Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ РАКЕТЫ С РОТОШЮТОМ КЛАССА S9B

Имя спортсмена-ракетомоделиста Игоря Пономарева, что называется, «на слуху» и у «ракетчиков» и, надеюсь, у наших читателей. Его технические модельные разработки вызывают неподдельный интерес. Для самого же конструктора поиск нового — это путь спортивного совершенства, что особенно важно для будущего авиационного инженера (сегодня Игорь — студент МАИ).

Полагаю, это хороший пример для наших молодых читателей. Наш журнал неоднократно рассказывал о конструкциях его моделей (см. «М-К» № 8.2003 г.; № 6.2004 модель ракетоплана). На наш взгляд, будет интересна моделистам и предлагаемая сегодня разработка ротошюта класса S9B. Отличительная особенность модели ротошюта И.Пономарева — простота и доступность. Это особенно важно сегодня, когда изменились технические требования к ракетным моделям — минимальный диаметр корпуса—40 мм. Это касается моделей как взрослых спортсменов, так и юношей.

При изготовление новых спортивных снарядов возрастет расход дорогостоящего материала— стеклоткани. Полагаю, что пример И.Пономарева, а точнее предложенная им технология, окажет хорошую службу многим «ракетчикам». Носитель ротошюта — контейнер из бумаги (плотность 80 г/м2) изготовлен из трех элементов: одного конического и двух цилиндрических. Основной цилиндр длиной 275 мм склеен на оправке 40 мм, хвостовой — длиной 59 мм — на оправке диаметром 10,2 мм.

Между собой оба цилиндра соединены конусом длиной 125 мм. Его узкая часть на длине 40 мм выполнена из двух слоев. Склейка элементов — внахлест, ширина пояска — около 4 мм. Готовый корпус покрыт снаружи четырьмя слоями нитролака. Его масса — 6,5 г. Перья стабилизаторов (их три) вырезаны из бальзовой пластинки толщиной 0,9 мм. Их боковые поверхности армированы бумагой и покрыты нитролаком. К корпусу двигательного отсека стабилизаторы приклеены встык.

Вдоль одного из них укреплен на эпоксидке фиксатор МРД длиной 72 мм, выгнутый из стальной проволоки диаметром 0,5 мм. К нему же приклеена и нить подвески ротора, выполненная из кевлара. Несущий элемент модели — трехлопастный ротор. Лопасть шириной 30 мм — складывающаяся, из двух частей: корневой — длиной 180 мм и толщиной 2,5 и консольной — длиной 175 мм и толщиной 2 мм. Профиль — плоско-выпуклый.

После обработки лопасти покрыты двумя слоями лака и окрашены в яркий цвет. Установочный угол корневой части — отрицательный (4°), консольной — 0°. Кстати, это одно из отличий данной модели от всех известных конструкций категории S9. Шарнирное соединение корневой и консольной частей лопасти выполнено полоской нейлоновой ткани шириной 10 мм, наклеенной на нижних плоскостях.

Для выравнивания плоскости ее приклейки (из-за разницы установочных углов) на консольной части снизу приклеен «сухарик» — бальзовый клин шириной 15 мм. На верхней плоскости консоли закреплен крючок для резинки возврата. Другой ее конец продевается через отверстие в корневой части и фиксируется снизу обыкновенным узелком. Ступица ротора состоит из штанги и закрепленной на ней призмы. Штанга изготовлена из стеклопластиковой трубки диаметром 5 мм и длиной 195 мм.

На верхнем ее конце, на расстоянии 20 мм от края укреплена призма, а на самом краю — шпангоут соединительной втулки. Призма — равносторонний бальзовый треугольник толщиной 4 мм. В его вершинах сделаны фигурные вырезы, в середине которых вклеены штырьки для резинок раскрытия. Грани призмы сопрягаются с торцами лопастей. При помощи нейлоновых шарниров, наклеенных снизу, они соединяются с призмой.

На расстояние 15 мм от края лопасти (ее корневой части) просверлено отверстие диаметром 1,2 мм, через которое продевается резинка раскрытия. На шпангоут клеится соединительная втулка, а сверху надевается головной обтекатель. И втулка, и обтекатели отформованы из полистирола — упаковочного материала продуктов питания. В нижний конец штанги вклеена бобышка из липы, в которой закреплен подшипник (рыболовный вертлюшок).

К свободному концу вертлюшка привязывают нить подвески. Подготовку модели к запуску проводят в следующем порядке. Прежде всего ставят двигатель, проверяя при этом надежность его фиксирования. Затем отгибают консольные элементы к корневым и укладывают сложенные лопасти вдоль штанги. В носитель (контейнер) ставят пыж (бумажный цилиндр длиной 35 мм с заглушкой), между сложенными лопастями размещают нить подвески, предварительно завернутую в чехол из фторопластиковой пленки и укладывают внутрь ротор.

Масса ротошюта

Масса ротошюта И.Пономарева без МРД — 23 г. 1 — головной обтекатель (полистирол); 2 — корпус; 3 — хвостовой конус; 4 — нить подвески (кевлар); 5— двигательный отсек; 6 — стабилизатор (бальза s0,9, бумага, 3 шт.); 7 — МРД; 8 — фиксатор МРД (стальная проволока 00,5); 9 — консоль лопасти (бальза s2, 3 шт.); 10 — крючок; 11 — шарнир (нейлон); 12 — резинка возврата (3 шт.); 13 — усиление (накладка, 12 шт.); 14 — корневая часть лопасти (бальза s2,5,3 шт.); 15 — шпангоут соединительной втулки (бальза); 16 —резинка раскрытия (3 шт.); 17 — штырек для резинки; 18 — соединительная втулка (полистирол); 19 — призма (бальза); 20 — узел-ограничитель; 21 — «сухарик» (бальза); 22 - штанга (стеклопластик, трубка 05); 23 — подшипник (вертлюшок, 2 шт.); 24 — бобышка (липа); материал дет.2, 3,5 — бумага плотностью 80 г/м2