Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА ДЛЯ САМЫХ ПЕРВЫХ ПОЛЕТОВ

В давнишние времена ДОСААФ выпускал «Кордовые учебные модели». Наборы-посылки, стоившие всего 65 копеек, содержали лишь пару деревянных брусков для фюзеляжа и столько же фанерок для крыла и оперения. Получавшиеся самолетики обладали «спартанской» простотой. Из-за большой нагрузки их было трудно запустить с рук. С земли они взлетали нестабильно, и стойки шасси иной раз разъезжались в разные стороны. Но именно эти наборы многие вспоминают, как о первом знакомстве с миром кордовых моделей. И в свое время именно эти модели привлекли в мир моделизма тысячи школьников.

Теперь таких наборов нет. Но наборов не стало, а задачи, которые они решали, остались. Актуальной стала задача разработки простого, но летучего кордового самолета для новичков. Мы хотим познакомить читателей с нашим «идеальным решением». Основой разработки служат два базовых условия. Первое подразумевает, что в кружке есть в наличии работоспособные двигатели объемом 1,5 см3. Второе - на постройку одной модели кружок или родители могут выделить небольшую сумму, достаточную для приобретения пары листов бальзы.

Конструкция кордовой учебной модели самолета

Фюзеляж учебной кордовой модели самолета. Заготовка толщиной 12 мм (бальза плотностью 0,12-0,15 г/см3) выпиливается по чертежу, и в ее пазы вклеиваются силовые брусья из березовых или буковых реек сечением 8x12 мм. Нижний брусок удлинен не только для улучшения связи крыла с фюзеляжем, но и чтобы на нем можно было закрепить узел качалки управления. Правая накладка носовой части, сделанная из фанеры толщиной 1,5-2 мм, приклеивается в первую очередь.

А после оформления пазов под двигатель и топливный бак, ставится левая накладка. Она сделана из фанеры толщиной 1 мм и вырезов не имеет. Применение бальзы на этой кордовой модели самолета дает возможность менять форму фюзеляжа в самых широких пределах. Нравятся тонкие фюзеляжи - «селедки» - без проблем. А если больше привлекают контуры истребителя И-16, легко реализовать и такие. Заметного изменения веса от замены очертаний бальзовой пластины не будет, а прочность фюзеляжа в любом случае окажется более чем достаточной.

Крыло учебной кордовой модели самолета. Здесь также используется «средняя», наиболее распространенная бальза плотностью около 0,12 г/см3. В связи с тем, что раскрой заготовок крыла из стандартных пластин ведется практически безотходным методом, вариантность его формы исключена. Почему крыло столь простой модели решено в виде переклея из отдельных пластин? Таким образом, удается обеспечить его максимальную площадь при изготовлении из ограниченного количества материала.

А с работой по стыковке пластин легко и быстро справляются даже новички. Конечно, в кружке обязательно должны иметься ровные, достаточно длинные «шкурилки». В том же случае, если есть еще плотницкий «уголок» под 90 градусов, одна из сторон которого выполнена в виде «шкурилки», с подготовкой стыковки справится и младенец. Пара слов о площадях и весах. Готовое крыло от «фанероида» производства ДОСААФ весило 96-100 г при габаритах 100x400 мм. А наше бальзовое, с приклеенной передней кромкой и липовыми законцовками весит 60 г. Выигрыш невелик? Но ведь бальзовое крыло намного больше!

Если в фанерном крыле было 4 дм2, то бальзовое «крупнее» в 1,7 раза - его площадь равна 6,7 дм2.Сборка крыла кордовой модели самолета ведется в следующей последовательности. Сначала по металлической линейки тонким ножом раскраивают стандартные пластины бальзы, как показано на рисунках. Затем к основной части крыла (бальза 6 мм) подгоняют и приклеивают треугольные обрезки. Дождавшись высыхания клея, выравнивают задний торец левой «консоли». Положив крыло нижней частью на ровную подкладку (стол), приклеивают выкроенную пластину бальзы толщиной 4 мм (сверху образуется уступ 2 мм).

А после очередной сушки и последующего выравнивания торца аналогично заканчивают и правую «консоль». Следующая операция - подгонка законцовочных пластинок из фанеры толщиной 2 мм (склеенные два слоя миллиметровой фанеры). Они одинаковы для обоих концов крыла. На левом пластинка после сверловки пары отверстий становится направляющей для корд, а на правом - это место крепление свинцового грузика весом 10-15 г. Одновременно обе пластины предохранят поверхность крыла от «скольжения» по асфальту. Внимание! Обе пластины на этом этапе ставится на «точках» клея, и после подгонки соседних деталей их временно удаляют!

Окончательно их вклеивают лишь после профилировки крыла и его монтажа в прорези фюзеляжа, то есть на практически готовой кордовой модели. С концов полученный набор закрывается липовыми или сосновыми рейками сечением 6x10 мм. Передняя кромка после выравнивания «шкурилкой» армируется сосновой рейкой 6x6 мм. Правда, можно рекомендовать уменьшить сечение этой рейки по высоте, чтобы сразу образовался уступ, служащий ориентиром для профилировки передней кромки крыла. Грубая профилировка производится с помощью острого рубанка, а окончательная - «шкурилками».

Остальное (оперение, шасси, управление, отделка кордовой модели самолета) полностью традиционно и в пояснениях не нуждается. Каждый руководитель кружка решает данные вопросы немного по-своему, и вмешиваться в это дело нет никакой необходимости.

(Источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Кордовая учебная модель самолета