Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ РАКЕТЫ КАТЕГОРИИ S5 – КОПИЯ ОДНОСТУПЕНЧАТОЙ МЕТЕРОГОГИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ ММР-06

Одним из интересных видов соревнований у ракетомоделистов являются запуски моделей-копий — своеобразных миниатюрных ракет. В спортивном кодексе ФАИ и наших «Правилах» модели-копии представлены двумя категориями S5 и S7 — на высоту и реализм полёта. Сегодня наш рассказ о высотных копиях. Шесть классов включает в себя категория моделей-копий на высоту полёта-SS. Чемпионатными классами являются два: S5B — для юношей и S5C — для взрослых.

Технические требования к моделям таковы: S5B — импульс МРД — не более 5 н.с, максимальная масса — 120 г, минимальный диаметр (не менее 20% общей длины) — 40 мм, общая длина — не менее 500 мм; S5C — импульс МРД — не более 10 н.с, максимальная масса — 150 г, минимальный диаметр (не менее 20% общей длины) — 50 мм, общая длина — не менее 650 мм. С 1974 года (со второго чемпионата мира) старты высотных копий входят в программу соревнований.

Первым чемпионом мира стал Р.Фребрей (Англия). Из российских спортсменов первую большую победу в 1981 г. одержал Юрий Солдатов, ставший чемпионом Европы. А первым нашим победителем мирового первенства в 1990 году был Сергей Ильин. С той поры — у нас только призёры. В разные годы ими были: Владимир Минаков, Юрий Фирсов, Владимир Меньшиков и Олег Воронов.

Успешно выступают в категории высотных копий и юниоры России. Так, чемпионами мира за эти годы в классе S5C становились: Роман Хорош (1994 г.), Иван Улисков (1996 г.), Михаил Переверов (2002 г.) и Елена Якунина (2006 г.). К соревнованиям в категории S5 допускаются модели, являющиеся копиями существующих или существовавших управляемых снарядов, ракет, ракет-носителей космических аппаратов — прототипов.

Если прототип является многоступенчатым, то модель-копия может быть спроектирована и без «рабочих» верхних ступеней. Соревнования моделей-копий категории S5 включают в себя два этапа: первый — стендовая оценка, второй — достижение наибольшей высоты полёта. На стендовую оценку участник соревнований представляет готовую к запуску модель и документацию на данный прототип для подтверждения соответствия модели масштабу, форме и размерам, рисунку окраски и маркировки.

Минимальные данные — длина и диаметр прототипа и одна фотография прототипа в целом. Разумеется, хорошую оценку за «стенд» при этом получить нереально. Поэтому желательно представление дополнительных фотографий и чертежей. Причём данная информация должна быть из достоверных источников — журналы, книги, заверенные чертежи предприятий-изготовителей. Максимальное число очков за стенд — 850. Складывается стендовая оценка из следующих позиций: документация — максимум 50 очков, соответствие масштабу — 250, мастерство изготовления — 350, степень сложности — 200 очков.

Для совершения полёта каждому участнику предоставляется три тура. Общее количество очков, полученных участником за стендовую оценку и высоту полёта, показанную в лучшем туре (один метр высоты — одно очко), позволяет определить победителя. В случае равенства очков преимущество получает участник, имеющий более высокую стендовую оценку. Если спортсмен на соревнованиях получит нулевую оценку за высоту полёта из-за потерь при наблюдении или расхождении результатов замера более 10%, то ему сохраняется стендовая оценка.

Работу над моделью-копией S5, своеобразного спортивного «снаряда» для соревнований, следует начинать с выбора прототипа. При этом многое зависит от опыта, спортивного стажа ракетомоделиста. Не имея хороших навыков, нет смысла браться за сложный прототип. И самое главное — определить варианты (пути) достижения победных результатов. Одноступенчатая модель — первый и самый надёжный путь, затем следует приступать к двухступенчатым моделям. Надо признать, что выбор варианта определяет направление работы.

Чему отдать предпочтение — «стенду» или высоте полёта? Потенциальный победитель-«ракетчик» останавливает свой выбор на том более сложном прототипе, который имел бы две ступени и большую наружную детализацию. Из этих компонентов (включая мастерство изготовления) складывается наибольшая сумма балов за стендовую оценку — одно из слагаемых побед в данной категории. Второе — достижение наибольшей высоты. И тут без двух «рабочих» ступеней не обойтись.

Ведь только в этой категории два слагаемых — «стенд» и высота полёта могут обеспечить хороший итоговый результат. Надо признать, что сегодня большинство спортсменов (около 90%) берут за основу для копирования двухступенчатый прототип. Наиболее популярна среди копиистов американская двухступенчатая ракета «Таурас-Тамагавк», а в последние годы и «Найк-Апачи». Так, на последнем чемпионате мира у юношей моделей-копий первого прототипа было представлено 10 штук, у взрослых — 12. И все — с двумя «рабочими» ступенями.

Кстати говоря, модели-копии «Таурас-Тамагавк» получили и хорошую стендовую оценку — около 600 очков. И в лётных испытаниях они имели неоспоримое преимущество в высоте. Так, результат в 332 м позволил стать чемпионкой мира среди юношей Елене Якуниной (Россия). Её итоговая сумма очков — 918 (586 «стенд» плюс 332 высота). Подобные модели представляли шесть из семи первых участников соревнований данного старта. Такая же картина и в классе S5C — у взрослых.

Восемь спортсменов, занявших первые восемь мест, представили модели-копии ракеты «Таурус-Тамагавк», наибольшую высоту полёта — 446 метров достигла модель румына Овдиу Ника. А лучшая сумма — 1023 очка у японского спортсмена Терао Такума. Он и стал чемпионом. Подводя итог сказанному о категории S5, хочу дать совет. Для достижения хороших результатов предпочтение следует отдавать двухступенчатому прототипу. А выбор таких ракет достаточно широк — известный «Таурас-Тамагавк», «Найк-Апачи», «Дракон — Ш», «М-1006», «Бампер-WAC» и другие. Хорошим пособием для подбора документации по двухступенчатым ракетам могут быть книги: «Космодром на столе», «Спортивные модели-копии ракет».

Полагаю, приведённые выше размышления помогут взять верный ориентир спортсменам с определёнными навыками и умениями и имеющим опыт участия в подобных соревнованиях. А тем, кто впервые захочет изготовить спортивный «снаряд» для соревнований в высотной категории, рекомендую сделать выбор из следующих прототипов: «Метеор-1», МР-20, ММР-06. Кстати говоря, с моделью-копией «Метеор-1» и стал чемпионом Европы в 1981 году Юрий Солдатов. В 2005 году победителем первенства России среди юношей был Егор Соболевский, выступавший с копией метеорологической ракеты ММР-06.

Думается, опыт изготовления такой модели для соревнований на высоту полёта пригодится начинающим «ракетчикам». Малая метеорологическая ракета ММР-06 — одноступенчатая. Её назначение — оперативное определение параметров атмосферы по высоте. Научные приборы, установленные на ней, позволяют измерять температуру и давление воздуха, определять направление и скорость ветра. Во время проведения исследования корпус головной части ракеты раскрывается. Передача информации на Землю осуществляется системами телеметрии.

Неуправляемая ракета ММР-06 имеет ракетный двигатель твёрдого топлива. Наибольшая длина ракеты — 3,475 м, максимальный диаметр корпуса — 0,2 м, размах стабилизаторов — 0,7 м, масса полезного груза — 12 кг, расчётная высота подъёма — 60 км при массе научной аппаратуры около 5 кг. Ракета ММР-06 является хорошим прототипом для изготовления модели-копии на высоту в классе S5B. Предлагаемая копия разработана в масштабе 1:5.

Она состоит из двигательного блока, корпуса и головной части. Корпус длиной 434 мм клеят из двух слоев чертёжной бумаги толщиной 0,13 — 0,15 мм на оправке диаметром 39,5 мм. После просушки обрабатывают шов и покрывают полученную заготовку нитролаком, затем красят белой нитрокраской. В один из его торцов ставят шпангоут с внутренним отверстием диаметром 13 мм, под МРД. Двигательный блок включает в себя корпус, выполненный в виде конусной трубки длиной 30 мм и наибольшим диаметром 40,2 мм, стабилизаторы вырезают из пластин потолочного пенопласта толщиной 3 мм и профилируют. Затем их армируют — оклеивают писчей бумагой с клеем ПВА. После чего покрывают тремя слоями нитролака.

Каждый стабилизатор крепят встык к фигурной текстолитовой пластинке наибольшей шириной 10 мм и толщиной 0,4 мм. На токарном станке вытачивают из бальзы заготовку для пилонов крепления стабилизаторов. Её длина — 43 мм, максимальная толщина — 4 мм, внутренняя поверхность выполнена в виде двух конусов. После этого её разрезают вдоль на полосы — пилоны шириной 10 мм, которые клеят к корпусу блока и напильником слегка выравнивают места крепления хвостового оперения. Затем устанавливают четыре стабилизатора.

В нижнюю (узкую) часть корпуса двигательного блока крепят шпангоут под МРД, а в верхнюю — обойму для насадки основного корпуса модели. Головная часть состоит из двух элементов: приборного отсека и обтекателя. Первый — бумажный цилиндр, изготовленный на той же оправке, что и основной корпус, его длина 73 мм. Второй (обтекатель) выточен из липы, внутри облегчён. Линии разъёма прочерчены остриём ножа. Для соединения головной части с корпусом в неё вклеивают фал крепления парашюта. Все детали модели красят отдельно.

Корпус — белой нитрокраской, с обоих концов проводят голубые полоски шириной 7 мм, надпись — чёрного цвета. Головную часть вначале красят в коричневый цвет (обтекатель), затем — в красный и тёмно-коричневый (приборный отсек). Головки винтов — серебристые со светло-зелёным оттенком.

Их изготавливают методом штамповки, выбивают специальным пробойником из пищевой фольги толщиной 0,2 мм (крышки от «БИГ ЛАНЧ»). По месту их крепят клеем «Момент». Излишки клея убирают «Уайтспиритом». После окраски всех элементов модели производят сборку, вклеивают двигательный блок в корпус. Для запуска модели-копии ММР-06 устанавливают двигатель МРД 5-3-3. Стартовая масса модели 108 г.

Одноступенчатая метеорологическая ракета ММР-06

Одноступенчатая метеорологическая ракета ММР-06