Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ СКОРОСТНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА КЛАССА F2A АСИММЕТРИЧНОЙ СХЕМЫ

Предлагаемую кордовую скоростную модель самолета класса. F2A асимметричной схемы. Эта модель показала скорость 118,8 км/ч. Конструктивно модель самолета повторяет внешний облик скоростных, с которыми выступают спортсмены, в том числе мастера спорта международного класса. К ее особенностям относятся асимметричные крыло и стабилизатор (фактически половинки того и другого), расположенные по разные стороны фюзеляжа. Кроме того, на модели полностью отсутствуют киль и шасси как элементы конструкции, мешающие достижению максимальной скорости полета.

ФЮЗЕЛЯЖ КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Фюзеляж — плоский, цельно-деревянный, изготовлен из липовой дощечки толщиной 9 мм размерами 380x45 мм. Он имеет два выреза длиной по 90 мм и шириной, соответствующей толщине вставляемых в них крыла и стабилизатора. Оба выреза располагаются параллельно продольной оси модели на расстоянии 15 мм: для крыла — от нижней линии обвода фюзеляжа, а для стабилизатора — от верхней. К хвосту фюзеляж сужается.

Для придания лучшей аэродинамической формы верхние его края и хвостовая часть снизу закруглены, начиная от задней кромки крыла. Весь фюзеляж оклеен стеклотканью толщиной 0,03 мм, что придает ему необходимую жесткость, и пропитан лаком под покраску. Для поводков корд системы управления в фюзеляже просверлены два отверстия диаметром 2 мм: первое — на расстоянии 110 мм от носка фюзеляжа, а второе — в 36 мм от первого.

Снизу к фюзеляжу по линии обвода от носка до задней кромки крыла прикреплена на шурупах впотай посадочная лыжа из дюралюминиевой пластины толщиной 1 мм. Она предохраняет модель от повреждений при посадке на асфальтовую поверхность кордодрома. Передняя часть лыжи шириной 19 мм, так как в этом месте она закрывает еще и нижний брусок моторамы, а задняя — шириной 9 мм.

МОТОРНАЯ РАМА КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Моторама состоит из двух накладок размерами 95x8 мм из брусков бука или граба толщиной 10 мм, приклеенных эпоксидным клеем сверху и снизу с правой стороны фюзеляжа на расстоянии друг от друга, равном ширине картера двигателя. Передние концы брусков обработаны по контуру фюзеляжа, а задние сужаются на нет.

КРЫЛО КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Крыло — трапециевидное, цельнодеревянное, склеенное из липовых дощечек размерами 465x20 мм вперемежку с сосновыми рейками сечением 5x5 мм. Такая конструкция из набора пластин и реек усиливает жесткость крыла и предотвращает его коробление. Концевая нервюра из авиационной фанеры толщиной 1 мм установлена только слева.

Снизу в этом месте приклеена посадочная опора крыла из тонкой пластины бука размерами 25x10 мм толщиной 5 мм. Такое усиление левой законцовки необходимо для предохранения от повреждений при посадке модели на асфальт кордодрома. Профиль крыла произвольный, плоский, толщиной 5 мм, с закруглениями кромок спереди — в виде капли, а сзади — клинышком до толщины 1 мм.

СТАБИЛИЗАТОР КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Стабилизатор — тоже трапециевидный, цельнодеревянный, склеен из липовых дощечек размерами 220x20 мм вперемежку с сосновыми рейками сечением 4x4 мм. Его профиль произвольный, плоский, толщиной 4 мм, с закруглениями кромок аналогично крылу. Для усиления конструкции стабилизатора с правой стороны приклеена концевая нервюра из авиационной фанеры толщиной 1 мм.

РУЛЬ ВЫСОТЫ КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Руль высоты — длиной 65 мм изготовлен из липовой дощечки толщиной 4 мм и прикреплен к стабилизатору в двух точках подвески традиционным для начинающих моделистов способом — на петлях в виде восьмерки из лески диаметром 0,3 мм или пластмассовыми петлями типа «термик». Их можно сделать самому из гибких пластмассовых лент для окантовки ящиков.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Система управления - по принципу устройства и конструктивному исполнению традиционная для кордовых моделей. Качалка закреплена винтом МЗ (ось вращения) в середине хорды правого полукрыла на расстоянии 30 мм от продольной оси модели. В торец левой консоли крыла в сере- дине концевой нервюры вставлен кронштейн для ввода корд в виде двойной петли диаметром 3—4 мм из стальной проволоки диаметром 2 мм.

Перед полетом корды продевают сквозь эти кольца кронштейна и прикрепляют к карабинам поводков от качалки. Диаметр колец двойной петли должен быть минимальным, а концы корд проходить сквозь них свободно. Кабанчик руля высоты имеет три отверстия диаметром 1 мм для соединения с задним концом тяги и регулировки углов отклонения руля.

Тяга руля высоты, соединяющая качалку и кабанчик, изготовлена из стальной проволоки диаметром 2 мм длиной 210 мм. Это немного больше, чем расстояние между осями вращения качалки и руля высоты, но необходимо для того, чтобы путем изгиба тяги в двух местах не допустить ее касания дна топливного бака и передней кромки стабилизатора. Углы изгиба тяги в вертикальной плоскости подобраны опытным путем по месту ее установки.

Передний конец дважды изогнут под прямым углом и вставлен в соответствующее отверстие качалки, а задний имеет резьбу, на которую навинчен стандартный карабин-вилка, аналогичный применяемому для радиоуправляемых моделей. Вилка закреплена штифтом диаметром 1 мм в одном из отверстий кабанчика. Если нет карабина-вилки, его можно с успехом заменить другим устройством своей конструкции. Поводки корд длиной по 80 мм каждый проходят от качалки через фюзеляж к кордам управления.

Оба поводка из тросика или скрученной корды вдвое большей длины, вставлены в соответствующие отверстия качалки и сложены пополам. Образовавшиеся петли обмотаны тонкой медной проволокой, зачищенной от изоляции, и тщательно пропаяны на расстоянии 10 мм. Такой зазор необходим для того, чтобы обеспечить свободное перемещение деталей системы управления в полете. К концам поводков припаяны карабины из стальной проволоки диаметром 1 мм (на них перед полетом надевают петли корд управления).

Перед пайкой на карабины надеты хомутики из медной трубочки подходящего диаметра. Например, обрезки трубочек топливного бака. Это важно для надежного закрытия карабина на время полета. Длина корд от продольной оси модели до штыря ручки управления 17 690 мм. Такой радиус полета позволит пролететь мерную базу 1 км за девять кругов.

РУЧКА УПРАВЛЕНИЯ КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Ручка управления из дюралюминиевой пластины толщиной 3 мм. С обеих ее сторон на алюминиевых заклепках диаметром 4—5 мм установлены деревянные накладки удобной для ладони формы. Отличие этой ручки от ручек управления кордовыми моделями других классов состоит в том, что в центре ее дуги укреплен металлический штырь диаметром 10 мм длиной 120 мм, который во время зачетного полета упирается в вилку стойки, устанавливаемой в центре кордодрома.

ДВИГАТЕЛЬ КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Двигатель —КМД-2,5 или другой с таким же объемом цилиндра. Перед соревнованиями его надо хорошо обкатать и тщательно отрегулировать.

ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Воздушный винт - стандартный, пластмассовый размерами 200x200 мм или 180x160 мм. Первый применяют на тренировочных полетах, чтобы сохранить ресурс двигателя, второй — на соревнованиях, когда он работает на максимальном режиме. Можно поэкспериментировать со стандартным винтом размерами 200x200 мм, обрезав лопасти на 10—15 мм; при этом его следует отбалансировать.

ТОПЛИВНЫЙ БАК КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Топливный бак изготовлен из белой жести толщиной 0,3 мм (можно использовать консервные банки из-под сгущенного молока). Все швы и места ввода трубок надежно пропаяны и проверены на герметичность. Особое внимание следует обратить на то, что конец трубки питания двигателя впаян в верхней точке бака.

Заправочная трубка размещена ближе к передней стенке, а ее нижний конец упирается в дно. Это удобно при сливе топлива после полета, когда модель наклоняют вперед. Заправку лучше выполнять при вертикальном положении крыла. Это обеспечивает полную заправку бака. При другом способе может не хватить топлива на прохождение мерной базы.

ВЗЛЕТНОЕ УСТРОЙСТВО КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Шасси у модели нет, поэтому для взлета применяют трехколесную тележку. После отрыва модели от поверхности она остается на кордодроме. Тележка сделана из стальной проволоки диаметром 2—3 мм. Ее конструкция может быть любой, так как масса не имеет значения.

Диаметр колес также может быть любым, однако ширина колеи передних колес (диаметром 40 мм) должна быть не менее 250 мм, а база — расстояние между осями передних и заднего колеса (диаметром 25 мм) — равна колее. Рамка с ложементами для фюзеляжа и упорами для крыла, на которую укладывают модель перед стартом, должна быть строго горизонтальна.

СБОРКА КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Для склеивания аэродинамических поверхностей применяют клей ПВА, а для окончательной сборки — эпоксидный. Перед окраской все поверхности модели шпаклюют и грунтуют один — два раза. Для покраски можно использовать обычные автомобильные нитроэмали в баллончиках. Окончательная отделка модели предполагает нанесение на левое крыло сверху года ее постройки и инициалов автора.

Сборку начинают после того, как отдельные элементы системы управления установлены на места их крепления: качалка с поводками корд (короткие тяги) — на крыло, а кабанчик — на руль высоты. Затем крыло и стабилизатор эпоксидным клеем закрепляют в соответствующих прорезях фюзеляжа. После высыхания клея завершают монтаж системы управления, закрепив по месту концы тяги руля высоты.

На оба конца надевают шайбы из тонкой жести (по две штуки) и припаивают их так, чтобы обеспечивалось свободное (но без люфтов) перемещение в отверстиях качалки и кабанчика. Выгибая тягу руля высоты, регулируют всю систему управления. Углы изгиба подбирают так, чтобы при нейтральном положении качалки руль высоты был тоже в таком же положении.

Затем монтируют топливный бак. При этом его дно не должно мешать свободному перемещению тяги руля высоты. Бак крепят к фюзеляжу двумя винтами МЗ с правой стороны над качалкой. Передний винт фиксированный, а с помощью заднего регулируется зазор между стенкой бака и фюзеляжем. Регулировка в пределах 1 —5 мм обеспечивается упругой силиконовой трубкой диаметром 5 мм длиной 8— 10 мм, надетой на винт МЗ.

Она позволяет за счет ее сжатия подобрать оптимальное положение бака, при котором обеспечивается лучшая подача топлива. Это важно для устойчивой работы двигателя на максимальных оборотах. В последнюю очередь на модель устанавливают двигатель с воздушным винтом и соединяют топливопроводом с баком.

РЕГУЛИРОВКА КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Регулировка угла отклонения руля высоты зависит от мастерства пилота — чем выше установлена тяга на кабанчике, тем меньше угол отклонения руля. Опытным моделистам рекомендую устанавливать выше, начинающим — ниже.

БАЛАНСИРОВКА КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Центр тяжести модели должен быть расположен на оси качалки. В случае отклонения в фюзеляже высверливают небольшое углубление, в которое помещают свинцовый грузик. После чего отверстие заклеивают. Масса собранной модели без двигателя и топлива 200 г. По технике пилотирования модель доступна начинающим «скоростникам». При хорошо отрегулированном двигателе и правильно подобранном воздушном винте она способна развить скорость до 140 км/ч.

(Автор: Г.ПРИТУГИН, педагог высшей категории, руководитель авиамодельной лаборатории)

Кордовая скоростная авиамодель

Кордовая скоростная авиамодель (двигатель условно не показан): 1 — фюзеляж; 2 — крыло; 3 — кронштейны ввода корд (проволока ОВС диаметром 2); 4 — тяга руля высоты (проволока ОВС диаметром 2); 5 — кабанчик руля высоты (дюралюминий s1...1,5); 6 — стабилизатор; 7 — опора крыла; 8 — посадочная лыжа; 9 — верхний брусок моторамы; 10 — топливный бак; 11 —качалка управления (дюралюминий s2); 12 — регулировочный винт МЗ крепления бака (с силиконовой трубкой диаметром 5); 13 — руль высоты; 14 — петли навески руля высоты (пластмассовые, типа «термик»); 15 — поводки корд (тросик диаметром 0,8 или проволока ОВС диаметром 1); 16 — нижний брусок моторамы; 17 — шайбы; 18 — заклепки (алюминиевая проволока диаметром 2)

Фюзеляж кордовой модели самолета  в сборе

Фюзеляж кордовой модели самолета в сборе (вид справа, со стороны двигателя): 1 — фюзеляж (липа s9,380x45); 2 — отверстия диаметром 2 для поводков корд; 3,5 — верхний и нижний бруски моторамы (бук, граб 95x8, s10); 4 — отверстия для винтов МЗ крепления двигателя; 6 — посадочная лыжа (дюралюминий, 180x19, s1); 7 — вырез для крыла; 8 — вырез для стабилизатора. Указанные на чертеже размеры для крепления двигателя годятся только для КМД-2,5

Крыло кордовой модели самолета

Крыло кордовой модели самолета : 1 — концевая нервюра (фанера si...1,5, только слева); 2 — передняя кромка (сосна 5x5); 3 — лонжероны (сосна 5x5); 4 — набор крыла (липа, 465x20, s5); 5 — отверстие диаметром 3 для оси качалки; 6 — задняя кромка (сосна 5x5); 7 — посадочная опора (бук, граб, береза 25x10, s5)

Стабилизатор и руль высоты кордовой модели самолета

Стабилизатор и руль высоты кордовой модели самолета : 1 — лонжероны (сосна 4x4); 2 — передняя кромка (сосна 4x4); 3 — набор стабилизатора (липа 220x20, s4); 4 — концевая нервюра (фанера s1...1,5, только справа); 5 — задняя кромка (сосна 4x4); 6 — руль высоты (липа, 65x22, s4)

Крепление качалки

Крепление качалки: 1 — гайки МЗ; 2 — качалка; 3 — шайбы; 4 — болт МЗ; 5 — крыло

Поводки корд

Поводки корд: 1 — карабин (проволока ОВС диаметром 1); 2 — хомутик (медная или латунная трубка диаметром 3); 3 — опаянная медная проволока; 4 - петля поводка корды; 5 — качалка (дюралюминий sl,5...2); 6 — поводки корд (тросик диаметром 0,8 или проволока ОВС диаметром 1)

 Топливный бак кордовой модели самолета

Топливный бак кордовой модели самолета : 1 — корпус (белая жесть s0,3); 2 — точка забора топлива; 3 — заправочная трубка; 4 — ушко крепления бака (белая жесть s0,3, 2 шт.); 5 — питающая трубка

Взлетное устройство

Взлетное устройство: 1 — переднее колесо (диаметром 40...60); 2 — горизонтальная рамка для крыла (200x100, проволока ОВС диаметром 2...3); 3—ложементы для фюзеляжа (30x10, проволока ОВС 02...3); 4 — заднее колесо (диаметром 25...40); 5,6 — упоры для крыла (высота 20). Вспомогательные подкосы к оси заднего колеса условно не показаны. Места стыка проволок обмотать медной проволокой и пропаять