Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

СХЕМА МОДЕЛИ РАКЕТЫ КАТЕГОРИИ S6

Схема такой модели ракеты была в «почёте» у ракетомоделистов 20 - 25 лет назад. В ту пору не было ограничений технических требований - длины и диаметра корпуса. Сдерживающим фактором был только диаметр МРД (тогда 13-15 мм). Поэтому для уменьшения массы модели и «родилась» такая схема - нижняя кормовая часть имела диаметр двигателя, а верхняя (основная) - около 8-10 мм.

Эту схему назвали подкалиберной. И когда для улучшения зрелищности соревнований стали вводить новые требования к моделям ракет - увеличивать диаметр и длину, такая схема как-то сама собой вышла из моды. Ведь при этом (на первых этапах) уменьшилась высота, и как следствие - время полёта. Спортсмены - ракетомоделисты пытались идти по пути увеличения размеров тормозной ленты, доводя её длину до 1,8 - 2 м. Тем более новые требования -минимальный диаметр 40 мм, а длина - более 500 мм, позволяли это делать.

На этом фоне однотипности схем и конструкций появление подкалиберного варианта модели класса S6A выглядело одиноко. Но это было оригинально и, на мой взгляд, прогрессивно. Хотя последователей пока не наблюдается. В данной статье попробую разобрать достоинства и недостатки предлагаемой схемы модели ракеты на время полёта с тормозной лентой - категория S6.

Могу предположить, что при всех равных условиях высота полёта у подкалиберной модели будет выше, чем у традиционной - цилиндрической. Данная схема (с такими внешними обводами) обеспечивает лучшую устойчивость при полёте на активном участке (с работающим МРД). Влияние внешних сил (ветра) в этом случае менее заметно. Практически его действие не сказывается - больший запас устойчивости.

Это обусловлено самой схемой. Второе - меньшая масса самой модели, за счёт того, что головная (носовая) часть при длине около 150 мм имеет диаметр около 14 мм. Следовательно - меньший расход «строительного» материала. К недостаткам модели я бы отнёс хрупкость конструкции и некоторую сложность её изготовления. Эту работу можно рекомендовать «ракетчикам», имеющим опыт конструирования. Немного о создателях такой модели. Её авторы - ракетомоделисты из Челябинска под руководством Владимира Тарасова.

Реализовывал эту идею Евгений Попырко. Он же занимался технологической разработкой данной конструкции. Опыт работы Евгения в ракетомоделизме - более 10 лет. Сегодня он студент Южно-Уральского государственного университета. На чемпионате России 2010 года стал бронзовым призёром в классе моделей-копий (S7). Предлагаемая модель ракеты категории S6 выполнена по подкалиберной схеме. Изготовлена она из стеклопластика. В зависимости от опыта работы моделиста для её изготовления можно рекомендовать и бумажный вариант.

Но это повлечёт увеличение массы миниатюрной ракеты. Для изготовления данной модели необходимо иметь четыре оправки. (В варианте модели из стеклоткани их лучше выполнить из металла). Две цилиндрических диаметром 10,2 и 13,2 мм, одна цилиндрическая диаметром 40 мм с конусом длиной около 70 мм и углом 15°. Ещё одна - оживальной формы с наибольшим диаметром 13.2 мм. Вначале формуют две трубки на цилиндрических оправках. Для этого вырезают заготовки из стеклоткани толщиной 0,03 мм и прокаливают их в муфельной печке (для удаления парафина).

Оправки предварительно нагревают до температуры 50° - 60° и промазывают их разделительной мастикой типа «Эдельвакс». Заготовки из стеклоткани длиной немного больше, чем длина готовой (указанной на чертеже) и шириной равной двойной длине окружности оправок расстилают на ровной поверхности (лучше на стекле) и пропитывают эпоксидной смолой. Для лучшей пропитки заготовки можно прогревать обыкновенным феном.

Затем на них укладывают оправки и наматывают стеклоткань. Для хорошего прилегания слоев стеклоткани оправки можно обмотать плёнкой для магнитофона. Дав затвердеть смоле, оправки зажимают в патрон токарного станка, обрабатывают внешнюю поверхность и торцуют по нужной длине - диаметром (наружным) 10,5 мм - 302 мм, диаметром 13,5 мм - 180 мм. Первый будет служить огневодом данной модели. Аналогично изготавливаем и корпус диаметром 40.3 мм. Головной обтекатель штампуют из пищевого полистирола (упаковка для сметаны, йогурта). Длину также обрезают на станке.

Имея все необходимые заготовки (детали модели), сборку ведут в такой последовательности. На один конец полученного огневода закрепляют соединительный шпангоут (кольцо из бальзы толщиной 3 мм и диаметром 10,5 мм и 13,2 мм), затем на него надевают корпус головной части. Здесь следует обратить особое внимание на соосность соединительных элементов - огневода и корпуса. В нижней части огневода, на расстоянии 45 мм от края закрепляют фиксатор МРД.

Его выгибают из стальной проволоки ОВС диаметром 0,6 мм. Затем вырезают из бальзовой пластинки толщиной 3 мм два шпангоута диаметром 40 мм и крепят их в нижней части огневода. Предварительно в них изнутри делают два пропила для хода фиксатора.

Дав просохнуть соединениям, на полученную конструкцию сверху надевают основной корпус, а потом снизу в кормовой части крепят три стабилизатора, вырезанных из бальзовой пластинки толщиной 0,9 мм и армированных эпоксидной смолой. В месте крепления одного из стабилизаторов приклеивают нить подвески модели из кевлара. Её длина около 800 мм.

Для удержания её вдоль корпуса на головной части крепят фиксатор - отрезок хлорвиниловой изоляции. В головной обтекатель с помощью клея «Момент» закрепляют соединительную втулку из бальзы с петлёй подвески. Тормозную ленту размером 120x1300 мм укладывают «гармошкой» с переменным шагом (10 - 15 мм). Масса модели без ленты и МРД - около 7 г.

(Автор: Виктор РОЖКОВ)

Модель ракеты категории S6

Модель ракеты категории S6: 1 - головной обтекатель; 2 - соединительная втулка; 3 - петля подвески; 4 - нить подвески тормозной ленты; 5 - тормозная лента; 6 - корпус головной части; 7 - соединительный шпангоут; 8 - огневод; 9 - соединительный конус (обтекатель); 10 - основной корпус; 11 - шпангоут посадочный для МРД; 12 - фиксатор МРД; 13 - стабилизатор; 14 - нить подвески модели; 15 - фиксатор нити подвески I — IV - чертежи оправок; I - головного обтекателя; II - корпуса головной части; III - огневода; IV - основного корпуса