Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАКЕТЫ B-5B

В начале 50-х годов в ОКБ-1 велись работы по созданию баллистических ракет большой дальности. И как результат целенаправленных исследований и экспериментов появилась первая стратегическая Р-5. Ее старт состоялся 15 марта 1953 года. Наряду со стратегическими были созданы и геофизические ракеты Р-5А и Р-5В, на которых продолжено изучение атмосферы и космического пространства.

Позже их переименовали: они стали называться В-5А и В-5В. С 1958 года для отработки средств спуска подопытных животных с больших высот в основном использовались геофизические ракеты типа В-5В — управляемые одноступенчатые с жидкостными реактивными двигателями. С их помощью выполнена большая программа астрофизических, геофизических и медико-биологических исследований.

На ряде ракет В-5В устанавливались автоматические астрофизические обсерватории для изучения Солнца, представляющие собой сферический контейнер с комплектом научной аппаратуры, регистрирующей ультрафиолетовое и рентгеновское излучение Солнца. Полет такой обсерватории проходил по вертикальной траектории до высоты около 500 км. На нисходящей части траектории на высоте 4—5 км контейнер отделялся, отводился в сторону и приземлялся с парашютом.

Спасение исследуемых животных, в основном собак, осуществлялось как плавным спуском герметических кабин, так и катапультированием с различных высот и приземлением на парашютах животных, помещенных в герметические скафандры. Конструкция модели ракеты (рис.1) несложная. Весь ее корпус служил отделением для баков. Даже электрокабели и различная проводка были вынесены наружу и закрыты гаргротами.

Верхний цилиндр rорпуса служил приборным отсеком, в котором хранились бортовые вычислительные приборы и полезный груз. В головном обтекателе находился шар-зонд забора проб для геофизических данных. Ракета имела длину 23 м, наибольший диаметр корпуса — 1,66 м, размах стабилизаторов — 3,8 м. Максимальная высота подъема — около 500 км, стартовая масса — 29 300 кг. Масса полезного груза ракеты достигала 1350 кг. Управлялась ракета В-5В аэродинамическими и газовыми рулями.

ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ РАКЕТЫ -КОПИИ

Подготовка обычно начинается с выбора масштаба будущего летательного аппарата — спортивного «снаряда» спортсмена. На наш взгляд, масштаб 1:25 наиболее приемлем. Именно при нем модель имеет размеры, подходящие для категории S7: наибольшая длина — 920 мм, диаметр корпуса — 66,4 мм. Для изготовления копии необходимо выточить из металла три оправки: для основного корпуса — диаметром 65,5 мм и длиной 620 мм; переходного конуса — длиной 96 мм и диаметрами на концах 65,5 и 55 мм (конус 3°) и верхнего цилиндра — длиной около 100 мм и диаметром 55 мм.

Материал для изготовления модели — чертежная бумага. Поэтому диаметры оправок уменьшены на 1 мм (по 0,5 мм на толщину стенки). В нашем кружке модели-копии ракеты В-5В строились в двух вариантах и оба они доказали свою жизнеспособность. Корпус модели ракеты в первом варианте выполняют по схеме силовой двухслойной обшивки. Сначала на оправке диаметром 21 мм клеят внутреннюю бумажную оболочку длиной 690 мм.

Она служит технологической осью, на которой собирают весь корпус модели. Затем из пенопласта ПС-4-40 толщиной 8— 10 мм вырезают пять шпангоутов и устанавливают на внутреннюю оболочку. Наружную оболочку выклеивают из трех элементов: двух цилиндрических и одного конического. Первый цилиндрический имеет диаметр (внутренний) 65,5 мм и длину 607 мм, другой — диаметр 55 мм и длину 75 мм. Длина конического элемента — 97 мм.

Все три элемента наружной оболочки склеивают из двух слоев чертежной бумаги на соответствующих оправках. После высыхания их обрабатывают наждачной бумагой и покрывают нитролаком. Затем торцуют острозаточенным ножом на оправках, зажав в патроне токарного станка.

Скорость вращения патрона 70—120 об/мин. Готовые элементы крепят к шпангоутам, собирая из них внешнюю оболочку корпуса. После этого корпус обрабатывают, зачищая неровности, и покрывают нитролаком. Стабилизаторы (их четыре) выпиливают из липовой пластины толщиной 8,5 мм. Собирают в пакет на каплях клея и обрабатывают напильником по контуру до нужных размеров. Далее расклеивают и профилируют каждый стабилизатор в отдельности.

Готовые покрывают лаком и крепят к нижней юбке корпуса модели эпоксидной смолой на шпильках из бамбука диаметром 3 мм. Аэродинамические рули вырезают из пластинки стеклотекстолита толщиной 2,3 мм и на стальных шпильках (отрезках булавки) крепят эпоксидным клеем к стабилизаторам. Все выступающие наружные детали корпуса модели (люки, переходные кольца) делают из бумаги, гаргрот для прокладки электрокабелей, штепсельные разъемы — из липовых реек соответствующих размеров.

Сварные швы имитируют нитками. Наружные элементы донной части изготавливают из липы, обрабатывают, покрывают нитролаком, если нужно — шпаклюют. Затем красят в черный цвет и крепят к готовой (окрашенной) модели. Головной обтекатель вытачивают из липовой заготовки и облегчают внутри фигурным расточным резцом. Посадочная юбка обтекателя имеет диаметр 56 и длину 25 мм.

Имитация шарниров раскрытия половинок обтекателя — из текстолита. Собранную модель-копию покрывают нитролаком. После каждого слоя поверхность обрабатывают наждачной бумагой. Если появляются неровности или шероховатости, то корпус шпаклюют и снова зачищают. Всю модель вначале красят в белый цвет, затем — двигательный и приборные отсеки — в серый, аэродинамические рули и антенны — в черный цвет.

Другую наружную окраску и разметку делают согласно чертежу. Для запуска модели применяют МРД 20-10-4 с максимальным импульсом 20 Не. Для большей надежности систему спасения делают из двух парашютов диаметром 500—600 мм — для корпуса и головного обтекателя. Вырезают их из тонкого шелка. Стартовая масса модели — около 300 г. В ОДИН СЛОЙ. За последние годы у нас в кружке разработана и другая технология изготовления копии В-5В, второй ее вариант. Стартовая масса модели получается немного меньше — 270—280 г.

Корпус в данном случае является тоже силовым, но однослойным. Его основные элементы собирают с использованием казеинового клея из чертежной-бумаги, на тех же оправках. Надо учитывать, что бумага при этом дает большую усадку, но зато склеенные детали получаются более жесткими, чем с применением других клеев. После просушки элементы корпуса обрабатывают наждачной бумагой и покрывают лаком. Затем на токарном станке торцуют детали до нужных размеров (по длине).

Для сборки корпуса вытачивают из липы три втулки: нижнюю (силовой шпангоут) и две соединительные и вклеивают их. Сначала соединяют конусный элемент и малый цилиндрический (диаметром 55 мм), а в большом цилиндрическом закрепляют силовой шпангоут. При этом деталь корпуса надо установить строго вертикально на стекле, а сверху придавить небольшим грузом. После высыхания окончательно собирают корпус, предварительно вклеив в его нижний элемент (цилиндр диаметром 65,5 мм) два внутренних бандажа — липовые кольца шириной 10 мм и толщиной стенки 2 мм.

Это делается для укрепления нижнего элемента и сохранения им формы правильной окружности. Затем устанавливают цилиндр на ровную поверхность, вклеивают в его свободный конец вторую соединительную втулку и крепят два верхних элемента (уже склеенных) — конус и малый цилиндр. В кормовой части корпуса, после вклейки нижней втулки, по окружности делают четыре фигурных выреза на длину 21,8 мм. Оставшиеся четыре элемента служат местом крепления стабилизаторов, креплением деталей для копийности элементов и опорами для старта.

Дав затвердеть смоле, готовый корпус обрабатывают наждачной бумагой и покрывают лаком. Дальнейшая работа над моделью ведется по уже известной технологии. Так же изготавливаются стабилизаторы и другие наружные детали. Окраска и отделка модели выполняются такими же, как и на первом варианте. Тем, кто захочет усложнить модель-копию, можно посоветовать сделать головной обтекатель разъемным: выточить из липы, разрезать вдоль пополам и навесить на шарнирах на корпус.

Внутри обтекателя можно разместить шар (зонд) диаметром 45—50 мм, который отделяется при срабатывании вышивного заряда МРД. В категории S7 это будет оцениваться как специальный эффект (полетная демонстрация) дополнительными очками за реализм полета.

(Автор: В.РОЖКОВ, мастер спорта)

 Исследовательская ракета B-5B

Рис.1. Исследовательская ракета B-5B

 Внутренние элементы модели-копии B-5B:

Рис.2. Внутренние элементы модели-копии B-5B: 1 — силовой шпангоут (нижняя втулка); 2,3 — соединительные втулки; 4 — кольцо-накладка донной части