Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА «СОКОЛ»

Фюзеляж, стабилизатор и киль этой модели, как и схематических моделей, построенных нами ранее, сходны по конструкции, а крыло имеет существенные отличия (рис. 86). Каркас крыла состоит из набора нервюр, лонжерона. передней и задней кромок. Лонжерон, расположенный в наиболее толстой части профиля крыла, воспринимает поперечные силы и изгибающий момент, действующий на крыло в полете.

Двенадцать нервюр создают и поддерживают заданный профиль крыла. Их делают из фанеры толщиной 1 мм или из липового шпона. Крыло требует точного изготовления. Особенно строго нужно выдерживать профиль крыла, т. е. его форму в сечении. От того, насколько точно будут выполнены нервюры, в значительной степени зависят летные качества модели планера. Поэтому предварительно изготавливают шаблон профиля крыла.

Профилей существует очень много, они различны по форме и аэродинамическим характеристикам. Существует специальный атлас профилей для самолетов (планеров). Для нашей первой модели выберем профиль СLАRК-V. Он обладает достаточно высокими аэродинамическими характеристиками, а изготовить крыло такого профиля достаточно просто. Профиль крыла нужно вычертить особенно точно.

На чертежах летающих моделей обычно дается таблица с размерами нервюры в разных ее сечениях, но не в миллиметрах, а в процентах хорды — линии, соединяющей носок и хвостик профиля. Это очень удобно, так как дает возможность вычертить нервюру любого размера, предварительно выполнив несложные вычисления На рис. 87 показан профиль крыла, размеры которого отложены по двум осям: по оси абсцисс — горизонтальной оси X и по оси ординат — вертикальной оси Y. Длину хорды откладываем по оси X и делим ее на 10 равных частей (по 10%), а первый отрезок — на отрезки, соответствующие 2,5 и 5% (рис. 87, а). Из полученных на оси абсцисс точек восстанавливаем перпендикуляры и на них откладываем отрезки — ординаты в процентах от хорды профиля, принятой за 100% (табл. 1)

Таблица-1


X%

0

2,5

5,0

10

20

30

40

50

60

70

80

Y %

верхней точки

3,49

6.50

7,87

9,63

11,35

11,73

11,40

10,52

9,18

7,52

5,54

 

нижней точки

3,49

1,46

0,94

0,40

0,04

0

0

0

0

0

0

 

рис-87 , а-деление хорды выраженное в процентах , б-построение ординат профиля , в-готовый профиль крыла , г-шаблон нервюры крыла

Для того чтобы определить ординаты точек в миллиметрах, надо длину хорды, выраженную в миллиметрах, умножить на значение ординаты в процентах, взятое из таблицы, и разделить на 100. Покажем это на примере. Хорда нервюры нашей модели равна 130 мм. Из таблицы видно, что на оси X в точке 0 ордината соответствует 3,49% хорды нервюры.

Произведем вычисление: 130-3,49:100=4,537 мм. Примем округленное значение 4,5 мм (рис. 87. б). Для точки соответствующей 10% хорды: 130- 9,63:100=12,519 мм. Для 30% хорды: 130-11,73:100=15,249 мм. Для точек по оси X 2,5; 5; 10; 20% хорды нужно определять по два значения ординаты (верхняя и нижняя точки).

Ординаты нижних точек, лежащих в пределах от 30 до 100% по оси X равны нулю, т. е. нижний обвод профиля представляет собой прямую линию. Вычислив все ординаты, мы определим ряд точек для верхнего и нижнего обводов профиля. Соединив их плавной кривой при помощи лекала, получим форму профиля нервюры при ее длине 130 мм (рис. 87, в). Теперь мы можем изготовить шаблон нервюры (рис. 87, г). Эту работу надо выполнить очень внимательно и точно, так как по шаблону мы будем делать все 12 нервюр крыла. Сначала полоску бумаги с вычерченным профилем наклеим на фанеру толщиной 1 —1,5 мм. Лобзиком выпилим шаблон с небольшим припуском относительно контура профиля. Затем напильником осторожно сточим этот припуск. Торец шаблона аккуратно обработаем шкуркой.

Приступим к изготовлению нервюр. Шаблон наложим на лист фанеры или на полоску шпона. Лёвой рукой прижмем шаблон, а правой карандашом очертим нервюру. Повторим эту операцию 12 раз. Теперь выпилим лобзиком все 12 нервюр с небольшим припуском на каждую. Далее все нервюры и шаблон соединим между собой двумя проволочными штырями, зажмем весь комплект в тиски и напильником удалим оставленный нами припуск (рис. 88, а, б). Обработав таким образом верхний обвод профиля, перевернем пачку нервюр и повторим те же операции на нижнем обводе.

Затем шлицовкой сделаем пропилы в нервюрах для лонжерона и передней кромки (рис. 88, в). Лонжерон, переднюю и заднюю кромки выстругаем из сосны. Они имеют одинаковое сечение 3X8 мм. Конструкция, крыла показана на рис. 89. Перед сборкой крыла приложим к его чертежу лонжерон, переднюю и заднюю кромки и карандашом отметим на них места установки нервюр. На задней кромке в тех точках, где с ней будут соединяться нервюры, ножовочным полотном сделаем пропилы глубиной 3 мм. Но прежде чем устанавливать нервюры в заднюю кромку, надо укоротить задние кончики нервюр на 4—5 мм.

Приступим к сборке крыла. Чертеж поместим на ровную доску и закрепим на нем лонжерон и заднюю кромку с помощью булавок или тонких гвоздиков. Нервюры наденем на лонжерон и вставим в прорези задней кромки. Собрав таким образом каркас крыла, вставим в прорези нервюр переднюю кромку. Законцовки крыла выпилим лобзиком из пластинки липы. Проверив результаты сборки, промажем клеем все места соединения и дадим время клею высохнуть. Теперь нам надо придать крылу угол поперечного V. Центральная часть крыла нашей модели плоская, вверх подняты только концевые его части («ушки»). Отпилим лобзиком концевые части в местах, показанных на чертеже модели (см. рис. 86).

Торцы лонжеронов и кромок подгоним (подточим) и соединим концевые части с центропланом с помощью металлического уголка, привязанного нитками к лонжерону (см. рис. 89). Концевые части установим под углом 25° к центроплану. Переднюю и заднюю кромки подгоним и соединим в торец на клею. Наше крыло готово. Но прежде чем приступить к обтяжке, его надо тщательно прошкурить — устранить шкурилкой части лонжеронов и кромок, выступающие за контуры нервюр. Кроме того, переднюю кромку следует закруглить по форме носка профиля. Крыло оклеим цветной миколентной бумагой: сначала центроплан, а затем концевые части. Слои бумаги будем располагать вдоль лонжерона и кромок.

Обшивку приклеим к лонжерону, а затем к кромкам и к нервюрам. Для прочности и влагонепроницаемости всю обтяжку 2—3 раза покроем жидким нитролаком (эмалитом), струйкой стекающим с кисти. Для улучшения аэродинамического качества крыла, а следовательно, и летных данных модели можно построить модель с выпукло-вогнутым профилем крыла NАСА-6412 (рис. 90 и табл. 2), а также установить между нервюрами носки нервюр, как это показано сплошной линией на рис. 86. Для уменьшения веса крыла можно сделать облегчения в нервюрах, т. е. лобзиком выпилить лишнюю часть фанеры (или пластинки), как показано на (рис. 90).

таблица-2

x, %

0

2,5

5,0

10

20

30

40

50

60

70

80

90-

100

y%

верхней точки

0

3,8

5,36

7,58

10,34

11,65

11,8

11,16

9,95

8,23

6,03

3,33

0

нижней
точки

0

-1,64

-1,99

-1,69

-1,25

-0,38

0,2

0,55

0,78

0,85

0,73

0,39

0

 

рис-90

Носовую часть фюзеляжа изготовим из сосновой дощечки размером 280X65 и толщиной 7 мм. В передней части грузика выпилим лобзиком отверстие для дроби, как мы это делали для модели «Чайка». Для фюзеляжа возьмем сосновую рейку длиной 510 мм. Сечение рейки в передней части 10X6 мм; к хвостовой части оно плавно уменьшается до 6X4 мм.

На фюзеляже сверху сделаем площадку для установки крыла из полоски фанеры длиной 130 и шириной 20 мм. Для прочности по бокам полоски приклеим сверху реечки сечением 2X2 мм. >Площадка крепится к фюзеляжу на клею и трех тонких гвоздиках. Снизу на фюзеляже закрепим крючок для запуска модели из стальной проволоки диаметром 1—2 мм. Один его конец забьем в фюзеляж, а среднюю часть, обмотанную нитками, приклеим к дощечке.

Конструкция стабилизатора такая же, как у схематических моделей.Переднюю и заднюю кромки, а также распорки изготовим из сосновых реек сечением 4X3 мм. На месте стыковки распорок с рейками приклеим небольшие уголки из плотной бумаги. Можно поставить и жестяные уголки, как в модели «Колибри».

Стабилизатор съемный; перед полетом его надевают на киль сверху и фиксируют с помощью тонкой резинки. Киль собираем из сосновых реек сечением 3,5X2 мм. Верхнюю и нижнюю законцовки изготовим из пенопласта (можно использовать планочки из липы). Киль наглухо закрепим на хвостовой рейке с помощью клея. Стабилизатор и киль обтянем папиросной бумагой с двух сторон и один раз покроем жидким эмалитом.Все детали планера готовы.

Соберем его. Крыло привяжем резинкой к площадке на фюзеляже, спереди — за штырек, а сзади — вокруг рейки; наденем и закрепим стабилизатор. Теперь проверим центровку. Хвост сразу перевесит, поэтому начнем загружать камеру дробью до тех пор, пока центр тяжести не переместится на 1/3 хорды крыла. После этого приступим к регулировке модели в полете.

рис-86 , а-общий вид , б-чертёж

рис-88 Обработка нервюр в пачке
а-сборка нервюр в пачку на проволочных штырях , б-обработка нервюр в тисках , в-выпиливание шлицовкой паза для лонжерона

рис-89 Конструкция крыла