Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ РОТОШЮТА КЛАССА S9A С. Юртаева

Данная категория ракетных моделей (S9) давно значится в Кодексе ФАИ и в российских Правилах проведения соревнований. Однако дальше некоторых идей и несовершенных конструкций дело не двигалось. Модели ротошютов иногда включались в программу соревнований школьников (классы S9A и S9B), но результаты полетов были невысокие.

В 1998 году мне впервые довелось увидеть старты ротошютов на соревнованиях на Кубок имени СП. Королева. Именно там были показаны неплохие спортивные достижения. Радовало и другое — разнообразие схем и конструкций этой категории моделей. Да и на рядового зрителя полеты ротошютов производят хорошее впечатление как наглядностью, так и красотой.

Модели всех трех призеров названных соревнований имели свои конструкционные и технологические особенности, и именно они отмечены дипломами журнала «Моделист-конструктор». Думаю, читателям будет интересно познакомиться с их чертежами и описаниями. Первой предлагаем модель ротошюта победителя С. Юртаева из детского аэрокосмического клуба «Союз» (Москва).

Отличительная особенность данной разработки педагога В.Н. Хохлова — простота. Ометаемая поверхность модели создается за счет вращения ротора из четырех лопастей. Именно он и обеспечивает авторотацию. Основа конструкции этой модели — фюзеляж, к которому крепят все основные части ротошюта. Он представляет собой трубку из стеклопластика длиной 295 мм, которую формуют на оправке диаметром 10,2 мм.

Один ее конец вклеивают в головной обтекатель, изготовленный из бальзы в виде четырехгранной пирамиды высотой 55 мм. Снизу к обтекателю приклеивают четыре полоски капроновой ленты шириной 25 мм для шарнирной подвески лопастей. Затем по бокам пирамиды крепят бальзовые треугольники толщиной 3 мм. После высыхания слегка закругляют углы, а вершину (макушку) немного затупляют и делают крест на крест две канавки глубиной 1 мм для укладки резинок, которые возвращают лопасти в режим авторотации.

На нижнем конце фюзеляжа, на расстоянии 52 мм от торца устанавливают квадратный шпангоут 25x25 мм, а немного выше него делают в трубке два диаметрально расположенных отверстия для продевания фиксирующей нитки, а также для выхода газов при срабатывании вышибного заряда МРД. Лопасти (их четыре) размером 290x25 мм вырезают из бальзовой пластины толщиной 3 мм и профилируют внешнюю поверхность.

Внутренняя остается плоской. На мой взгляд, именно в придании хорошего профиля лопастям заложен резерв улучшения полетных характеристик модели. К одному (нижнему) концу лопастей (вдоль большой стороны) приклеивают стабилизаторы — бальзовые пластинки толщиной 1 мм, армированные с боков стеклотканью. При этом внешний угол между склеиваемыми плоскостями должен быть порядка 9°.

На другом (верхнем) конце лопастей вдоль короткой (меньшей) стороны на выпуклой поверхности снимают фаску, а к прямой приклеивают свободные концы капроновых полосок ленты. Так шарнирно подвешивают лопасти. На расстоянии 28 мм от оси шарнира в лопастях делают отверстия и продевают через них резинки возврата, а изнутри фиксируют их узлами. При этом лопасти должны отклоняться вверх на 9 градусов от горизонтали.

Если угол у лопастей разный, то его выравнивают при помощи ограничителей из нитки. Модель к полету готовят следующим образом. Лопасти, подвешенные шарнирно к головному обтекателю, опускают и укладывают вдоль фюзеляжа. Через два его отверстия над шпангоутом продевают при помощи иголки нитку, обматывают один раз поверх лопастей, фиксируя их в сложенном состоянии.

В таком виде ротошют похож на обыкновенную модель ракеты, только корпус ее — четырехгранный. Масса модели без МРД — около 20 г. Затем вставляют МРД. Стартует ротошют с газодинамической установки, во втулку которой входит юбкой МРД, выступающей за торец фюзеляжа на 5 мм.

После старта на высоте 200—250 м срабатывает вышибной заряд двигателя и пережигается нить фиксирования лопастей. Они под действием резинок возврата отклоняются вверх, образуя четырехлопастную «ромашку» — ротор, который начинает вращаться. Это режим самовращения или авторотации.

(Автор: В.РОЖКОВ, мастер спорта)

Модель ротошюта класса S9A С. Юртаева

Модель ротошюта класса S9A С. Юртаева: 1 —обтекатель головной; 2— резинка возврата; 3 — лопасть; 4 — нить фиксации лопастей; 5 — стабилизатор; 6 — МРД; 7 — фюзеляж; 8 — шпангоут.

Ротошют в режиме авторотации

Ротошют в режиме авторотации: 1 — резинка возврата; 2 — лента шарнира подвески лопастей; 3 — нить-ограничитель; 4 — шпангоут; 5 — фюзеляж.