Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ РАКЕТЫ КЛАССА S9B С РОТОШЮТОМ

В наших репортажах о соревнованиях ракетомоделистов не раз упоминалась категория ротошютов — S9. Именно эту категорию ракетных моделей отличает обилие новинок и интересных технических разработок. Не раз говорилось и о стреловидных лопастях несущего элемента ротошюта — ротора. Сегодня мы знакомим наших читателей с моделью класса S9B А.Грязева из Челябинска.

Контейнер ротошюта выполнен по известной «челябинской» схеме и технологии. На подкалиберной оправке с наибольшим диаметром 40 мм из двух слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм формуют трубку — заготовку корпуса с двигательным отсеком. После просушки ее поверхность слегка обрабатывают, затем полируют, зажав в патрон токарного станка, и обрезают, выдержав размеры: 150 мм (длина двигательного отсека) и 405 мм (общая длина). В нижней (тонкой) части корпуса крепят три стабилизатора.

Их вырезают из бальзового шпона толщиной 0,8 мм, армируют боковые поверхности и слегка закругляют по краям. К корпусу их клеят встык смолой ВК-9. Ротор — трехлопастный. Лопасти — складные, при виде в плане (сверху) имеют стреловидность 26°. Угол «V» —двойной: 2° — между призмой и корневым элементом лопасти и 13° — между корневым и консольным элементами.

Требуемые углы стреловидности и «V» обеспечиваются соответствующей обработкой контактных торцов элементов лопастей. Вырезают лопасти из бальзового шпона толщиной 3 мм, профилируют (профиль — плоско-выпуклый) и покрывают двумя слоями нитролака. Длина корневых элементов — 246 мм, консольных — 213. Между собой элементы соединяют шарнирно полосками ткани шириной 20 мм, наклеенными на нижнюю поверхность.

В консольный элемент лопасти, отступив 25 мм от внутреннего торца, вклеивают крючок из стальной проволоки диаметром 0,5 мм для резинки раскрытия. А в корневом элементе на расстоянии 35 мм делают два отверстия диаметром 0,8 мм для ее проводки и фиксации. Снизу, к противоположному концу корневого элемента каждой лопасти, клеят «сухарик». Он представляет собой бальзовый клин длиной 30 мм шириной 15 мм и наибольшей толщиной 4 мм.

Обрабатывая нижнюю плоскость «сухариков», добиваются равного угла наклона всех трех лопастей. Затем, наклеивая полоски ткани на нижние поверхности «сухариков» и призмы, шарнирно навешивают лопасти. На расстоянии 35 мм от призмы в корневом элементе сверху крепят крючок для резинки возврата лопасти в полетное (авторотирующее) положение.

Ступица ротора состоит из стойки, закрепленной на ней призмы, посадочной втулки и силового шпангоута. Призма — основная деталь ступицы модели ротора — выполнена из бальзовой пластины толщиной 6 мм в виде равностороннего треугольника со стороной, равной 32 мм. Посадочная втулка — цилиндр из пенопласта диаметром 39,5 мм и длиной 15 мм. На нее, после сборки всей модели, устанавливают головной обтекатель и фиксируют тремя иголками.

Сверху на стойку клеится силовой шпангоут толщиной 4 мм, в котором закрепляют резинки для раскрытия лопастей. Снизу, к свободному концу стойки привязывают амортизатор — отрезок шляпной резинки и ставят штангу — трубку из стеклопластика длиной 220 мм и диаметром 5 мм. На нижнем конце штанги клеят защитный шпангоут. К нижнему концу амортизатора, выходящему из штанги, закрепляют нить подвески — стальной тросик, соединенный с контейнером через подшипник (вертлюжок).

Головной обтекатель выклеен из двух слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм по обычной технологии на конической оправке. На расстоянии 35 мм от нижнего среза в боковой поверхности сделаны три отверстия диаметром 1,5 мм, через которые продеваются резинки возврата лопастей. На мой взгляд, это недостаток (недоработка) модели: резинки расположены снаружи.

Но в то же время — они всегда под контролем. Перед запуском модели ротошюта проверяют углы установки лопастей. Если есть отклонения — их устраняют. После этого закрепляют резинки раскрытия и возврата лопастей. Длина резинок должна быть одинаковой, чтобы обеспечить равное усилие натяжения. Затем складывают лопасти, подгибая консольные элементы вниз, и располагают их вдоль штанги и стойки. Далее помещают подготовленную конструкцию в контейнер, предварительно поставив туда пыж. Масса модели без МРД — около 30 г.

(Автор: В.РОЖКОВ, Заслуженный тренер России)

 Модель ротошюта класса S9B

Рис. 1. Модель ротошюта класса S9B А.Грязева (г.Челябинск): 1 — головной обтекатель; 2 — корпус; 3 — двигательный отсек; 4 — стабилизатор (бальзовый шпон s0,8, 3 шт.); 5 — консоль лопасти (бальза s3, 3 шт.); 6 — крючок (стальная проволока 00,5, 6 шт.); 7 — накладки; 8 — резинка раскрытия лопасти; 9 — корневой элемент лопасти (бальза s3, 3 шт.); 10 — призма (бальза s6); 11 — силовой шпангоут (бальза s4); 12 — стойка ротора; 13 — резинка возврата лопасти; 14 — посадочная втулка (пенопласт); 15 — шарнир; 16 — штанга (стеклопластик, трубка 05, L220); 17 — амортизатор (шляпная резинка); 18 — защитный шпангоут (бальза s5); 19 — нить подвески (стальной тросик); 20 - «сухарик»; 21 — подшипник (вертлюжок); материал деталей 1,2,3 — стеклоткань