Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КАК СДЕЛАТЬ МОДЕЛЬ РАКЕТЫ КАТЕГОРИИ S12

С 2000 года в кодексе ФАИ по ракетным моделям появилась новая категория (S12), которая включает в себя соревнования одноступенчатых моделей, использующих последовательно разные системы возвращения: авторотацию, тормозную ленту и парашют. Цель таких соревнований - обеспечение соревновательности, зрелищности, универсальности конструкции самой миниатюрной модели и, конечно, мастерства спортсмена.

Задача подобных стартов - на одной и той же модели (точнее, корпусе) совершить три запуска (полёта) с применением ротошюта, ленты и парашюта со сменой системы спасения в каждом туре (полёте). Надо сказать, что пока соревнования в данной категории проводятся не так часто. Но можно смело утверждать, что запуски таких моделей привлекательны и динамичны.

Категория ракет S12 состоит из четырёх классов, включая чемпионатный S12A. Технические требования к спортивным «снарядам» данного класса такие: стартовая масса - не более 60 г, импульс двигателя - не выше 2,5 Н-с, длина - более 500 мм, диаметр корпуса - не менее 40 мм, максимальное время полёта в первых двух турах - три, а в третьем - пять минут. На моей памяти я наблюдал соревнования этой категории всего три раза. И последний из них - старты на личное первенство в программе Всероссийских соревнований на кубок СП. Королёва весной 2008 года.

Впечатление, не только моё, - хорошее. Есть смысл включать подобные старты и в соревнования командные. Победителем соревнований 2008 года стал школьник из города Сергиев Посад Вадим Красовский. Коротко о его модели. Корпус - стандартный, устоявшаяся форма, длина - немного более 500 мм. О видах систем возвращения. Тормозная лента - отрезок полиграфического лавсана толщиной 0,03 мм и размерами 125x1300 мм.

Парашют - из лавсановой плёнки толщиной 3 мкр, диаметр купола - 900 мм. Поскольку третий вид системы спасения - ротор - конструкция наиболее сложная, расскажем о ней подробнее. Ротошют В. Красовского - дальнейшее усовершенствование схемы, разработанной в Центре технического творчества «Юность» г. Сергиев Посад под руководством заслуженного тренера России Олега Краснова.

В последнем варианте немного увеличен угол поперечного «V» наружной (складывающейся) части лопасти несущего винта, что обеспечивает устойчивый режим авторотации. Основной несущий элемент модели ротошюта - трёхлопастный ротор. Его лопасти - из бальзовых профилированных пластин шириной 33 мм и толщиной 2,5 мм. Профиль - плосковыпуклый. Лопасти - складные, состоят из корневого и консольного элементов, длиной соответственно 192 и 165 мм, шарнирно соединённых между собой при помощи полоски нейлоновой ткани шириной 30 мм, наклеенной на нижнюю поверхность.

А на верхнюю, на расстоянии 30 мм друг от друга ставят два крючка для крепления резинки раскрытия, связанной в виде петли. Места касания резинки торцов лопасти усилены шайбами (накладками) из целлулоида. К свободному концу корневого элемента лопасти крепят шарнир - поворотную петлю, изготовленную из отрезка стальной проволоки диаметром 0,5 мм (ось), и кронштейн из полоски жести шириной 14 мм. «Ушки» оси клеят на нижнюю плоскость и место склейки усиливают стеклотканью. На расстоянии 8 мм от края лопасти сверлят отверстие для резинки возврата.

Ступица ротора (стакан) - стекло-пластиковый цилиндр длиной 21 мм, отформованный на оправке диаметром 40 мм. Сверху и снизу в него вклеивают два шпангоута из бальзы толщиной 2 и 4 мм соответственно. В верхнем шпангоуте делают три фигурных выреза шириной 3,5 мм, расположенных под углом 120 градусов. А в нижнем - сверлят три наклонных отверстия-канала для резинок возврата лопасти. К нижнему же шпангоуту клеят пирамидку, в которой закрепляют кронштейны петель шарнирной подвески лопастей.

Через шпангоуты ступицы пропускают и вклеивают штангу - стеклопластиковую трубку длиной 93 мм. В верхнем её конце закрепляют небольшой штырёк из бамбука, а в нижнем ставят шарнир подвески - рыболовный вертлюшок. В рабочем, авторотирующем положении лопасти удерживаются за счёт резинок возврата, проходящих через вырезы и отверстия в шпангоутах ступицы и закреплённых одним концом в виде петли на штырьке штанги, а другим, продетым через лопасти, -обыкновенным узлом.

Угол установки лопастей подбирается опытным путём. Сверху на ступицу ставится головной обтекатель и фиксируется тремя шпильками. Контейнер ротошюта мало чем отличается от корпуса обычной спортивной модели. На оправке с наибольшим диаметром 40 мм и меньшим - 10,1 мм формируют подкалиберную трубку из двух слоев стеклоткани толщиной 0,03 мм. Затем её обрабатывают на токарном станке, полируют и отрезают до нужной длины.

В нижней части корпуса, в месте перехода хвостового конуса в двигательный отсек вклеивают липовую втулку толщиной стенки 1 мм и длиной 10 мм. Она служит упором для МРД от продольного перемещения и предохраняет эту зону корпуса от прогара. По подобной технологии выполнен и головной обтекатель на оправке оживальной формы. Стабилизаторы вырезают из бальзовых пластин толщиной 1,6 мм, профилируют и уменьшают толщину на концах до 1 мм. После чего покрывают их лаком и клеят встык к двигательному отсеку. К одному из стабилизаторов на смоле крепят нить подвески. Другой её конец привязывают резинкой-амортизатором к подшипнику штанги.

Для старта модели ротошюта его лопасти складывают. Вначале подгибают вниз концевые элементы, затем укладывают сложенные лопасти вдоль вертикальной оси. В контейнер ставят пыж и помещают туда сложенный ротор. При этом надо следить за тем, чтобы нить подвески не запуталась в лопастях. После срабатывания вышибного заряда МРД сложенный ротор вылетает из контейнера, и мгновенно раскрываются лопасти. Судьям остаётся только фиксировать результат. Масса модели-чемпиона без ракетного двигателя - 22 г.

(Автор: В. РОЖКОВ)

Модель ракеты категории S12

Рис. 1. Модель ракеты категории S12 Вадима Красовского (г. Сергиев Посад) - победителя Всероссийских соревнований 2008 г.: 1 — головной обтекатель; 2 — нить подвески; 3 — корпус; 4 — хвостовой конус; 5 — стабилизатор; 6 - двигательный отсек; 7 — штанга ротора; 8 — резинка возврата лопасти; 9 — лопасть; 10 — крючки для резинок раскрытия лопасти; 11 — резинка раскрытия лопасти; 12 — усиливающая накладка; 13 — верхний шпангоут; 14 — силовой элемент узла ротора (стакан); 15 — нижний шпангоут; 16 — фиксатор резинки (узелок); 17 — петля шарнира поворота консоли; 18 — кронштейн петли; 19 — «пирамидка»; 20 — подшипник подвески контейнера (вертлюшок)