Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КАК СДЕЛАТЬ ИЗ УЧЕБНОЙ МОДЕЛИ ПИЛОТАЖНУЮ
ДВЕ МОДИФИКАЦИИ КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

ПЕРВАЯ МОДИФИКАЦИЯ КОРДОВОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

При переработке исходной схемы модели самолета главное внимание уделялось улучшению летных свойств модели за счет снижения нагрузки на крыло и уменьшения момента инерции относительно оси вращения в маневре. Параллельно требовалось значительно упростить конструкцию и повысить прочность в целом. Размышления над схемой крыла самолета привели к решению отказаться от 14 слабых облегченных фанерных нервюр в пользу... четырех мощных, вырезаемых без окон облегчения из того же материала.

Еще более хорошие по прочности результаты дает использование обычных деревянных линеек. Между нервюрами монтируются «носики», главная цель которых не столько в поддержании обшивки, сколько лонжерона. Последний выполняется из исходных заготовок, только по всему размаху имеет разрезную вклеенную стенку из миллиметровой фанеры. Задняя кромка исходная, а на переднюю используются две рейки, аккуратно отрезаемые от продольного края заготовки фюзеляжа. После калибровки с помощью рубанка они должны иметь такое же сечение, как и задняя кромка.

Фюзеляж модели самолета выстругивается из штатной заготовки, однако теперь имеет сечение не 15X65, а лишь 10X40 мм. В результате новая цельная заготовка легче исходной облегченной в полтора раза! Хвостовая часть остругивается до толщины около 4 мм, а подмоторная с обеих сторон оклеивается фанерой, причем одновременно монтируется и нижний наплыв носовой части, обеспечивающий простое размещение отверстий под винты крепления двигателя на узком фюзеляже и одно из мест фиксации шасси пилотажного варианта модели. Киль для экономии веса хвоста аппарата значительно уменьшен по площади, а на бойцовой не ставится вообще, как и имитация кабины.

Горизонтальное оперение модели самолета оставлено без изменений, так как снижение массы уже достигнуто ликвидацией крайнего перетяжеления задней части фюзеляжа. Оригинально выполнен узел соединения половин рулей высоты — с помощью короткой проволочной скобы и двух тканевых полосок. Бойцовый вариант лучше строить с укороченным фюзеляжем и неразрезным рулем. Топливный бак модели самолета приходится выкраивать из луженой жести заново.

Он должен иметь объем порядка 50 см3, по схеме приближаясь к исходному. Центровка полностью укомплектованной модели — в 40 мм от передней кромки крыла, обтяжка лавсановая на клее БФ-2. Летные свойства на порядок выше, чем у начального варианта модели, и уже могут считаться вполне удовлетворительными. О прочности можете судить сами, сравнив рисунки.

ВТОРАЯ МОДИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Несмотря на значительное улучшение всех характеристик набора и получаемой из него модели самолета , работа над поисками оптимального решения продолжалась, и в результате посчастливилось на базе исходных заготовок сконструировать новую, весьма интересную машину. Немалую пользу оказал ряд публикаций в «М-К», в которых приводилась крайне простая и эффективная схема крыла кордовой. Думаем, что особых пояснений вторая модификация не требует, а о дизайнерских достоинствах ее вы сможете судить по фотографиям, помещенным на цветной вкладке.

Как из одной исходной заготовки фюзеляжа модели самолета получить сразу три основные силовые детали, ясно из чертежа. Важно при -том использовать хорошую тонкую пилу, чтобы после строгания вновь полученных заготовок уложиться в требуемые размеры. Подгонка толщины фюзеляжа проводится после опиливания заготовки по контуру точной разметки, — обрезки используются для других деталей. Имитация фонаря и киля на пилотажном варианте делается из алюминиевых вязальных спиц диаметром 2,5 мм.

Их концы обезжиривают, плотно обматывают тонкими нитками и заклеивают в соответствующих пазах фюзеляжа. На готовой модели плоскости затягиваются лавсановой пленкой. Задняя часть контура киля одновременно предохраняет пластину фюзеляжа от растрескивания и увеличивает надежность стыка деталей. Особого разговора заслуживает оригинальный по конструкции стабилизатор. Он собирается на выполненном в натуральную величину чертеже, затянутом пленкой; причем вначале без нижней полки лонжерона.

После отверждения эпоксидного клея стабилизатор снимается со «стапеля» и дооборудуется остальными элементами. Несмотря на кажущуюся субтильность, при аккуратной склейке каркаса и хорошо выполненной обтяжке он «переживает» не одну модель! Кабанчик выкраивается из полоски алюминия, петли навески могут иметь произвольную конструкцию — лишь бы обеспечивали минимальные люфты и легкость хода «руля».

Двухстоечное шасси монтируется на фюзеляже или крыле. Центровка модели самолета такая же, как и в первом варианте. После приобретения основных навыков пилотирования можно за счет установки иного двигателя, кока и воздушного винта сдвинуть центр тяжести назад еще на 8—10 мм. Загрузка же хвоста крайне нежелательна! При новой балансировке как пилотажная, так и бойцовая остаются весьма устойчивыми «в горизонте», зато летные свойства заставляют вспомнить удачные бальзовые образцы подобных моделей. Закончив работу, соберите оставшиеся обрезки древесины, реек и фанеры.

Особенно если вы догадаетесь распилить заготовку фюзеляжа на вибролобзике по толщине, а не состругивать половину материала, увидите, набирается почти полный комплект заготовок еще на одну модель. Достаточно лишь найти заготовки передней кромки да напилить тонких реек для стабилизатора. Может быть, и изготовителям выпускаемых сегодня наборов подумать о возможности постройки двух моделей из одного комплекта?

(Автор: В. ВИКТОРОВ, инженер-конструктор)

Исходный вариант  кордовой модели самолета.

Исходный вариант кордовой модели самолета (набор-посылка).

Основные размеры исходной модели  самолета

Основные размеры исходной модели самолета (А)

Первой модификации модели самолета

Первой модификации модели самолета (Б)

   И второй модификации модели самолета

И второй модификации модели самолета (В). Все рисунки выполнены в одном масштабе.

Необычное соединение половин рулей высоты на первой модификации пилотажной.

Необычное соединение половин рулей высоты на первой модификации пилотажной.

 Разметка штатной заготовки фюзеляжа  кордовой модели самолета для продольной распиловки

Разметка штатной заготовки фюзеляжа кордовой модели самолета для продольной распиловки.

Фюзеляж второй модификации модели самолета.

Фюзеляж второй модификации модели самолета.

Топливный бак модели самолета

Топливный бак модели самолета (наложить обмотку из ниток вдоль оси модели, при сборке крыла клеить между фанерной обшивкой центроплана).

Крыло кордовой модели самолета

Крыло кордовой модели самолета : 1 — передняя кромка-лонжерон (сосна 15X16 мм, стыковать на «ус» из двух половин посередине размаха на пластифицированной эпоксидной смоле. Длина «уса» не менее 100 мм). 2, 4 — косынки (фанера 3 мм). 3 — промежуточная нервюра (липа 2.5 мм), 5 — обшивка центроплана (фанера 1 мм), 6 — топливный бак, 7 — штатная качалка, 8 — центральная фальшнервюра (использовать отрезок фюзеляжа, образующийся после вырезки окна под крыло). 9 — косынка стыка кромки (фанера или сосна 3 мм), 10 — задняя кромка (штатная, из набора), 11 — хвостовые косынки (фанера 1 мм), 12 — подводки качалки, 13 — тросики от фотоаппарата (центральный многожильный элемент), 14 — законцовка. 15 — шайбы (пластик), 16 — стойка (фанера 3 мм); А — схема раскроя штатной заготовки нервюр.

Цельноповоротный стабилизатор

Цельноповоротный стабилизатор (весь каркас — сосновые рейки из набора сечением 4x4 мм, откалиброванные до 2,5x2,5 мм).

Схема  сборки   стабилизатора   и   монтаж  дополнительных элементов.

Схема сборки стабилизатора и монтаж дополнительных элементов.

Неподвижный элемент горизонтального оперения и монтаж проволочной кромки киля.

Неподвижный элемент горизонтального оперения и монтаж проволочной кромки киля.