Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО КОРДОВОГО САМОЛЕТА

Модель тренировочного кордового самолета разработана под руководством мастера спорта Николая Шепилова. Удачное сочетание устойчивости в горизонтальном полете и должной управляемости позволяет использовать ее не только начинающим, но и более «продвинутым» пилотам для частых тренировок без боязни разбить трудоемкую чемпионатную модель.

Конструкция тренировочного кордового самолета

Фюзеляж тренировочного кордового самолета. Для изготовления фюзеляжа необходимо подобрать качественную заготовку из пластины легкой липы (примерно 0,38 - 0,42 г/см3). Работая рубанком, толщину в хвостовой части доводят до 5-6 мм. Точка перегиба находится в районе задней кромки крыла. Обработку заготовки по контуру производят лобзиком или ножовкой с мелким зубом. Пропил под стабилизатор и двигатель выполняют с припуском 0,5-1 мм, окончательная доводка паза выполняется надфилем «по месту». Силовые накладки в носовой части выпиливают из авиационной фанеры и приклеивают эпоксидной смолой. Чистовую обработку поверхностей проводят мелкой шкуркой, наклеенной на брусок.

Замечание. Конструкция в виде цельного фюзеляжа выбрана исключительно из простоты изготовления и доступности материала. Липу можно заменить на другие доступные у нас породы дерева, например осину, тополь, ель. Для получения более жесткой конструкции при том же весе рекомендуется оставить толщину заготовки постоянной по всей длине, но выпилить окно облегчения в хвостовой части и зашить его кедровым шпоном толщиной 0,5 мм.

Крыло тренировочного кордового самолета. Для изготовления нервюр применяют «пакетный» способ. Шаблоны выпиливают из фанеры 3 мм или листового алюминия 2 мм. Для типовых нервюр подбирают бальзу средней плотности, для корневых - качественную легкую осиновую фанеру (от тарных ящиков). Законцовку внутренней консоли вырезают из легкой бальзы. Для вывода тросиков управления необходимо вклеить две пружинки, например от сальникового уплотнения. Еще вариант: навить из корда диаметром 0,3 мм, на воротке из стальной проволоки диаметром 1,5 мм виток к квитку нужную пружинку. Внешнюю законцовку вырезают из липы.

В районе лонжерона сверлят 2-3 отверстия диаметром 5 мм, нарезают резьбу М6 и «грунтуют» жидкой эпоксидной смолой. В дальнейшем, при необходимости, в отверстия вкручивают дополнительный груз, который изготавливают из кусочков стальных или латунных болтов м6. Переднюю и заднюю кромки кордового самолета выстругивают из плотной бальзы и обрабатывают согласно чертежу. Для изготовления лонжерона выбирают качественные липовые рейки 10x4 мм (рекомендуется применить сосновые или еловые заготовки, т.к. прочностные характеристики у них выше, чем у липы). К концам консолей сечение полок лонжерона доводят до 6x4 мм.

Качалку вырезают из листового дюралюминия толщиной 2 мм. Плечевые отверстия усиливают заклепками, а в центральное - впрессовывают латунную трубку и дополнительно фиксируют от выпадания припоем. Ось изготавливают из проволоки ОВС диаметром 3 мм. Стенку лонжерона корневой части крыла выпиливают из качественной строительной фанеры. Для крепления оси качалки в детали сверлится отверстие диаметром 3 мм и затем для размещения самой качалки выпиливается паз по продольной оси крыла. Остальная часть стенки лонжерона на всем размахе выполняется из бальзовых пластин 2 мм средней плотности.

При этом волокна должны располагаться перпендикулярно плоскости крыла. Тросики управления кордовым самолетом свивают из 2-3 кордовых жил диаметром 0,3 мм. Места заделки у качалки и навески корд дополнительно пропаивают и тщательно промывают с содовым раствором. Тягу привода закрылков сгибают из жесткой (но не пружинной!) стальной проволоки (можно отжечь на газовой горелке или спиртовке и ОВС). Для установки фирменной соединительной вилочки, со стороны кабанчика на тяге нарезают резьбу М2 на длине 12 -15 мм. П-образную перемычку, соединяющую закрылки выполняют из той же проволоки, концы отжигают и расплющивают.

Сборку крыла самолета ведут на простейшем стапеле. Предварительно в задней кромке делают пропилы под хвостики нервюр на глубину 1,5 мм, а так же вырезают пазы под петли навески закрылков. Для фиксации корневых нервюр и центральной части стенки лонжерона используют эпоксидную смолу. Для остальных склеек используют цианоакрилатный клей средней густоты. Корневую нервюру внешней консоли вклеивают во время установки крыла в фюзеляже. Стенку между нервюрами №3 и №4 вклеивают после установки стоек шасси. Стенку концевого отсека внешней консоли приклеивают после установки груза из свинцовой пластины весом 15 г.

Длинной «шкурилкой» (примерно 600 мм) производят чистовую обработку крыла, обращая особое внимание на форму кромок. Жидким нитроклеем (применение нитролака нежелательно) грунтуют весь каркас. Стойки шасси и груз модели самолета на внешней консоли фиксируют капроновыми нитками с эпоксидной смолой. Закрылки вырезают из пластины легкой бальзы, делают пазы под петли навески и профилируют согласно чертежу. Затем поверхность грунтуют жидким нитроклеем и оклеивают тонкой стеклотканью (S=0,03 - 0,05 мм) по всей поверхности на двухкомпонентном паркетном или автомобильном лаке. Корневые участки усиливают пластинами из фанеры 1,2 мм.

Хвостовое оперение тренировочного кордового самолета. Киль и руль поворота выполняют из липовой пластины 2 мм. Для заделки киля в фюзеляже вырезается паз глубиной 2-3 мм. Для этой операции хорошо воспользоваться резаком типа «зубок» для раскроя листов оргстекла, полистирола и других полимеров. Резак можно изготовить на точиле из подходящего обломка ножовочного полотна. Детали горизонтального оперения кордовой модели самолета вырезают из легкой бальзы, профилируют, и передние кромки стабилизатора и рулей высоты закругляют.

Соединительную перемычку сгибают из жесткой проволоки, концы расплющивают. Вырезают пазы под петли навески по оси стабилизатора и рулей. Сверлят отверстия под скобу перемычки. Поверхность всех деталей грунтуют нитроклеем и оклеивают тонкой стеклотканью на двухкомпонентном паркетном лаке. Корневые участки усиливают фанерными пластинами. Стабилизатор вклеивают в фюзеляж эпоксидной смолой. Место стыка усиливают треугольными бальзовыми рейками сечением 5х5 мм.

Винтомоторная группа тренировочного кордового самолета. На тренировочную модель устанавливают доработанный двигатель КМД 2,5. Если нет возможности произвести полную доводку необходимо хотя бы рассверлить футорку до диаметром 3,6 мм и установить штуцер-клапан отбора давления из картера. Топливный бак - классический «домик» размером 25х50x60 мм, с впаянной внутренней перегородкой. Воздушный винт для кордового самолета изготавливается из бука или граба размером 240x120 мм.

Как вариант, возможна установка калильного двигателя объемом 3,5 - 5 см3 (например, OS MAX 25 LA). Топливным баком в этом варианте станет пластиковая емкость со следящей системой, устанавливаемая на прокладке из пенорезины. Наддув бака осуществляется из глушителя. Воздушный винт подбирается в зависимости от кубатуры мотора и нужной скорости полета.

Шасси тренировочного кордового самолета. Основные стойки сгибают из пружинной проволоки, колеса подбирают легкой серии из пенорезины. Верхнюю часть хвостовой стойки расплющивают, делают насечки и вклеивают в фюзеляж.

Сборка и отделка тренировочного кордового самолета

Крыло устанавливают в пазы (под кромки и лонжерон) фюзеляжа и приклеивают корневые нервюры. Материал, оставшийся после выполнения пазов, подгоняют по форме и вклеивают обратно в оставшиеся свободные части пазов. Центроплан оклеивают кедровым шпоном (волокна перпендикулярны нервюрам) на эпоксидной смоле. Предварительно внутреннюю часть пластин грунтуют нитроклеем, а окно для вывода тяги привода рулей усиливают полоской того же шпона (волокна параллельны нервюрам).

Стык с фюзеляжем усиливают рейками из бальзы, как и при фиксации стабилизатора. Тягу руля высоты вырезают из липовой рейки. Нитками с клеем фиксируют проволочные оконцовки с резьбой М2 для установки вилочек. Затем временно (не заклеивая петли навески) устанавливают рули и закрылки и проверяют работу системы управления. Фюзеляж и центроплан кордовой модели грунтуют двумя слоями жидкого нитроклея.

Для окраски используют нитро - (для КМД) или автомобильные эмали холодной сушки. Крыло обтягивают цветной лавсановой пленкой на клее БФ-2 (допустимо использовать «Момент» или «Десмокол»). В последнюю очередь заклеивают петли рулей и закрылков. Углы отклонения закрылков и рулей подбираются опытным путем в зависимости от навыков пилота.

(Источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Компоновка тренировочного кордового самолета

Нервюры  тренировочного кордового самолета