Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ ГОНОЧНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Гонка! Уже одно это слово заставляет учащенно биться сердце и зрителя и спортсмена — идет ли речь об авторалли или мотокроссе. Все это в полной мере относится и к авиамодельным гонкам, пожалуй, наиболее захватывающим и зрелищным соревнованиям спортсменов - конструкторов — соревнованиям сложнейшим и в спортивном, и в техническом отношении.

И высокие результаты, показываемые экипажем, являются в итоге прямым следствием сработанности «пары» и индивидуального мастерства каждого. Но во многом успех зависит и от совершенства модели. Современные гоночные ведущих спортсменов можно назвать чудом техники. Судите сами: максимальная скорость—свыше 200 км/ч, дальность полета с одной заправки — около трех километров.

И это при объеме топливного бака, равном пяти кубикам — чуть больше столовой ложки! Введенное с 1983 года ограничение минимального объема бака в 5 см3 (вместо прежних 7 см3) увеличило время прохождения «базы» за счет большего числа промежуточных посадок, заставило искать новые решения. Главное — обеспечить хорошую динамику взлета и посадки, а для этого полетную массу модели надо довести до 370—390 г!

Да к тому же модель должна быть очень прочной и долговечной. Ведь ей придется выдерживать весьма жесткие посадки. Предлагаем вниманию моделистов гоночную, параметры которой находятся на уровне современных требований. Высокие качества модели подтвердил спортивный сезон 1983 года. Модель скомпонована по схеме «летающее крыло»: такая конструкция проста и не требует от спортсмена каких-то особых навыков, она технологична и рассчитана на минимальное использование бальзы. Силовая установка. Ее основа — переделанный двигатель КМД-2,5.

На одной заправке модель пролетает 32—33 круга со средним временем прохождения десяти кругов 21,5—22 с. Фюзеляж изготовлен методом выклейки из углеленты (можно воспользоваться и стеклотканью). Начинать следует с изготовления моторамы. Ее носовая часть для прочности и жесткости сделана из белого граба. Далее из липы выпиливается балка фюзеляжа.

Материал для нее подберите хорошо высушенный, прямослойный, причем направление слоев должно совпадать со строительной горизонталью фюзеляжа. Моторама и балка соединяются «на ус» эпоксидным клеем К-153. Использование для монтажа деталей нитроцеллюлозных клеев нежелательно — при высыхании они дают усадку, что вызывает коробление и перекосы планера. Для крепления к мотораме двигателя, топливного бака и капота в дерево заклеены «грибки» — металлические резьбовые втулки.

С помощью того же клея к мотораме пристыковывается силовой шпангоут. В нем предварительно пропиливается окно под канал охлаждения двигателя. Сам же воздуховод выклеивается на эпоксидном связующем из трех слоев стекло- ткани толщиной 0,1 мм, формование этой детали ведется на пенопластовой оправке, которая после полимеризации смолы растворяется в ацетоне. К шпангоуту приклеивается также липовая бобышка — в нее затем врезается и вклеивается стойка шасси, вырезанная из титанового листа толщиной 2 мм.

Чтобы клеевой шов был прочнее, в зоне стыковки на стойке насверливаются отверстия — они заполнятся смолой и образуют своего рода замок. Теперь можно приступить к выклейке собственно фюзеляжа. Для этого надо воспользоваться пенопластовыми брусками — они наклеиваются на фюзеляжную балку и после отверждения клея обрабатываются до получения необходимых обводов. Следующая операция — приклеивание киля, деталей крепления капота и бобышки для фиксации фонаря.

И только после этого можно браться за формование оболочки. «Корка» капота изготавливается отдельно, причем и она, и сам фюзеляж сделаны из углеленты толщиной 0,1 мм (два слоя) и стеклоткани толщиной 0,05 мм (четыре слоя) на эпоксидном связующем. Технология этого процесса такова: углелента или стеклоткань пропитываются «эпоксидкой» и Укладываются на болванку. Самое главное при этом — не допустить образования пузырей, непроклеев и складок.

После выкладки всех шести слоев фюзеляж плотно обматывается резиновым бинтом. Проследите, чтобы при этом не образовалось складок — особенно в месте стыка киля и фюзеляжа. После окончательной полимеризации смолы поверхность заготовки обрабатывается шкуркой, а пенопластовая болванка вытравливается ацетоном. Последними операциями по изготовлению фюзеляжа можно считать вклейку в него фонаря и канала охлаждения. Крыло — кессонного типа, с работающей обшивкой. Для него понадобится бальзовый шпон толщиной 2 мм.

Получается он распиловкой бруска с последующей доводкой пластин на шкурке. Работа над крылом начинается с расчерчивания плаза — плановой проекции. Затем из бальзовых пластин выкладывается своего рода инкрустация — набор кусков шпона с желаемым расположением слоев древесины. Далее по линиям последующей склейки шпон раскраивается остро заточенным ножом, и подготовленные таким образом элементы бальзовой «аппликации» склеиваются воедино на чистом листе стекла (не забудьте под клеевые швы подложить полоски лавсановой пленки).

После склейки верхняя и нижняя панели крыла вышкуриваются — удаляются потеки клея и ступеньки на стыках, а внешняя поверхность каждой армируется одним слоем стеклоткани толщиной 0,05 мм. Для этого на чистом стекле тщательно растягивается лавсановая пленка, на нее накладывается пропитанная эпоксидным связующим стеклоткань, а сверху — бальзовая панель.

Весь пакет прижимается грузом, например листом толстого стекла. После окончательного отверждения смолы лавсановая пленка осторожно отделяется от панели и за нею остается идеальная, не требующая дополнительной обработки или отделки поверхность. Остается вышкурить панель с внутренней стороны до толщины 1 мм — и работу над заготовкой можно считать законченной.

Теперь надо сравнить панели с плазом и обрезать их по контуру будущего крыла, разумеется, с учетом последующей вклейки передних кромок и законцовок. Заготовьте детали внутреннего набора крыла и приклейте их к одной из панелей. После полимеризации смолы установите вторую панель — не забудьте только срезать «на ус» заднюю кромку обшивки.

Промазав эпоксидным клеем стыки, уложите вдоль ее кромки жгут из стеклонитей и с помощью бельевых прищепок сожмите верхнюю и нижнюю части крыла. Желательно, чтобы отверждение связующего происходило при вертикальном положении крыла — когда оно стоит на задней кромке. При этом обязательно надо проконтролировать положение стекло-жгута вдоль задней кромки крыла: он должен быть сжат так, чтобы в месте стыка панелей получился вогнутый эпоксидный мениск.

После склейки на внешнем крыле устанавливается груз — металлическая шайба массой 10 г, после чего к консолям приклеиваются передние кромки, а также внешняя и внутренняя законцовки. В последнюю в месте прохода корд вклеиваются две тонкостенные трубки из нержавеющей стали. Передняя кромка и законцовки покрываются тремя слоями паркетного лака, после чего их поверхности шлифуются мелкозернистой наждачной бумагой, смоченной бензином.

Последняя операция по изготовлению крыла — установка качалки и вклеивание петель подвески руля высоты. Система управления. Ее основа — обычная трехплечая качалка: ее размеры и соотношение плеч рычагов наиболее полно отвечают требованиям управляемости гоночной модели, к тому же такая конструкция позволяет быстро заменять корды. Качалка выпиливается из листового титана. Оси навески выточены из стали З0ХГСА и заклепаны в качалку. Накидная планка — также титановая.

Тяга привода руля высоты представляет собой нагартованную никелевую трубку диаметром 4Х0,5 мм. Модель окрашивается полиуретановыми эмалями после окончательной сборки. Воздушный винт переменного шага диаметром 170X165 мм (профиль толщиной с=20%) изготовлен методом формования из углепластика на эпоксидном связующем в матрице. После полимеризации смолы заготовка извлекается из матрицы, очищается от облоя и балансируется. Модель, сделанная по описанной выше технологии и в соответствии с чертежами, должна иметь массу не более 380 г.

(Автор: А. СИРОТИН. А. КУЛАК0ВСКИЙ)

Кордовая гоночная модель самолета

Рис. 1. Кордовая гоночная модель самолета: 1 — двигатель (форсированный КМД-2,5). 2 — передняя часть моторамы (граб). 3 — липовая бобышка, 4 — передняя часть фюзеляжа (стеклопластик), 5 — фонарь, 6 — задняя часть фюзеляжа (стеклопластик). 7 — хвостовой костыль (титан). 8 — киль. 9 — хвостовая часть моторамы и фюзеляжной балки (липа). 10 — нижняя часть оболочки фюзеляжа (стеклопластик). 11 — канал (стеклопластик), 12 — силовой полушпангоут, 13 — стойка шасси (титан). 14 — колесо (резина). 15 — свинцовый груз массой 10 г (только на внешнем крыле), 16 — пенопластовое заполнение носка, 17 — передняя кромка (липа), 18 — корневой элемент (бальза), 19 — трос автомата остановки двигателя, 20 — качалка управления (титан). 21 — тяга управления рулем высоты (никелевая трубка). 22 — стрингеры (только на внутреннем крыле), 23 — законцовка крыла внутренняя (бальза), 24 — панель крыла. 25 — стеклонить задней кромки. 28 — нервюра внутренней консоли (бальза), 27 — кабанчик руля высоты; 28 — руль высоты, 29 — петли руля высоты, 30 — стрингер (липа). 31 — нервюра внешней консоли (бальза). 32 — законцовка внешней консоли (бальза).

Качали    управления моделью

Рис. 2. Качали управления моделью: 1 — бальзо-стеклопластиковая оболочка крыла, 2 — заполнение. 3 — ось (З0ХГСА). 4 — планка (титан). 5 — качалка (титан), 8 — шайба (30ХГСА), 7 — винт (З0ХГСА). 8 — фанерное основание качалки, 9 — шайба (титан), 10 — гайка М4. 12 — опора качалки (З0ХГСА). 12 — шайба (титан).