Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ РАКЕТЫ КАТЕГОРИИ S7 – КОПИЯ
ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ Р-5В

На мой взгляд, для «специализации» в копиях наиболее подходят образцы из серии первых советских баллистических ракет, созданных в ОКБ-1 под руководством СП. Королёва. Полагаю, что постройка моделей-копий отечественных ракет в немалой степени способствует патриотическому воспитанию молодёжи. Пуски первых исследовательских ракет, начиная с созданных на базе Р-1, стали проводить в 1951 году, Р-2А — с 1957 года.

Дальнейшим развитием их стала ракета Р-5, потом — Р-5М, на базе которой была разработана целая серия исследовательских геофизических ракет от Р-5А до Р-5ВАО. В 1963 году родилась последующая модификация — ракета Р-5В (иногда её обозначают В-5В). Она имела стабилизированную головную часть для исследования ультрафиолетового излучения Солнца.

Сферический контейнер (высотная астрофизическая обсерватория — ВАО) размещался под коническим обтекателем, который отделялся от ракеты после активного участка её полёта. Ракету Р-5В с успехом можно реализовать в полётных демонстрациях модели-копии.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ РАКЕТЫ

Итак, с выбором прототипа мы определились. Полагаю, я «уговорил» будущих копиистов: строим модель ракеты Р-5В. Её технические данные: длина — 22,66 м; длина головной части — 5,5 м; диаметр корпуса — 1,652 м; размах стабилизаторов — 3,452 м; стартовая масса — 29,5 т; время работы двигателя — 120 с. Максимальная высота полёта около 500 км.

Масса поднимаемого полезного груза достигала 1350 кг. Управление полётом ракеты Р-5В осуществлялось аэродинамическими и газовыми рулями. Конструкция ракеты Р-5В — не сложная. Весь её корпус длиной 17,16 м сварной, с клёпаным усилением служил баками топлива — этилового спирта и жидкого кислорода. Электропроводка, кабели были вынесены наружу и закрывались гаргрота-ми и коробками. Вверху корпус имел конус (оживальной формы) длиной 1,837 м, к которому крепился приборный отсек длиной 2,05 м.

В головном обтекателе (длина его — 3,48 м) размещались (в зависимости от программы полёта) герметичные кабины для животных, шар-зонд, датчики и приборы для забора проб и геофизических исследований. Ознакомившись с основными техническими данными прототипа, выбираем степень его уменьшения. На мой взгляд, для категории S7 наиболее приемлем масштаб 1:25. Длина модели при этом получается 906,4 мм, наибольший диаметр корпуса — 66,08 мм. На моей памяти многие модели-копии, особенно призёров соревнований имели как раз такой масштаб.

Остаётся пересчитать все размеры с таким уменьшением и сделать рабочий чертёж. Сразу же «заложим» материал изготовления — чертёжная бумага толщиной 0,2 — 0,25 мм. Для изготовления модели-копии необходимо выточить три оправки (лучше — из металла): для основного корпуса диаметром 65 мм и длиной около 650 мм; переходного конуса оживальной формы длиной около 110 мм с диаметром на базовой длине 99 мм — 65 и 54,8 мм; верхнего цилиндра (приборного отсека) — длиной 100 мм и диаметром 54,8 мм.

Все диаметры оправок должны быть уменьшены на 1 мм (по 0,5 мм на толщину стенки). Корпус клеят из двух слоев чертёжной бумаги с использованием казеинового клея на оправке диаметром 65 мм. Помните, что бумага при этом даёт большую усадку, но детали получаются значительно жёстче, чем при применении других клеев. Бумажную заготовку размерами 600x430 мм (волокна бумаги всегда располагают вдоль оправки) обматывают один раз (в один слой) вдоль оправки.

Оставшуюся поверхность промазывают клеем, немного дав ему подсохнуть, туго наматывают на первый слой и тщательно проглаживают всю заготовку. После просушки заготовку корпуса обрабатывают наждачной бумагой и покрывают двумя слоями нитролака. Затем, зажав оправку в патрон токарного станка, торцуют корпус до нужного размера по длине 587 мм. Частота вращения при этом минимальная — около 100 об/мин.

И здесь же, на станке, наносят карандашом разметку сварных швов, после чего клеят на ней отрезки тонкой хлопчатобумажной нитки, имитируя сварные швы. Затем, поместив оправку около ведра с водой, снимают полученный корпус. Таким же способом изготавливают и верхний цилиндр (приборный отсек), длина его — 80 мм. Переходный корпус, имеющий оживальную форму, изготавливают методом папье-маше. Делают это так.

Слегка нагревают оправку и смазывают её мастикой или воском. Затем вырезают из писчей бумаги лепестки длиной 110 мм и шириной на концах 30 мм и 25 мм. Смачивают их, смазывают клеем ПВА и накладывают на оправку широкой стороной на больший диаметр. На один слой необходимо 8 — 9 лепестков, ширина перехлёста лепестков — 5 — 7 мм. Всего нужно наклеить 5 — 6 слоев. После просушки оправку с заготовкой зажимают в токарном станке и на малых оборотах обрабатывают поверхность мелким напильником и наждачной бумагой.

Затем, при вращающемся патроне, наносят слой жидкой шпаклёвки, дают просохнуть и снова обрабатывают. Если есть неровности, надо снова прошпаклевать, обработать и обрезать остро отточенным резцом по нужной длине — 99 мм. Соединение элементов корпуса проводят следующим образом. Из липы вытачивают три втулки: одна (нижняя) играет роль силового шпангоута; две других служат для скрепления корпуса, переходного конуса и приборного отсека. Ширина втулок — 22 мм и 13 мм.

Толщина стенок — 2,5 мм. Сначала втулкой диаметром 54,8 мм соединяют верхний цилиндр и конусный элемент, а в нижнюю (кормовую) часть основного корпуса вклеивают силовой шпангоут шириной 48 мм. При этом соединяемые детали желательно установить вертикально на ровную плиту, а сверху придавить небольшим грузом. После высыхания окончательно собирают корпус, вклеивая в его верхний (свободный) конец на эпоксидной смоле вторую втулку диаметром 65 мм, и ставят два (уже склеенных) элемента — конус и приборный отсек (малый цилиндр).

Места соединений слегка ошкуривают и покрывают весь корпус нитролаком. В кормовой части корпуса, по окружности, делают четыре фигурных выреза на длину 18 мм. Оставшиеся четыре элемента служат местом крепления стабилизаторов, креплением изнутри деталей газовых рулей для копийности и опорами при старте. Все наружные элементы донной части корпуса изготавливают из липы, шпаклюют и красят в чёрный цвет. Крепят их к готовой модели.

Снаружи по всей длине корпуса наклеивают нитки, имитируя сварные швы (если не было возможности сделать эту операцию на станке). Отрезки хлопчатобумажной нити длиной более 200 мм предварительно надо промазать 2 — 3 раза нитролаком с последующим удалением ворса. Все выступающие и наружные детали (люки, переходные бандажи и пр.) делают из бумаги, имитацию клёпок выполняют методом прокатки шестерёнки с шагом 1,5 — 2 мм.

Гаргроты для укладки кабелей, штепсельные разъёмы, колодки — из липовых реек соответствующих размеров. Антенны штыревые (их четыре) выпиливают из полоски стеклотекстолита толщиной 2 мм, а рамочные (их шесть), ромбовидной формы, паяют из иголок от шприца диаметром 1 мм. Крепят антенны в месте соединения элементов корпуса, где есть усиление изнутри втулкой шириной 22 мм.

Предварительно их красят в чёрный цвет. Стабилизаторы (их четыре) вырезают из бальзовой пластины толщиной 6 мм, собирают в пакет на каплях клея и обрабатывают по контуру наждачной бумагой, наклеенной на брусок. При этом их размеры (длину и ширину) делают на 2 — 2,5 мм меньше. Затем расклеивают и окантовывают все стороны (кроме самой большой) липовыми рейками (для усиления краёв). После чего доводят их по контуру до нужных размеров и профилируют.

Далее покрывают нитролаком, а боковые стороны оклеивают писчей бумагой, из которой вырезают заготовки и делают имитацию заклёпок. Головной обтекатель вытачивают из липовой заготовки, внутри облегчают фигурным расточным резцом. Посадочная юбка имеет диаметр 54,8 мм и длину 25 мм. В связи с тем, что у прототипа обтекатель клёпаный, имитацию заклёпок делают следующим образом.

Из предварительно покрытой нитролаком писчей бумаги (плотность 80 г/м3 ) вырезают по шаблонам четыре заготовки: две — на верхний конус, две — на нижний. На них чертят линии клёпок и прокатывают шестерёнкой. (Кстати, так же имитируют клёпку и на кормовой части корпуса). После этого клеят их на обтекатель и опять покрывают нитролаком. Имитация наружных элементов — из липовых реек и чертёжной бумаги (люки). Дав хорошо просохнуть, обтекатель красят в белый цвет.

ОКРАСКА И ОТДЕЛКА МОДЕЛИ РАКЕТЫ

Выбор красок сегодня достаточно широк. Описанная выше модель окрашена нитрокрасками разных цветов согласно чертежу. Во избежание потёков и задувов окраску следует производить по частям — отдельно корпус, стабилизаторы и т.д. Маркировки (надписи, линии опор, номера деталей) выполнены дэкалями. Запускается модель на одном двигателе МРД-20-10-4. Стартовая масса — около 285 г.

Геофизическая ракета Р-5В

Геофизическая ракета Р-5В Чертёж В.Минакова (С) 2006 - Масштаб 1:40