Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ПИЛОТАЖНАЯ КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА КЛАССА F2B

Попытки применения на соревнованиях школьников откровенно упрощенной учебной техники в классе кордовых пилотажных моделей, естественно, не могут дать хороших результатов даже при отлично отработанных навыках пилота. Но, как ни странно, столь же плачевные результаты приносит и следование конструкторским приемам взрослых мастеров.

Объяснение этому простое: у мальчишки, даже несколько лет занимающегося исключительно пилотажными, не может быть столь богатого опыта эксплуатации чемпионатной техники и двигателей, какие требуются при использовании специально сконструированной профессиональной «пилотажки». А ведь последняя, как правило, является, по сути, воплощением достижений в данном спортивном классе!

И любые чертежи современных моделей-«чемпионов» (какие и становятся базой для постройки даже юниорских аппаратов с моторами большой кубатуры) совершенно исключают любые скидки на «незнание» или «неумение». Выход один — дать юниорам, набравшим определенный опыт в классе пилотажных, специальную технику, имеющую, так сказать, «промежуточные» характеристики.

Основной комплекс требований — достаточная степень устойчивости при повышенной маневренности; сверхнадежность, как самой модели, так и ее поведения в воздухе; и (чуть ли не в первую очередь) простота эксплуатации надежного мощного двигателя. Один из вариантов решения проблемы мы выносим сегодня на суд читателей. Так как публикация не рассчитана на новичков-моделистов, можно не останавливаться на технологических тонкостях изготовления пилотажки — в основе ее конструкции хорошо известные в моделизме приемы.

А вот о том, какие принципы заложены в схему предлагаемой машины, думается, будет полезно узнать всем. Главнейший вопрос —оптимальное сочетание устойчивости и маневренности. В данном случае требования компромисса удовлетворяют как развитым относительным плечом стабилизатора при относительно узком крыле, так и использованием схемы управления с закрылками.

Сразу же надо отметить, что цельноповоротное оперение — отнюдь не дань гонке за сверхманевренностью! Хотя среди многих спортсменов бытует мнение о повышенной эффективности подобного стабилизатора и связанных с ним признаков неустойчивости, в нашем случае это не так. Попытки применения на соревнованиях школьников откровенно упрощенной учебной техники в классе кордовых пилотажных моделей, естественно, не могут дать хороших результатов даже при отлично отработанных навыках пилота.

Но, как ни странно, столь же плачевные результаты приносит и следование конструкторским приемам взрослых мастеров. Объяснение этому простое: у мальчишки, даже несколько лет занимающегося исключительно пилотажными, не может быть столь богатого опыта эксплуатации чемпионатной техники и двигателей, какие требуются при использовании специально сконструированной профессиональной «пилотажки».

А ведь последняя, как правило, является, по сути, воплощением достижений в данном спортивном классе! И любые чертежи современных моделей-«чемпионов» (какие и становятся базой для постройки даже юниорских аппаратов с моторами большой кубатуры) совершенно исключают любые скидки на «незнание» или «неумение». Выход один — дать юниорам, набравшим определенный опыт в классе пилотажных,

специальную технику, имеющую, так сказать, «промежуточные» характеристики. Основной комплекс требований — достаточная степень устойчивости при повышенной маневренности; сверхнадежность как самой модели, так и ее поведения в воздухе; и (чуть ли не в первую очередь) простота эксплуатации надежного мощного двигателя.

Один из вариантов решения проблемы мы выносим сегодня на суд читателей. Так как публикация не рассчитана на новичков-моделистов, можно не останавливаться на технологических тонкостях изготовления пилотажки — в основе ее конструкции хорошо известные в моделизме приемы. А вот о том, какие принципы заложены в схему предлагаемой машины, думается, будет полезно узнать всем. Главнейший вопрос — оптимальное сочетание устойчивости и маневренности.

В данном случае требования компромисса удовлетворяют как развитым относительным плечом стабилизатора при относительно узком крыле, так и использованием схемы управления с закрылками. Сразу же надо отметить, что цельноповоротное оперение — отнюдь не дань гонке за сверхманевренностью! Хотя среди многих спортсменов бытует мнение о повышенной эффективности подобного стабилизатора и связанных с ним признаков неустойчивости, в нашем случае это не так.

Основные   размеры пилотажной модели

Рис. 1. Основные размеры пилотажной модели.

Фюзеляж кордовой пилотажной модели самолета

Рис. 2. Фюзеляж кордовой пилотажной модели самолета: 1 — кок воздушного винта, 2 — носовой шпангоут (фанера 1,5 мм), 3 — брус моторамы (береза сечением 10Х 15 мм), 4 — двигатель К.МД-2,5 с задней стенкой от «Ритма», 5 — накладка моторамы (фанера, 1,5 мм), 6 — полушпангоут (фанера, 1,5 мм), 7 — детали полика и стенки кабины (электрокартон), 8 — фонарь (оргстекло толшиной 0,8—1 мм; задняя часть закрашена вместе с бортами фюзеляжа), 9 — хвостовая вставка (липа или береза; винт крепления задней кромки крыла клеить в готовом фюзеляже), 10 — центральное ребро отъемного капота (липа толщиной 3 мм), 11 — силовой шпангоут (переклей из четырех слоев фанеры 1,5 мм), 12 — топливный бак размером З0Х 45Х 50 мм, объемом 67 см3 (луженая жесть, трубки дренажа и питания — латунные трубки 0 3X0,5 мм), 13 — отъемный капот (липа, долбить из двух симметричных заготовок 27Х60Х X 190 мм), 14 — винты МЗ крепления двигателя (клеить на эпоксидной смоле с пропиткой древесины в заготовках брусков моторамы). Внизу показан упрощенный вариант контурного фюзеляжа (липовые пластины толщиной 10 мм, обшитые после обработки контура фюзеляжа с обеих сторон фанерой толщиной 1 —1,5 мм; ложе крыла — фанера, 1,5 мм, с поперечным направлением волокон рубашки, спереди усилено липовым зализом; имитация фонаря — оргстекло толщиной около 3 мм).

Крыло кордовой пилотажной модели самолета

Рис. 3. Крыло кордовой пилотажной модели самолета: 1 — гибкие выводы тросиков управления, 2 — обрамление за-концовки (липа, 2X4 мм; перед приклейкой распарить), 3 — контур законцовки (фанера, 1,5 мм), 4 — фальшнервюра (липа, 3 мм), 5 — концевая вставка-стенка лонжерона (липа, 3 мм), 6 — передняя кромка (липа или сосна, 10Х 15 мм; облегчить выдалбливанием до толщины около 4 мм), 7 — силовой лобик (липа или сосна, 3...4Х30 мм), 8 — нервюра (фанера, 1,5 мм, или симметричные верхние и нижние дужки из липы толщиной 3 мм), 9 — качалка, 10 — косынка для монтажа качалки (фанера, 3 мм), 11 — центральная стенка лонжерона (фанера, 1,5 мм), 12 — штырек фиксации крыла на фюзеляже (дюралюминий, диаметром 5 мм), 13 — подштырьковая бобышка (липа), 14 — обшивка центральной секции (фанера, 1...1.5 мм), 15 — задняя бобышка (липа), 16 — косынка переднего гнезда фиксации балки (липа), 17 — груз массой 15 г, 18 — косая нервюра (липа, 2 мм), 19 — задняя кромка (сосна, 3X5 мм), 20 — обрамление задней кромки (сосна или липа, 2Х 5 мм) ,21 — шарнир навески закрылка, 22 — накладка заднего гнезда фиксации балки (липа), 23 — двухстороннее усиление кромки (сосна, 2X5 мм), 24 — дополнительная кромка (сосна, ЗХ 5 мм), 25 — закрылок (пенопласт толщиной 5 мм, окантованный липовыми рейками и оклеенный ватманом, либо легкий каркас с обшивкой из электрокартона), 26 — гнездо крепления кабанчика.

Сечения крыла кордовой пилотажной модели самолета

Рис. 4. Сечения крыла кордовой пилотажной модели самолета: А — основной вариант силовой схемы (номера позиций соответствуют деталям на рисунке 3; нервюры во втором, облегченном исполнении из липы), Б — вариант с «бойцовым» лобиком из легкого пенопласта, усиленным сосновыми полками лонжерона и обшитым бумагой на клее ПВА (нервюры вырезаны из пенопласта толщиной 3 мм, окантованы рейками 2X5 мм; стыки с полками лонжерона усилены фанерными косынками).

Балка

Рис. 5. Балка: 1 — передний винт МЗ крепления балки на крыле, 2 — передняя оконечность (липа толщиной 7 мм), 3 — ложемент (липа толщиной 10 мм), 4 — стенка (электрокартон толщиной 0,6 мм), 5 — задний винт М4 крепления балки (перед обшивкой бортов монтировать в каркасе балки вместе с предварительно примотанным нитками с эпоксидным клеем силовым шпангоутом), 6 — силовой шпангоут (фанера, 4 мм), 7 — стрингер (сосна, 2,5X2,5 мм), 8, 11 — шпангоуты (пенопласт ПХВ толщиной 2 мм), 9 — перемычка (липа, 2,5 мм), 10 — нижняя обшивка (электрокартон или тонкая фанера), 12 — бобышка (липа, 5 мм), 13 — контур киля (алюминиевая вязальная спица диаметром 3 мм, концы проволоки перед приклейкой деревянным деталям обезжирить и обмотать тонкой ниткой), 14 — нервюра киля (сосна, 2X6 мм), 15—обшивка киля (лавсановая пленка), 16 — верхний стрингер (сосна, 3X5 мм). В упрощенном варианте балка выполняется из пластины липы толщиной 7 мм. К хвосту толщина заготовки уменьшается до 4 мм; в зонах монтажа заднего крепежного винта М4 и в месте навески стабилизатора балка с обеих сторон обшивается против растрескивания тонкой фанерой.

 Стабилизатор кордовой пилотажной модели самолета

Рис. 6. Стабилизатор кордовой пилотажной модели самолета: 1 — закругление (липа, 6 мм), 2 — за-концовка (липа, 3X6 мм), 3 — винт МЗ в качестве оси поворота стабилизатора (клеить в бобышке), 4 — бобышка (липа), 5 — силовая часть кромки (сосна, 2X7 мм), 6 — вкладыш кромки (сосна, 2X3 мм), 7 — нервюра (сосна, 2Х2 мм), 8 — стенка кромки (сосна, 1X4 мм), 9 — задняя кромка (сосна или липа, 1,5X6 мм), 10 — шайба с самоконтрящейся гайкой МЗ. Кабанчик монтировать на левой бобышке.

Схема системы управления кордовой пилотажной модели самолета

Рис. 7. Схема системы управления кордовой пилотажной модели самолета: 1 — качалка (дюралюминий толщиной 2 мм), 2 — тяга закрылка (стальная проволока диаметром 2,5 мм), 3 — закрылок, 4 — ось поворота закрылка, 5 — кабанчик закрылка (латунь толщиной 1,5 мм), 6 — тяга руля высоты (алюминиевая вязальная спица 0 2,5 мм), 7 — кабанчик руля (латунь толщиной 1,5 мм), 8 — руль высоты (цельноповоротный стабилизатор), 9 — ось поворота руля, 10 — тросик управления.