конструкция киля