Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА ИЗ ГОФРОКАРТОНА

При проектировании и изготовлении простейших кордовых моделей самолетов выработалось несколько специфических конструкторских приёмов работы с гофрокартоном. Так, выяснилось, что достаточно высокая жёсткость этого материала позволяет создавать из него пространственные элементы моделей самолетов практически без внутреннего набора.

В частности, фюзеляжи и крылья после склейки приобретали вполне достаточные прочность и жесткость, как на изгиб, так и на кручение. У гофрокартона есть ещё одна особенность, обусловленная его ячеистой структурой, — это сложность стыковки вырезанных из него панелей.

Однако в процессе создания моделей самолетов для этого был разработан достаточно простой способ. Заключается он в предварительной окантовке торцов этих панелей миниатюрными швеллерами, сделанными из плотной чертёжной бумаги. Сначала на заготовке аккуратно размечается выкройка этого швеллера — для гофрокартона толщиной 3 мм общая ширина полосы составит 9 мм, ширина полок профиля — по 3 мм.

Далее острым ножом-косячком делаются неглубокие (приблизительно на половину толщины бумаги) надрезы по двум внутренним линиям выкройки, и лишь после этого от листа бумаги отрезается 9-мм полоска и сгибается по надрезам в виде швеллера.

Далее торец панели и внутренняя часть «швеллера» промазываются клеем — монтажным «жидкие гвозди» или канцелярским ПВА, после чего окантовка до высыхания клея фиксируется на торце панели обычными канцелярскими булавками.

Готовые панели стыкуются тем же клеем — соединение получается вполне прочным. Итак, представляем вам ещё один, на этот раз — более сложный летательный аппарат, сделанный практически целиком из гофрокартона.

Это кордовая модель самолёта с двигателем КМД-2,5, представляющая собой высокоплан классической схемы с прямым крылом. Фюзеляж модели состоит из двух гофрокартонных боковин, верхней и нижней панелей, а также моторамы из 10-мм фанеры. Помимо этих основных деталей для фюзеляжа понадобятся также передняя и задняя опоры крыла и основание шасси, вырезанные из липы. Из липы сделана и задняя бобышка фюзеляжа.

Изготовление фюзеляжа начинается с заготовки панелей из гофрокартона — боковых, верхней и нижней. При этом следует учесть, что боковые панели должны быть абсолютно одинаковыми — добиться этого можно, если после разметки контура панели на листе гофрокартона перенести с помощью иглы координаты её углов на другой лист.

Как уже упоминалось выше, резать гофрокартон следует острозаточенным ножом-косячком с использованием линейки. Предварительно следует потренироваться — нож должен быть ориентирован таким образом, чтобы плоскость разреза была перпендикулярна плоскости листа, а разрезать гофрокартон следует двумя-тремя скользящими движениями ножа.

Если в плоскости разреза не окажется рваных гофров или «лапши» от многократных движений ножом, то это будет означать, что работа выполнена как надо. После заготовки панелей фюзеляжа необходимо окантовать их торцы «швеллерами», согнутыми из полос чертёжной бумаги, как это уже было описано выше. При сборке фюзеляжа следует иметь в виду, что передняя и задняя опоры крыла, а также основание шасси фиксируются клеем в прорезях боковин.

Сначала эти деревянные детали (в том числе и моторама) устанавливаются на одну из боковин, и уже затем на место пристыковывается вторая боковая панель. В завершение сборочных работ приклеиваются верхняя и нижняя панели.

Чтобы обеспечить перпендикулярность панелей фюзеляжа, вплоть до отверждения клея рекомендуется держать его в простейшем приспособлении — аналогичное использовалось ранее при окантовке панелей. Хвостовое оперение сделано также из гофрокартона. Заготовки киля и стабилизатора окантовываются бумажными профилями — форма их показана на наших рисунках.

Окантовки для передних кромок лучше всего сгибать и обрезать с помощью приспособления — фанерной полосы толщиной 3 мм со скруглённой длинной кромкой. Окантовка задних кромок киля и руля высоты производится согнутой вдвое полоской чертёжной бумаги; остальные кромки окантовываются бумажными «швеллерами».

Навеска руля высоты на горизонтальное оперение производится с помощью петель-«восьмёрок» из капроновой нити. Крыло модели прямое, с плоско-выпуклым профилем, его относительная толщина составляет 13,3 процента (20 мм). Использование гофрокартона позволяет реализовать безнервюрную схему крыла — форму профиля поддерживают лишь две концевые и две центральные нервюры в месте стыковки крыла и фюзеляжа.

При необходимости можно установить ещё по одной гофрокартонной нервюре в середине каждого полукрыла. Верхняя панель крыла должна быть выпуклой, и чтобы сделать её такой, вдоль передней внутренней части гофрокартонной заготовки гладким пластиковым стержнем (например, ручкой от зубной щётки) следует продавить несколько параллельных углублений, располагая их между соседними гофрами.

Подготовленная таким образом заготовка легко согнётся в намеченных местах. Напоследок панель окантовывается бумажными швеллерами. Деревянные закладные детали (стыковочные узлы и основание качалки управления) сначала закрепляются с помощью клея в прорезях на нижней панели крыла; клеем фиксируются на нижней панели и нервюры.

Около концевой нервюры правого (внешнего) крыла закрепляется свинцовый груз массой 25 г. Далее нервюры и закладные детали промазываются клеем, и подготовленная таким образом нижняя панель накрывается верхней, после чего получившийся «бутерброд» притягивается канцелярскими резинками к ровной гладкой доске до полного отверждения клея.

Остаётся закрепить переднюю и заднюю кромки крыла из сосновых реек — и крыло готово. Шасси модели — рессорного типа, причём рессора сделана из листового дюралюминия толщиной 2,5 мм. Колёса — пластиковые, обрезиненные (от детской игрушки), диаметром 40 мм, на рессоре они крепятся с помощью болтиков МЗ и гаек.

Качалка управления также дюралюминиевая — из полоски толщиной 2 мм. Тяга управления сделана из дюралюминиевой вязальной спицы диаметром 3 мм — концы её расплющены и в них просверлены отверстия диаметром 2,2 мм. Кабанчик руля высоты сделан из отрезка стальной проволоки диаметром 2 мм, согнутой в виде буквы «Г», на горизонтальной и вертикальной частях которой нарезана резьба М2.

Для установки кабанчика на руль в последний вклеивается липовая втулка диаметром 10 мм с осевым 2-мм отверстием; крепление кабанчика к рулю производится двумя гайками, фиксация гаек от отворачивания — каплей нитрокраски. Двигатель закрывается капотом, выклеенным из стеклоткани и эпоксидной смолы на пенопластовой болванке.

Чтобы оболочка не приклеивалась к пенопласту, болванка перед работой изолируется сверхтонкой пищевой плёнкой. Топливный бак ёмкостью около 70 мм спаян из белой жести толщиной 0,3 мм. В бак впаиваются три медные трубки — заправочная, дренажная и трубка питания двигателя. Следует учесть, что готовый бак должен устанавливаться в мотораму до вклейки её в фюзеляж.

Необходимо учесть, что гофрокартон весьма гигроскопичен, поэтому после сборки крыло и фюзеляж необходимо окрасить двумя слоями автоэмали. Модель из гофрокартона получилась лёгкой и летучей. Надо сказать, что значительная жёсткость этого лёгкого материала подчас приводит к поломкам крыла или оперения при жёстких посадках. Наверное, в следующих моделях придётся изменить способ крепления крыла к фюзеляжу — фиксировать его не винтами, а резиновыми кольцами на деревянных штырях.

(Автор: И.МНЕВНИК)

Компоновка кордовой модели свмолета

Компоновка кордовой модели свмолета: 1—воздушный винт диаметром 190 мм; 2—двигатель КМД-2,5; 3—крепление двигателя к мотораме (винты и гайки МЗ —4 компл.); 4—капот двигателя (выклейка из стеклоткани и эпоксидной смолы); 5,8—крепление крыла к фюзеляжу (винты МЗ); 6—крыло; 7—топливный бак емкостью 70 мл; 9—верхняя панель фюзеляжа (гофрокартон); 10—боковая панель фюзеляжа (гофрокартон); 11—киль (гофрокартон); 12—хвостовой костыль (стальная проволока диаметром 2,5); 13—хвостовая бобышка (липа); 14—нижняя панель фюзеляжа (гофрокартон); 15—задняя опора крыла (липа); 16—моторама (фанера sl0); 17—основание шасси (липа); 18—рессора шасси (дюралюминий, лист s2,5); 19—колесо шасси диаметром 40; 20—соединительная трубка питания двигателя (силиконовая резина); 21—передняя опора крыла (липа); 22—качалка управления рулём высоты (дюралюминий, лист s2,5); 23—винт-саморез диаметром 3 с двумя шайбами; 24—стабилизатор (гофрокартон); 25—петля-«восьмёрка» из капроновой нити; 26—руль высоты (гофрокартон); 27—крепление шасси (болт МЗ с гайкой)

Крыло: 1—корневая нервюра (гофрокартон); 2—задний стыковочный узел крыла (липа); 3—задняя кромка (сосна); 4 — нижняя панель крыла (гофрокартон); 5—законцовка (мелкопористый пенопласт); 6 — концевая нервюра (гофрокартон); 7—передняя кромка (сосна); 8 — верхняя панель крыла (гофрокартон); 9—передний стыковочный узел крыла (липа); 10—основание качалки управления (липа)

Стыковка панелей из гофрокартона, окантованных бумажными «швеллерами» (цифрами показана последовательность сборки)

Схема окантовок передних кромок киля и стабилизатора и задних кромок киля и руля высоты

Заготовка «швеллеров» из чертёжной бумаги для окантовки панелей из гофрокартона

Схема навески руля высоты с помощью петель-«восьмёрок» из капроновой нити (А—стабилизатор и руль высоты из гофрокартона; Б—образование петель с помощью иглы и капроновой нити; В—готовая петля)

Привод руля высоты: 1 —окантовка из бумажного «швеллера»; 2—шайба из плотной бумаги; 3 —гайка М2 (2 шт.) крепления кабанчика на руле высоты; 4—втулка (липа); 5—кабанчик (сталь, проволока диаметром 2); 6 — гайка М2 фиксации тяги управления (2 шт.); 7—тяга управления рулём высоты (дюралюминий диаметром 3); 8—руль высоты

Последовательность изготовления крыла из гофрокартонных панелей: А—гофрокартонная заготовка верхней панели крыла с окантованной передней кромкой; Б—верхняя панель с продавленными вдоль гофров углублениями; В—готовое крыло

ПОЯСНЕНИЕ К СТАТЬЕ

Здесь, несмотря на простоту самой модели, проявилась проблема двусмысленного прочтения приведенных в журнале чертежей. Их рассмотрение может привести к мысли, что фанерная моторама (или фанерное основание дюралюминиевой моторамы во втором варианте) выполняется в виде отдельной от центральной нервюры детали. Поясняем, что это недопустимо. В любом случае моторама делается только зацело с нервюрой, и выпиливается из единой заготовки. В обшивочном листе гофропластика должна быть предусмотрена прорезь, через которую моторамная часть нервюры выходит наружу. Если же мотораму делать отдельно и приклеивать ее поверх гофропластиковой обшивки, не удастся добиться надежного крепления мотоустановки на модели.