Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КАК СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ МОДЕЛЬ РАКЕТЫ С ТОРМОЗНЫМИ ЛЕНТАМИ - КЛАССА S6A

Четыре класса включает в себя категория S6 — модели ракет по продолжительности полёта с лентой. На мой взгляд, эта категория подкупает и зрителей, и спортсменов зрелищностью. Ведь весь полёт происходит, что называется, на виду. Эти модели и соревнования по ним как нельзя лучше подходят для начинающих спортсменов «ракетчиков». Чемпионатный класс в категории S6 и у юношей, и у взрослых один — S6A.

Технические требования к спортивному «снаряду» таковы: двигатель (импульс — не более 2,5 н.с.) — один, длина — не менее 500 мм, диаметр корпуса — более 40 мм, стартовая масса не должна превышать 100 г., максимально фиксируемое время в туре — 3 мин (180 очков). Основная деталь (своеобразная система спасения), обеспечивающая наибольшее время полёта, — тормозные ленты, число которых для соревнований не ограничено.

Они изготавливаются из однородного, неперфорированного материала с отношением длины к ширине не менее 10:1. В полёте лента должна полностью разворачиваться. Спортсмен может в зависимости от погодных условий применять любую ленту. Надо признать, что с момента «рождения» этой категории (S6) все конструкторские, технологические разработки ведутся в основном с тормозными лентами. Вот направление этих поисков: выбор размеров и материала, толщины и способов укладки. Условия старта диктуют участникам соревнований и выбор типа тормозной ленты. Так, для ветра нужна «жёсткая» лента, для штиля — «мягкая».

Степень «жёсткости» определяет толщина исходного материала — плёнки. У первых она колеблется от 0,015 до 0,025 мм, у вторых составляет около 0,01 мм. Надо признать, что и кодекс ФАИ не ограничивает число тормозных лент для соревнований. Способов укладки тормозной ленты — великое множество, самый распространённый — «гармошка». Он напоминает мехи русского музыкального инструмента. Шаг (ширина складки) — от 5 до 25 мм. Многие спортсмены после складывания ленты подвергают её формовке (термообработке).

В сложенном виде зажимают ленту в приспособление и выдерживают в данном состоянии при температуре 55° — 60°С. Такая обработка тормозной ленты увеличивает её жёсткость, она долго держит «гармошку». Лучшие спортсмены для каждого полёта в новом туре используют другую ленту, давая время для «отдыха» использованной. Хорошим подтверждением вышесказанному являются тормозные ленты чемпионов мира 2006 г. среди взрослых — польских спортсменов. Размеры их таковы: длина — 1050 мм, ширина — 97 мм, шаг «гармошки» — 4 — 5 мм, толщина плёнки — 0,02 мм.

В программу мировых первенств старты категории моделей с лентой (S6) были включены в 1978 году. Это был третий по счёту чемпионат мира и первый, в котором дебютировали советские спортсмены. Единственную медаль — бронзовую завоевал тогда автор этих строк. С той поры призёрами, но не чемпионами становились в разные годы наши спортсмены: Олег Белоус, Виктор Кузьмин, Юрий Фирсов, Сергей Ильин и Олег Воронов.

На проходившей в 1997 г. первой Всемирной Икареаде — своеобразных олимпийских играх по авиационным видам спорта чемпионом в категории (S6) стал Николай Цыганков. В настоящее время категория модели с лентой самая популярная. Именно в ней всегда участвует наибольшее число спортсменов. И эта категория включена в программу всех этапов розыгрыша Кубка мира. Сегодня рассказ о моделях-чемпионах в категории (S6).

Предлагаемая модель ракеты класса S6B (рис. 1) разработана конструктором Александром Тарасовым (г. Югорск). Этот класс спортивных моделей с двигателем до 5 н.с. уже много лет имеет право «гражданства» на чемпионатах. Корпус формуют как одно целое на одной оправке с наибольшим диаметром 39,9 мм. Толщина применяемой стеклоткани — 0,03 мм, намотка — в два слоя. Перед формовкой стеклоткань отжигают, а оправку слегка нагревают и смазывают разделительной мастикой («Эдельваксом»).

Во избежание возникновения воздушных пузырей между слоями при накатке ещё сырую заготовку обматывают магнитофонной лентой шириной 10 — 12 мм и помещают в сушильный шкаф с температурой 60 — 70°С. После высыхания смолы полученную заготовку обрабатывают напильником. Потом обрезают остроотточенным резцом до нужной длины. Стабилизаторы вырезают из обработанной и армированной стеклотканью бальзовой пластины толщиной 0,6 мм. В пакете (по 3 шт.) доводят по контуру до нужной формы и крепят встык к двигательному отсеку корпуса.

К одному из стабилизаторов, предварительно обмотав нитками со смолой, приклеивают фиксатор МРД — отрезок проволоки ОВС диаметром 0,8 мм с загнутым и выступающим за срез корпуса на 6 — 7 мм концом. К другому стабилизатору крепят нить подвески. Головной обтекатель со слегка закруглённой вершиной (радиус скругления — 4,5 мм) формуют аналогично корпусу. Соединительная втулка — отрезок стеклопластиковой трубки длиной 35 мм с внешним диаметром 39,9 мм вклеивают одним концом в нижнюю часть (юбку) обтекателя.

В другой конец втулки вклеивают бальзовый шпангоут с петлёй, соединяемой с нитью подвески. К ней же привязывают и нить крепления тормозной ленты. Стример (тормозная лента) — размерами 1550x150 м — из жёсткой лавсановой плёнки толщиной 0,024 — 0,03 мм. Масса модели без МРД и тормозной ленты — 7 г. Спортивная модель ракеты класca S6B (рис. 2) чемпиона России С.Романюка (г. Урай) — типичный представитель летательных аппаратов так называемой «уральской» схемы, автором и разработчиком которой является коллектив ракетомоделистов г. Челябинска под руководством заслуженного тренера России В.И.Тарасова.

Модель изготовлена по достаточно известной технологии. Корпус — стеклопластиковая трубка переменного сечения максимальный наружный диаметр — 40,3 мм, минимальный — 10,4 мм. Материал — стеклоткань толщиной 0,03 мм в два слоя и эпоксидная смола ЭД-6. После отверждения связующего оправку с заготовкой корпуса обрабатывают в токарном станке (при 600 — 700 об/мин) и обрезают до необходимой длины — 405 мм. Затем оправку слегка нагревают и снимают с неё готовый корпус. По той же технологии формуют головной обтекатель и соединительную втулку длиной 30 мм.

Её вклеивают в юбку обтекателя на глубину 5 мм, предварительно обезжирив его внутреннюю поверхность. Другой (торцевой) конец втулки закрывают бальзовым шпангоутом толщиной 1,5 мм, в который вклеивают петлю из крепкой нитки. К ней затем привязывают нить подвески корпуса и системы спасения. Стабилизаторы изготавливаются из бальзовой пластины толщиной 0,7 мм, боковые поверхности их оклеены стеклотканью на эпоксидной смоле. К корпусу они приклеены встык. К одному стабилизатору крепят кевларовую нить подвески.

Тормозная лента (стример) вырезана из полиграфической лавсановой плёнки толщиной 0,025 мм, её размеры — 1450x110 мм. Масса модели без стримера и МРД—10г. «Универсал» польских спортсменов (рис.3). Такое встретишь не часто. Должен сказать, что на моей памяти это впервые. Оба чемпиона в одном классе (S6A) среди юношей и среди взрослых из одной команды — Польши. Но и это не всё. Они — Михал Кумар и Лешик Малмуга — ученик и тренер. Такому творческому содружеству можно только порадоваться.

Да и их спортивные «снаряды» — модели ракет вызвали большой интерес у участников и специалистов 16-го чемпионата мира на Байконуре. На первый взгляд, вроде ничего особенного. Обычная, традиционная конструкция. Но есть в ней то, что, на мой взгляд, заслуживает внимание. Тем более этот спортивный «снаряд» стоит на «вооружении» польских спортсменов в двух категориях — S3A и S6A. Да и в категории ротошютов (S9A) основа (корпус) изготовлена подобным образом. Одна из особенностей модели — достаточно длинная хвостовая конусная часть — 148 мм.

В этом можно усмотреть желание конструкторов хоть немного облегчить корму за счёт расхода материала для корпуса и стабилизаторов. Другая особенность — оригинальное решение выброса системы спасения модели из корпуса и совершенно необычное использование пыжа. Но об этом ниже. Корпус изготовлен из двух слоев стеклоткани трёхсоточной толщины на оправке переменного сечения, максимальный диаметр которой — 39,9 мм, минимальный — 10,2 мм. На этой части оправки накатывается цилиндрическая часть — двигательный отсек из трёх слоев.

Первый — из углеткани, а потом два слоя стеклоткани. Это делается с целью улучшить термостойкость кормовой части корпуса. В процессе накатки в смолу добавляется и красящий пигмент. Дав полимеризироваться смоле, оправку с намотанной заготовкой зажимают в токарный станок и обрабатывают наружную поверхность, после чего острым резцом обрезают до нужной длины — 425 мм. Затем оправку слегка нагревают и снимают с неё готовый корпус. По такой технологии формуют и головной обтекатель длиной 85 мм.

Внутрь обтекателя крепят три бальзовых шпангоута (для жёсткости), после чего снизу вклеивают кольцо — соединительную втулку, выточенную из бальзы, шириной 16 мм. Ширина пояска вклейки — 4 мм. В донный шпангоут закрепляют петлю для соединения обтекателя с корпусом посредством нити подвески. Стабилизаторы (их три) вырезаны из бальзового шпона толщиной 1,1 мм, боковые поверхности армированы «стеклом». К корпусу их клеят встык. Вдоль линии приклейки одного из стабилизаторов крепят нить подвески. Тормозная лента имеет размеры: 1050х 97 мм, материал — полиграфический лавсан толщиной 0,02 мм.

Укладка — «гармошкой» с шагом 4 — 5 мм. Оригинально изготовлен у польских ракетчиков пыж. В отличие от других спортсменов, это не банальный кусочек ваты или пенопластовый цилиндр, а целая бумажная конструкция. Основа её — трубка из писчей бумаги длиной 265 мм и диаметром — 10,2 мм. На одном её конце приклеен бумажный диск (глухой — без отверстий), на который «посажен» цилиндр длиной 30 мм. На расстоянии 100 мм от диска на трубку надет ещё один диск — для устойчивого размещения пыжа в корпус модели.

Преимущество такой конструкции пыжа очевидно. Масса его — 1,5 г. Он не позволяет опускаться вниз системе спасения модели и в момент старта, и в полёте. Этим самым не изменяется положение центра тяжести модели. Подготовка модели к полёту происходит в таком порядке. Вначале сверху опускают пыж вниз до появления нижнего его конца за кормовой срез корпуса. В трубку пыжа вставляют верхнюю часть двигателя на ширину 2 — 3 мм, закрепляют его в двигательном отсеке.

Далее сверху укладывают систему спасения (тормозную ленту или парашют) и крепят головной обтекатель. В полёте, после срабатывания вышибного заряда МРД, энергетический импульс (взрывная волна) передаётся по трубке (в малом диаметре — 10,2 мм) и упирается в диск пыжа. Он перемещается вверх и выбрасывает из корпуса систему спасения. При этом может вылетать и сам.

Модель ракеты класса S6B чемпиона России 2002 г. Л. Тарасова

Рис. 1. Модель ракеты класса S6B чемпиона России 2002 г. Л. Тарасова (г. Югорск): 1—головной обтекатель; 2—соединительная втулка; 3—шпангоут; 4—петля; 5—нить крепления тормозной ленты; 6-—нить подвески корпуса; 7—тормозная лента; 8 — корпус; 9—пыж; 10—хвостовой конус; 11—стабилизатор; 12—упор-фиксатор МРД

Модель ракеты класса S6B чемпиона России 2003 г. С. Романюка

Рис. 2. Модель ракеты класса S6B чемпиона России 2003 г. С. Романюка (г. Урай): 1—головной обтекатель; 2 — соединительная втулка; 3-—шпангоут; 4—нить подвески корпуса; 5—тормозная лента; 6—-корпус; 7—пыж; 8—хвостовой конус; 9 — стабилизатор; 10—контейнер МРД

 Универсальная модель ракеты класса

Рис. 3. Универсальная модель ракеты класса (S3A и S6A): 1 —головной обтекатель; 2 —шпангоуты; 3—петля подвески; 4—соединительная втулка; 5—нить подвески системы спасения; 6—система спасения (парашют или тормозная лента); 7 — корпус; 8—хвостовой конус; 9 — стабилизатор; 10—МРД