Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

Аэродинамическая схема кордовой пилотажной модели самолета рассчитана под условия ограниченной мощности мотоустановки — крыло имеет весьма высокое для данных машин удлинение. Развитые по относительной площади рулевые поверхности и увеличенное плечо стабилизатора, также имеющего большое удлинение, служат улучшению маневренных характеристик модели.

Перед началом работы по изготовлению кордовой модели самолета нужно выполнить чертежи основных элементов в натуральную величину на плотной бумаге. Схема каркаса крыла будет одновременно служить и сборочным плазом, поэтому лист с чертежами несущих плоскостей необходимо прикрепить к ровной доске-стапелю и закрыть сверху прозрачной полиэтиленовой или лавсановой пленкой.

Фюзеляж может быть изготовлен двумя способами: из цельной пластины, в которой аккуратно пропиливают лобзиком окна облегчения, либо представленным наборным каркасом из липовых или сосновых реек. Второй способ более трудоемок, однако в результате он даст более легкий и прочный вариант. В любом случае после окончания работ над фюзеляжем его боковые грани зачищаются, после чего выбранные окна (или просветы между рейками каркаса) заполняются пенопластом, предварительно нарезанным на пластины-заготовки соответствующей толщины.

После вторичной зачистки готовая панель фюзеляжа оклеивается тонкой бумагой (на клею, не растворяющем материал пенопласта). И лишь затем в панели прорезают окна под электромотор, крыло и стабилизатор. Следующим этапом изготовления идет подготовка материалов и заготовок для элементов крыла.

Как уже говорилось. бальза на нервюрах с успехом может быть заменена тонкими липовыми пластинами. Набор нервюр можно вырезать поочередно, используя в качестве шаблона специально изготовленную точную по форме фанерную нервюру. Если работа с ножом представляет для вас сложности, лучше собрать на двух резьбовых шпильках в пакет необходимое число заготовок и обработать их совместно по двум прикрепленным с краев пакета фанерным шаблонам.

Для реек каркаса крыла отбирают качественную мелкослойную сосну. Рейки калибруют на устройстве, известном среди моделистов под названием «протяжка», с помощью рубанка. Сборка каркаса ведется прямо на стапеле, к которому дета- ли прижимают легкими грузами. Лучшее связующее—эмалит или другой надежный нитроклей.

В готовом наборе монтируют качалку управления из электроизоляционного материала с привязанными к ней токоведущими тросиками, одновременно выполняющими и функции управления моделью. К тем же точкам качалки с помощью пайки с зачищенными зонами тросиков прикрепляют и гибкие провода для питания электродвигателя. Последние лучше сделать с запасом по длине, чтобы при отладке управления на готовой модели не пришлось их наращивать.

Во внешнем конце крыла (то есть правой «консоли») заклеивают груз массой 15 г. К рейкам лонжерона нитками с клеем приматывают изогнутые из проволоки ОВС диаметром 1 мм стойки шасси, на концах которых ставят небольшие колесики от сломанных игрушечных автомобилей. Каркас зачищают мелкой наждачной бумагой, и центральную секцию обшивают сверху и снизу ватманской бумагой. Обтяжка же всего крыла — лавсановая плен- ка или микалентная длинноволокнистая бумага.

Первая приклеивается на разведенном примерно в полтора раза (растворителем № 647) клею «Момент», «Уникум» или «Контактол». Микалентная же бумага — на эмалите, и этим же лаком вся поверхность покрывается три-четыре раза для натяжки и блеска. Очень важно постараться избежать на этом этапе появления круток крыла, которые впоследствии исправить будет очень сложно. Стабилизатор и все рулевые поверхности изготовлены по единой, очень простой и эффективной технологии.

Основой ее является использование в качестве «силовой» обшивки плотного качественного ватмана или тонкого глянцевого картона. Подобная технология позволяет сэкономить немало времени, давая при этом прочные и легкие варианты конструкции рулей. При навеске их на стабилизатор и крыло нужно добиться максимальной легкости хода и отладить отклонения так, чтобы при ходе рулей высоты на ±40° элероны отклонялись бы в обратную сторону на ± 25°.

Тяга, связывающая кабанчики элеронов (хотя точнее называть на пилотажных моделях эти рулевые поверхности закрылками) и рулей высоты,— из проволоки ОВС диаметром 0,8 мм. На пилотажной модели установлен электродвигатель от распространенной радиоуправляемой игрушки-автомобиля «Вираж».

Конечно, возможны и другие варианты, вплоть до высокофорсированных моторов с магнитами из редкоземельных металлов. Двигатель монтируется практически по центру тяжести модели, а с коком воздушного винта его соединяет удлинительный вал, опирающийся в носу фюзеляжа на подшипник скольжения из бронзы.

Вал можно спрятать внутри даже столь тонкого, как на предлагаемой модели, фюзеляжа. Однако с эксплуатационной точки зрения лучше провести его с правого борта снаружи. Воздушный винт из древесины подбирается по диаметру и шагу практическим путем в зависимости от характеристик двигателя и блока питания.

Основные   геометрические параметры  кордовой пилотажной модели самолета

Р и с. 1. Основные геометрические параметры кордовой пилотажной модели самолета с электродвигателем.

Крыло кордовой пилотажной модели самолета

Р и с. 2. Крыло кордовой пилотажной модели самолета с электродвигателем:: 1 — тросики управления (гибкий провод МЛ), 2 — трубки вывода тросиков (полиэтилен), 3 — пластина законцовки (бальза толщиной 12 мм или пенопласт ПХВ), 4 передняя кромка (сосновая рейка сечеиием2ХЗмм),5 — нервюра (бальза толщиной 2 мм), 6 — лонжерон в сборе, 7 — задняя кромка (сосновая рейка сечением 2Х 10 мм), 8 — усиление лонжерона для монтажа качалки, 9 — качалка управления (гетинакс или текстолит толщиной 1 мм), 10 — накладка для вывода тяги элеронов (бальза толщиной 2 мм), 11 — центральная обшивка крыла (ватман или тонкий картон с обеих сторон крыла), 12 — кронштейн закрылков (проволока ОВС диаметром 1 мм в трубчатом вкладыше бобышки), 13 — хвостовая бобышка (липа), 14 — хвостовик (бальза толщиной 2 мм).

Фюзеляж кордовой пилотажной модели самолета

Рис. 3. Фюзеляж кордовой пилотажной модели самолета с электродвигателем: 1 — силовая рама' (липа толщиной 3 мм или рамочный каркас из липовых реек сечением 2x3 мм), 2 — наполнитель (легкий пенопласт толщиной 3 мм), 3 — контур окна под электродвигатель, 4 — контур окна под крыло, 5 — контур окна под стабилизатор, 6 — киль (тонкий плотный картон).

Сечение крыла

Рис. 4. Сечение крыла: 1 — передняя кромка (сосновая рейка сечением 2Х 3 мм), 2 — нервюра (бальза толщиной 2 мм), 3 — полки лонжерона (сосновые рейки сечением ЗХ 3 мм), 4 — задняя кромка (сосновая рейка сечением 2Х 10 мм), 5 — элерон (полый профиль из ватмана или тонкого картона).

Стабилизатор с рулями высоты кордовой пилотажной модели самолета

Рис. 5. Стабилизатор c рулями высоты кордовой пилотажной модели самолета с электродвигателем: 1 — силовая обшивка (ватман или тонкий картон), 2 — силовая обшивка руля (ватман или тонкий картон), 3 — вкладыш (липа), 4 — соединительный кронштейн рулей (проволока ОВС диаметром 1 мм), 5 — корневая нервюра руля (липа), 6 — лонжерон (сосновая рейка сечением 2X3 мм), 7 — место установки шарнира подвески руля, 8 — концевой вкладыш (бальза)

Навеска элеронов на крыле

Рис. 6. Навеска элеронов на крыле: 1 — проволочная петля-шарнир (проволока ОВС диаметром 0,5 мм; концы перед заклейкой зачистить и обмотать тонкими нитками), 2 — нервюра, 3 — задняя кромка крыла, 4 — элерон (полый профиль). Навеска рулей высоты проводится аналогично.

Изготовление элеронов и рулей кордовой пилотажной модели самолета

Рис. 7. Изготовление элеронов и рулей кордовой пилотажной модели самолетас электродвигателем: 1 — корневая нервюра-вкладыш (липа толщиной 2 мм), 2 — силовая обшивка (ватман или тонкий картон), 3 — концевой вкладыш (липа толщиной 2 мм).