Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА ДЛЯ ВОЗДУШНОГО БОЯ

Эта Кордовая модель самолета для воздушного боя на протяжении четырех лет состоит на службе юных бойцов нашего клуба. Простая модель спроектирована по старой, отработанной силовой схеме. Ее небольшие размеры позволяют ограничить количество необходимых материалов, что в сочетании с дешевым, но неплохо работающим двигателем, делает ее доступной любому школьнику. Одного стандартного листа бальзы 5x100x1000 мм хватает на всю модель.

Заметьте, что при плотности бальзы 0,12-0,14 г/см3 такой лист весит 60-70 г. А ведь это - чуть ли не вся модель! Бойцовка универсальна. Прочная, легкая и летучая, она позволяет научить новичка и азам управления, и технике пилотирования в паре, - причем без потерь самолетов. С нею же юный боец повышает мастерство и выходит на соревнования. «Врожденный» недостаток модели (ось винта чуть выше оси симметрии профиля) в подклассе 1,5 см3 не сказывается на пилотажных характеристиках даже при замене МК-17 на «Лидер-1,5». Тенденция к уходу вниз не проявляется даже на высоких скоростях, либо легко компенсируется перестановкой нейтрали руля на 1-2 "вверх.

При этом асимметрия никак не влияет на характер прямых и обратных фигур. Подобная «несоосность», недопустимая в «большом» спортивном классе с его мощностями и скоростями, здесь позволяет упростить изготовление модели и создать практически не разрушаемый подмоторный узел. Для сборки используют эпоксидку. Лишь в одном месте ее заменяет нитроклей. Циакрин не применяется - он дороже и хрупче, а также не обеспечивает нужной прочности (швов мало, и почти все их можно считать силовыми).

Кроме того, циакрин оправдывает себя, только когда между деталями нет зазоров. А эти модели строят школьники... Центральную нервюру высотой 18 мм выпиливают из мелкослойной сосны толщиной 7 мм. Переднюю, часть оклеивают с двух сторон миллиметровой фанерой, после чего прорезают окно под качалку управления и делают выборки под фанерную обшивку силового узла. Мотораму делают из липы, обеспечив поворот оси двигателя вправо на 1,5°. От стандартного листа бальзы толщиной 5 мм модельным ножом аккуратно, по металлической линейке отрезают (вдоль волокон) полосу шириной 60 мм. Отпилив от нее 730 мм, разделяют кусок на две полосы по 30 мм.

Это - заготовки лобика. Обрезок (60x270 мм) откладывают для руля высоты. Оставшуюся от начального листа полосу шириной в 40 мм также делят пополам, получая пару планок по 20 мм. Из них делают не только заднюю кромку, но и законцовки, промежуточные нервюры, переходники «плавника» и косынки. На части наших моделей промежуточные нервюры сделаны из липы 2,5 мм, - замена равноценная. Подготовив сосновые рейки сечением 5x6 и 3x5 мм, приступают к сборке силового лобика, а также задней кромки вместе с «плавником» (предварительно заготовки задней кромки армируют сосновыми рейками 3x5 мм с помощью нитроклея).

Детали размещают на утрированном «чертеже», прикрепленном к ровной поверхности. На готовом лобике отмечают места расположения промежуточных нервюр, и зашивают две центральные секции сквозной «стенкой лонжерона», сделанной из фанеры 1 мм во всю высоту профиля. Подготовив центральную нервюру и законцовки, собирают силовой «контур» крыла. Следующий этап - разметка длин заготовок промежуточных нервюр (заранее откалиброванных по высоте до 15 мм) по готовому каркасу крыла. Носики и хвостики обрабатывают с помощью простейших металлических шаблонов. Вклеив нервюры на место, ставят на место качалку управления с проволочными «ушками» и припаянными к ним тросиками (готовые или свиты из трех корд).

Места пайки тщательно промывают от флюса и, особенно, паяльной кислоты. Тогда через пару недель не окажется, что тонкие стальные нити «перегнили» вблизи мест пайки. В левую законцовку вклеивают пружинки от сальников (использовать металлические трубки недопустимо, так как их применение инициирует образование резких заломов на кордах). К правой законцовке крепят груз весом 15-20 г. Центральную часть задней кромки обматывают тонкой капроновой ниткой на нитроклее. В паз центральной нервюры вклеивают фанерное обрамление окна для тяги руля. Тягу, согнутую из алюминиевой проволоки диаметром 2,5 или 3 мм, подсоединяют к качалке.

И, наконец, после подгонки липовых брусков моторамы аккуратно приклеивают на место фанерную обшивку силового узла. Спрофилировав лобик, крыло обтягивают средней или толстой лавсановой пленкой на БФ-2. Окончательная натяжка обшивки и правка круток производится только через два-три дня. Мы используем доработанный двигатель МК-17 с модифицированным жиклером и отбором давления из картера через клапанный штуцер. Применение наддува бака усложняет эксплуатацию, однако дает нужный навык и облегчает переход на «большую» технику. Для учебных полетов применяют воздушный винт 180x120мм. А затем переходят на винты 160-170x150 мм.

(Автор: И. Стрельников, руководитель кружка клуба «Поиск», источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Компоновка кордовой модели самолета для воздушного боя