Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ПРОСТОЙ КОРДОВЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ТРЕНИРОВОК

Кордовая модель самолета предназначена для сезонной тренировки начинающего кордовика и разучивания простого пилотажного комплекса. Конструкция узлов и элементов самолета очень проста и не требует дефицитных материалов.

Описание кордового самолета для тренировок

Фюзеляж кордового самолета. Заготовкой служит ровная пластина из легкой липы, осины или тополя. Ее сечение зауживают к хвостовой части рубанком, затем размечают и выпиливают по контуру. Бруски моторамы изготавливают из плотного «паркетного» бука. Заготовку выстругивают строго по волокнам и распиливают на бруски.

Полученные заготовки обрабатывают в чистовые размеры. Для сборки фюзеляжа применяют качественную пластифицированную эпоксидную смолу. Допустимо использование фирменной смолы «30-минутки». Паз под киль выполняют резаком «коготь» по металлической линейке.

Паз под стабилизатор выпиливают лобзиком (желательно электролобзиком) строго перпендикулярно к плоскости фюзеляжа. Разметку под элементы крыла производят по месту, после сборки последнего. При этом полки лонжерона должны быть перпендикулярны плоскости фюзеляжа.

Крыло кордового самолета. Типовые нервюры выпиливают из качественной фанеры. Для повышения точности и ускорения работы данную операцию рекомендуется выполнять по алюминиевым шаблонам, стянув заготовки в «пакет». При этом паз лонжерона пропиливается ножовкой на глубину 3 мм и растачивается надфилями по месту.

Для удобства монтажа обшивки центроплана корневые нервюры можно изготовить из легкой тарной фанеры толщиной 3 мм. Концевую нервюру внешней консоли крыла выпиливают из строительной фанеры толщиной 6 мм. Полки лонжерона выстругивают из качественной древесины сосны, ели или плотной липы. Кромки же выполняют из качественной липы или осины.

В задней кромке широким (двухсторонним) ножовочным полотном делают пазы глубиной 1 -1,5 мм под хвостовики нервюр. Корневую стенку лонжерона (она же играет роль подвески качалки управления) выпиливают из качественной строительной фанеры. Причем внутреннюю часть вырезают после высверливания отверстия под ось крепления качалки.

Качалку управления изготавливают из пластины твердого дюраля. В центральное отверстие впрессовывают кусок подходящей латунной трубочки и фиксируют ее небольшим расклепыванием. Стоит ли усиливать отверстия для тросиков и тяги трубчатыми пистонами - на усмотрение конструктора. Их основная задача - предотвратить развальцовку отверстий.

Для «короткоживущий» учебно-тренировочной модели это не очень важно. Если Вы решились установить втулки, то их легко можно сделать из кусочков медной или латунной трубочки для топливного бачка. Первоначально крыло кордового самолета собирается на булавках и резиновых кольцах. Проверяется точность выполнения узлов и устраняются возможные перекосы.

Затем швы «проливаются» эпоксидкой или водноэмульсионным клеем ПВА. Каркас крыла на время полного затвердевания клея фиксируется на доске-стапеле. Установка центральной стенки с узлом качалки проводится на готовом каркасе крыла. После этого во внутренней законцовке крыла оформляют выходы тросиков корд. Выходы выполнены из кусочков тонкой трубчатой пружинки. Обшивку центроплана выполняют из тонких реек-пластинок или шпона.

Отверстие для вывода тяги закрылков армируют куском толстой пленки-самоклейки или полоской тонкой фанеры (изнутри). Сначала центроплан обшивают с верхней стороны, потом устанавливают тягу управления рулями и затем приклеивают нижнюю часть обшивки. На полке лонжерона внешней консоли толстыми нитками с пропиткой клеем, крепится свинцовая пластина массой в 10 ÷15 г.

При установке тросиков управления необходимо тщательно пропаять места их стыковки с поводками изготовленными из канцелярской скрепки. Паять обязательно с хорошим флюсом. Места пайки хорошо промыть теплой водой с мылом. Закрылки выструганы из пластин легкой липы. Корневые части оклеивают тонкой фанерой и в размеченных по посадочно-стыковым местам точках засверливают отверстия под объединяющую проволочную перемычку.

Хвостовое оперение кордового самолета. Киль выпиливают из тонкой авиационной фанеры. В основном, он несет декоративную функцию, по этому особых требований к нему не предъявляется. Но вот направление внешних слоев фанеры наиболее правильно расположить вдоль передней кромки.

Между фюзеляжем и килем кордового самолета при склеивании на эпоксидной смоле полезно образовать небольшую галтель. Стабилизатор и руль высоты изготавливаются из пластин липы. Рули высоты выполнены, так же как и закрылки.

Шасси кордового самолета. Основную стойку сгибают из сталистой проволоки. Верхнюю часть отпускают над пламенем спиртовки, затем на небольшом участке нарезают резьбу МЗ. Колесо фиксируют упорными съемными шайбами.

Если с поиском упорных шайб возникнут проблемы, можно нарезать резьбу на участке длиной около 5 мм и зафиксировать колесо гайкой и контргайкой с каплей клея. Нижнюю часть стойки шасси крепят с помощью винтов проходящих сквозь нижние ушки топливного бачка.

Двигатель и топливная система кордового самолета. Для отработки начальных навыков можно использовать компрессионный двигатель объемом 2,5 см3, например КМД. Для «продвинутых» тренировок рекомендуется калильный двигатель объемом 3,5-4 см3. Правда, могут возникнуть небольшие проблемы с установкой более крупного и тяжелого мотора.

Рекомендуется заглушить старые отверстия деревянными пробками с клеем и переточить мотораму под новый размер. Помните, что и длину носовой части фюзеляжа потребуется укоротить на 30-35 мм. Топливный бак кордового самолета паяют из «консервной» луженой жести.

Если двигатель не оборудован системой отбора давления (из картера или глушителя), то рекомендуется выполнить бак в виде «непроливашки», выведя трубки дренажа и заправки на внутреннюю сторону фюзеляжа. Для улучшения стабильности работы концевые участки трубочек надо загнуть против потока или надеть загнутые над паяльником Г-образные жесткие пластиковые кембрики. Подойдет тонкая соломка для коктейлей или сока.

Отделка кордового самолета

Каркас модели покрывают двумя слоями жидкого нитроклея с промежуточной шлифовкой и окрашивают красками стойкими к используемому топливу. Для калильных двигателей подойдут автомобильные эмали, для компрессионных - обычные нитрокраски.

В случае замены двигателя нитрокраску можно защитить от растворения метанолом мебельным акриловым лаком. Крыло модели обтягивают лавсановой пленкой на клее БФ-2. Руль высоты и закрылки пришивают «восьмеркой» из капроновых ниток после отделки модели.

(Автор: И. Васильев г. Ногинск, источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид тренировочного кордового самолета

Нервюры и топливный бак тренировочного кордового самолета