Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОРДОВЫЙ САМОЛЕТ

История создания представленной модели тренировочного кордового самолета довольно необычна. Примерно два года назад возникла срочная необходимость постройки выставочно-показательного экземпляра кордовой пилотажки. Но и конечно как всегда в минимальные сроки. К летным характеристикам почти никаких требований не предъявлялось - устойчиво держаться в воздухе и выполнять две-три несложные фигуры.

Но, учитывая назначение модели, дополнительно предъявлены были особые, весьма специфические требования. Высокая вандалоустойчивость, впечатляющий внешний вид и яркая, эффектная раскраска. В общем, справились мы с задачей. Первые полеты на новоявленном аппарате вызвали приятное удивление.

Летные параметры оказались, по крайней мере, не хуже, чем у стандартных тренеров. Видимо, сказались конструктивные особенности модели, которые не позволили даже неопытному моделисту собрать ее «криво». В то же время, прочность и ресурс самолета оказались весьма значительными. Другими словами, неожиданно получилась добротная учебно-тренировочная модель.

Описание тренировочного кордового самолета

Фюзеляж кордового самолета. Для сборки фюзеляжа был сделан эскиз его боковой проекции в масштабе 1:1. Носовая часть вырезана из пластины легкой липы, а хвостовая вставка вырезана из плотной бальзы. Сборка проводилась прямо на эскизе, прикрытом куском полиэтиленовой пленки. После обработки боковых и торцевых поверхностей разметили и приклеили фанерные накладки и обшивку хвостовой части фюзеляжа из плотной бальзы.

Далее было размечено и выпилено окно под крыло. Для установки хвостовой стойки, в фюзеляж вклеили буковый штырь. Чистовая обработка свелась к закруглению граней и прорезке пазов под крепежные усики фонаря кабины. Следует отметить, что имитация кабины носит не только декоративный характер, но и дополнительно защищает иглу двигателя от повреждения при аварийной посадке модели на спину. Поэтому крепление фонаря должно быть выполнено качественно и надежно.

Крыло кордового самолета. Пенопластовые заготовки консолей одолжили у ... радиопилотажников. Высокие требования к качеству не позволяли им использовать детали даже с небольшими дефектами. Кордовиков же подобные проблемы не волновали, так как изъяны в корневой части консолей все равно отрезались при перекрое заготовок. Оставались некоторые сомнения в форме консолей и профиле.

Но, для учебной модели это и не столь важно. Самой сложной и ответственной операцией, оказалась прорезка паза под укороченный лонжерон в заготовке каждой консоли. Для этого сделали специальные шаблоны из тонкого текстолита. Пазы резались термоструной. Затем разогретым стержнем проплавили каналы для тросиков управления и выжгли отсек качалки.

Переднюю кромку вырезали из плотной бальзы и ножом начерно ее спрофилировали. Для задней кромки взяли легкую липу. После обработки по контуру в ней прорезали пазы под петли закрылков. Для полок лонжерона подобрали сосновые рейки. Стенки лонжерона сделали из легкой бальзы. Панель качалки выпилили из качественной строительной фанеры. Узел вклеили в лонжерон после его полной сборки и контрольной проверки.

Сборка крыла кордового самолета начинается с подготовки простейшего стапеля, который можно соорудить из куска ровной отфугованной доски и подкладок из кусков пенопласта. На стапеле консоли должны лежать относительно друг друга без поперечного угла и круток. На импортной 30-минутной смоле приклеили лонжерон и заднюю кромку и всю сборку зафиксировали в стапеле до полной полимеризации смолы (примерно 3 часа).

Бруском с наклееной мелкой шкуркой, подправили соединение и приклеили переднюю кромку внешней консоли. После очередного отверждения смолы, оформили стык «внахлест» и устанавили на место другую кромку. В последней операции можно воспользоваться как смолой, так и БФ-2.

При применении альтернативных клеев, необходимо следовать инструкции по применению и проверить на агрессивность к пенопласту. Ходят слухи, что некоторые клеевые составы могут слегка подтравливать пенопласт. Для внешних частей задней кромки применили плотную бальзу. После монтажа и сушки провели чистовую обработку кромок мелкой шкуркой.

Перед оклейкой крыла бальзовым набором необходимо провести разметку и покрыть его монтажную поверхность тонким слоем клея БФ-2. Для оклейки кромок и полок «нервюр» использовали бальзу средней плотности. Детали загрунтовали одним слоем клея. Затем нанесли второй слой и высушили его почти «до отлила». Для надежности склейки и ускорения процесса сушки, место склейки прогрели теплым, (рука терпит) утюгом.

Центроплан оклеили бальзовым шпоном с двух сторон целиком. Стык листов сделали «на ус» по оси крыла. Внешнюю законцовку выстругали из липы (можно и из твердой бальзы). В нее, перед установкой на место, заделали свинцовую пластину весом 15 грамм. Законцовку внутренней консоли сдели из легкой бальзы. Отверстия вывода тросиков управления усилили мелкими пружинками (от авторучек).

Длинной «шкурилкой» (немногим более полуразмаха крыла) провели чистовую обработку поверхности. Особое внимание необходимо уделить правильной допрофилировке передней кромки. Каждый закрылок склеен из двух кусков легкой бальзы. Перед этой операцией авиамодельным резаком были сделаны пазы под петли навески и желобки для П-образной соединительной проволочной перемычки. Полученным заготовкам ножом и шкуркой придали необходимое сечение. На внутреннем закрылке подклеили накладки из фанеры 1,2 мм для установки кабанчика.

Хвостовое оперение кордового самолета. Стабилизатор и руль высоты вырезаны из бальзы средней плотности. Передняя и задняя кромки стабилизатора были армированы липовыми рейками. На внутренней консоли руля высоты наклеены фанерные накладки.

Пазы под петли сделаны с помощью тонкого сверла и резака, выточенного из куска ножовочного полотна. Вертикальное оперение выпилили из пластины легкой бальзы. Следует отметить, что усиливать эти детали нет смысла. Справиться со всеми нагрузками помогает липовая рейка, наклеенная на заднюю кромку киля.

Система управления кордового самолета. Качалка выпилена из твердого дюралюминия. В осевое отверстие запрессована латунная трубка. Ее концы немного расклепаны. Как показала практика, самодельные тросики из двойного корда хорошо фиксируются и не изнашиваются в отверстиях качалки, если применить простейшую скрутку с петелькой изготовленной из простой канцелярской скрепки, но при этом необходимо обязательно пропаять и промыть место пайки под струей воды с хозяйственным мылом.

Единственное условие - петля должна быть такого размера, чтобы под нагрузкой не было заеданий. П-образные скобы привода закрылков и рулей согнуты из жесткой сталистой проволоки. Концы (усы) отпускают на пламени газовой горелки и расплющивают. В принципе данную операцию можно не делать, вместо этого вклеить в рули вставки из плотного дерева.

Стандартные кабанчики размером 20 мм, прикручены винтами М2. Вообще-то это решение самое простое, но далеко не самое лучшее. Если Вы обладаете навыком качественной работы паяльником и моточком тонкой медной проволоки, лучше припаяйте рычаг к внутреннему усу скобы (естественно его уже не расплющивают).

Основная тяга выстругана из липовой рейки до круглого сечения диаметром 6 мм. Капроновыми нитками с клеем, с двух концов закреплены Г-образные проволочные оконцовки с резьбой М2. Регулировочные вилки - стандартные, покупные. При полном повороте качалки закрылки должны отклоняться на угол до ±30°, а руль высоты до ±40°.

Шасси кордового самолета. Основные стойки изготовлены из твердого дюралюминия. Оси колес точеные самодельные диаметром 4 мм. Их можно изготовить и из винтов или шпилек М4 подходящей длины, но их ресурс будет значительно ниже. Обтекатели выклеены на болване из твердого пенопласта марки ПС. После обработки поверхности корки-заготовки «начинку» вытравливают ацетоном.

Обтекатель крепится в трех точках, две на оси, и третья - за стойку шасси. Колеса фирменные, легкой серии 050 мм. Задняя стойка выгнута из сталистой проволоки. Верхняя часть стойки немного сплющена. После чего со смолой впрессована в хвостовую бобышку фюзеляжа. Колесико удерживают напаянные упорные шайбочки из жести. В носовой части модели желательно установить предохранительную скобу из пружинной проволоки 01,5-2,5 мм. Она будет подстраховывать глушитель при капотировании модели.

ВМГ кордового самолета. На модели установлен OS MAX 46 LA. Дроссельный барабан карбюратора дополнительно зафиксирован от поворота проволочной скобкой. Топливный бак фирмы GP объемом 120 см3. Он установлен в нише фюзеляжа на прокладке из пенорезины и зафиксирован затягивающимися пластиковыми хомутами. Возможно решение не идеальное, но зато легкое (по весу) и простое. Бак и двигатель соединены силиконовыми трубочками. Воздушный винт 260x110 мм самодельный, вырезан из бука.

Сборка и отделка тренировочного кордового самолета

Зализ крыла выклеен из кусочков бальзы. Он имеет не только декоративную функцию, но и усиливает стык крыла с фюзеляжем. Замечание. При монтаже крыла не забудьте установить П-образную скобу привода элеронов. Крыло обтянуто металлизированной лавсановой пленкой толщиной 25 мкм на клее БФ-2. Наложив пленку, прогревают места склейки сначала теплым утюгом, затем более горячим (регулятор в положении «шелк»).

Натяжку пленки лучше делать через несколько часов в два этапа, чередуя верх-низ. Чтобы свести риск оплавления участков пенопластового ядра через обшивку, рекомендуется закрыть подошву утюга чехлом из хлопчатобумажной ткани. При работе, старайтесь не продавливать пленочную обшивку до касания с пенопластовым основанием.

В противном случае, она приклеится к ядру и образует, залип, исправить который очень сложно. Фюзеляж модели и закрылки загрунтованы нитроклеем. Так как шпаклевка нужна только для закрытия пор и структуры бальзы при покраске, мы применили шпатлевку-самоделку из смеси нитроклея и зубного порошка. Модель была окрашена автомобильными эмалями воздушной сушки.

Кстати, на металлизированном слое лавсана краска держится неплохо, при необходимости этим свойством можно воспользоваться и при покраске кистью. Мелкие детали отделки выполнены из фирменной самоклеющейся пленки для наружней рекламы. Рули и закрылки устанавлены в последнюю очередь после полной отделки всей модели. Петли навески вклеены на 30-минутной смоле.

(Автор: Д. Дергалинг. Тверь , источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Конструкция фюзеляжа кордового самолета

Конструкция крыла кордового самолета