Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КАК ИЗГОТОВИТЬ ВЫСОТНУЮ МОДЕЛЬ РАКЕТЫ КЛАССА S1B

Корпус первой ступени модели ракеты изготовлен из двух слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм на оправке диаметром 39,9 мм. В нижней его части (конической) вклеено три бальзовых шпангоута: в двух нижних просверлены отверстия диаметром 10,2 мм, а в третьем — опорном—диаметром 4 мм. Опорный шпангоут является ограничителем возможного продольного перемещения МРД при старте—ведь его стартовый импульс достаточно большой.

В отверстие опорного шпангоута вклеивают нижний конец трубки-огневода длиной 330 мм. Верхняя часть корпуса (верхний обтекатель)—параболической формы. Ее длина—39 мм. Она также отформована из стеклоткани на отдельной оправке. После торцевания (обрезания ее по длине) в ней закрепляют три шпангоута с отверстиями: в двух нижних—диаметром 4 мм и в силовом (посадочном)—10,3 мм.

Затем в обтекателе делают два продольных разреза и вырезают створку наибольшей шириной 20 мм (на чертеже не показана), которая закрывает в дальнейшем отсек размещения системы спасения ступени. Потом сверху в обтекатель вклеивают стеклопластиковую трубку длиной 12 мм, которая будет посадочной для двигателя второй ступени при соединении обеих ступеней при сборке всей модели. Закрепляют обтекатель на верхнем конце трубки-огневода, насаживая на нее отверстиями в шпангоутах и склеивая эпоксидной смолой.

К трубке-огневоду привязывают фал (крепкую нитку), к которому, в свою очередь, крепят створку и тормозную ленту первой ступени. При старте створка верхнего обтекателя (в закрытом положении) фиксируется стопорной чекой—штырьком из проволоки диаметром 0,5 мм, вклеенным в силовой шпангоут второй ступени. Стабилизаторы (их 3) первой ступени вырезают из бальзовой пластины толщиной 0,6—0,7 мм.

Их боковые поверхности армируются стеклотканью со смолой и крепятся к конической части корпуса встык с помощью эпоксидной смолы. Корпус второй ступени так же, как и первой, изготавливают из стеклоткани со связующими на оправке диаметром 17,9 мм. После затвердения смолы полученную заготовку зажимают в патрон токарного станка и на небольших оборотах (порядка 300—400 об/мин) обрабатывают наждачной бумагой и покрывают паркетным лаком. Затем торцуют по размеру (длина 105 мм) остро отточенным резцом.

Снизу внутрь вклеивают два шпангоута из бальзы толщиной 3 мм, предварительно просверлив в них отверстия диаметром 10,2 мм под МРД. Внутри верхней части корпуса закрепляют фал для его соединения с головным обтекателем и с тормозной лентой (системой спасения). Для хорошего наблюдения за ступенью и фиксирования высоты полета тормозная лента делается длиной порядка 3 — 3,5 м. Стабилизаторы второй ступени (их четыре) формируют из трех слоев углеволокна, достигая толщин 0,25—0,3 мм.

Крепят их встык к хвостовой части корпуса в месте расположения шпангоутов. Головной обтекатель вытачивают из липы, хорошо обрабатывают и покрывают двумя слоями лака, затем полируют. В нижний край юбки вклеивается петля крепления фала. Стартует «высотка» В.Меньшикова на двух двигателях конструкции И.Таборского импульсом по 5 н.с. МРД первой ступени замедлителя не имеет, а замедление двигателя второй составляет порядка 6,5—7 с. Полетная масса модели без двигателей составляет около 30 г.

Подготовка к старту высотной модели—дело достаточно ответственное. Поэтому остановимся на ней подробно. Очередность подготовки ступеней значения не имеет. Начнем все-таки с первой—нижней. Как было уже сказано выше, МРД без замедлителя туго вставляем в отверстия шпангоутов до упора в торец опорного шпангоута, предварительно насыпав в трубку-огневод одну мерку пороха. В практике ракетомоделистов за мерку принимают укороченную гильзу (длина 4 мм) от патрона мелкокалиберной винтовки.

Затем в отсек верхнего обтекателя укладываем систему спасения первой ступени (тормозную ленту); закрываем отсек створкой, удерживаем ее в таком положении полоской скотча. Предварительно изнутри тормозную ленту надо подпружинить кусочком поролона. Двигатель второй ступени тоже туго вставляем в отверстия шпангоутов, оставляя свободную юбку длиной 12 мм. Далее сверху корпуса двигателя ставим пыж, засыпаем тальк, краску (для создания цветного облака при раскрытии системы спасения) и укладываем тормозную ленту.

После этого соединяем ступени, вставляя юбку МРД второй ступени в посадочную (соединительную) втулку первой, при этом стопорная чека (штырек) второй ступени фиксирует от открывания створку обтекателя первой ступени. Полоску скотча после этого надо не забыть снять. Перед этим необходимо засыпать в сопло верхнего МРД 4—5 «порошинок». Соединение ступеней—за счет плотной посадки юбки МРД второй ступени в соединительную втулку обтекателя.

Соосность отверстия трубки-огневода и сопла двигателя заложена конструктивно. Стартует модель с газодинамической установки «пистон». На высоте 15— 20 м происходит срабатывание вышибного заряда МРД первой ступени, огневой импульс передается по трубке и воспламеняет МРД второй ступени. Та стремительно уходит вверх. Стопорная чека освобождает она под действием пружинящих свойств сжатого поролона отлетает от корпуса, увлекая за собой тормозную ленту первой ступени.

  Модель ракеты класса S1B чемпиона мира В.Меньшикова

Модель ракеты класса S1B чемпиона мира В.Меньшикова: 1 —головной обтекатель; 2 — фал; 3—тормозная лента второй ступени; 4—корпус второй ступени; 5 — пыж; 6 — МРД второй ступени; 7 — шпангоут; 8 — стабилизатор второй ступени; 9 — силовые шпангоуты; 10 — соединительная посадочная втулка ступеней; 11 —опорный шпангоут; 12 — параболическая часть корпуса первой ступени (верхний обтекатель); 13—отсек размещения системы спасения первой ступени; 14 — шпангоут; 15—трубка-огневод; 16—корпус первой ступени; 17— опорный шпангоут; 18 - стабилизатор первой ступени; 19 —шпангоуты крепления двигателя; 20—МРД первой ступени