Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА ИЗ ПЕНОПЛАСТА И СТЕКЛОПЛАСТИКА

Для тренировок начинающих бойцов и пилотажников предлагается модель с пенопластовым лобиком крыла и стеклотканевой обшивкой. Такая конструкция повышает живучесть самолета, и время, затраченное на изготовление необычного крыла, себя окупает.

Описание кордовой модели самолета

Фюзеляж кордовой модели самолета выпиливают из липовой пластины толщиной 6-8 мм, а накладки - из фанеры толщиной 1 мм. Эпоксидной смолой приклеивают правую накладку, а после сушки клея и оформления выреза моторамы (26 мм для МДС-18) - левую, не имеющую выреза под картер двигателя. В готовом фюзеляже выполняют отверстия под крыло и стабилизатор. Паз под киль пропиливают ножовкой по металлу. Вышкурив фюзеляж, на эпоксидке монтируют буковые накладки моторамы и киль.

Крыло кордовой модели самолета. Работу начинают с вырезания лобика из мелкошарикового упаковочного пенопласта (или ПС плотностью 0,035-0,045 г/см3) по стеклотекстолитовым шаблонам. При этом нужно иметь в виду, что сначала в заготовке выполняют паз облегчения, и только потом производят резку по внешнему профилю. Следующий этап - обрезка лобика по линейкам по месту стыка с пластинчатым лонжероном (обрезки не выбрасывать!). Подготавливают лонжерон из бальзы толщиной 4 мм на весь размах. В левой половине крыла в нем оформляют прорезь, полностью соответствующую окну облегчения лобика.

На заготовку смолою приклеивают короткие липовые стрингеры, и между ними монтируют бобышку крепления оси качалки (все эти детали имеют толщину 6 мм). Потом ставят на место качалку с тросиками, прорезав соответствующее окно в бальзовом лонжероне. Собранный лонжерон монтируют с помощью ПВА на пенопластовом лобике. К задней плоскости лонжерона, не занятой липовыми стрингерами, приклеивают сохраненные обрезки лобика. Эти накладки калибруют до толщины 6 мм по линейке.

Случайно образовавшиеся уступы профиля аккуратно сошлифовывают. Раскроенную стеклоткань (два слоя по 0,03 или 0,05 мм) укладывают на «носитель» из толстой лавсановой или полиэтиленовой пленки, пропитывают смолой КДА, и накрывают тонкой прозрачной пленкой. Через нее излишек связующего удаляют мягким шпателем или прикаточным роликом. Затем верхнюю технологическую пленку удаляют, и стеклоткань вместе с «носителем» переносят со стола на лобик. Разгладив неровности, контролируют процесс приклейки стеклоткани и отсутствие круток лобика. «Носитель» аккуратно удаляют лишь после превращения смолы в уже не текучую массу. Заметьте, - иногда случается, что лавсан прихватывается к смоле, и удалить пленку становится непросто.

Здесь можно лишь порекомендовать провести предварительный эксперимент. Если будет замечено прихватывание смолы, на «носитель» заранее наносят тонкий разделительный слой (мыло, мастика). Удалив с готового лобика свисающие припуски стеклоткани, сзади через пенопласт и обшивку прорезают пазы до бальзового лонжерона - для нервюр. Сами нервюры вклеивают на место эпоксидной смолой совместно с заранее подготовленной и спрофилированной задней кромкой. Сборку крыла заканчивают монтажом накладных законцовок, пружинок для вывода тросиков, и груза весом 20-25 г на конце правой консоли.

Центроплан обшивают фанерой толщиной 1 мм, которая усиливает стык задней кромки. Сошлифовав уступы и неровности профиля, крыло обтягивают лавсановой пленкой толщиной не менее 0,025 мм (лучше 0,04-0,045 мм) на клее БФ-2. Заметьте, что в целом такое крыло окажется не самым легким. Но все же его вес можно признать вполне приемлемым. А вот прочность и ресурс подобного изделия - выше всяких похвал. Иногда именно эти параметры определяют выбор техники для новичков. Сразу заметим, что удовлетворительное сочетание веса и прочности позволяет рекомендовать такие крылья для более крупных и серьезных самолетов.

Оперение кордовой модели самолета. Стабилизатор и руль высоты вырезают из бальзовой пластины средней плотности. Руль в сечении имеет клиновидную форму, а передняя кромка стабилизатора закруглена. Для увеличения жесткости к его задней кромке эпоксидкой приклеивают липовую пластину. Навеска руля - на обычных петлях.

Отделка и комплектация кордовой модели самолета

При вклейке крыла и стабилизатора обязательно контролируют их положение относительно горизонтальной и вертикальной плоскости модели. Сборка ведется на эпоксидной смоле. Вырез под бак в лобике крыла выполняют ножом с узким и острым лезвием. Стенки отсека оклеивают бальзой и стеклотканью. Топливный бак стандартного типа спаивают из луженой жести толщиной 0,2-0,25 мм. Открытые поверхности деревянных деталей покрывают двумя слоями паркетного лака. Временно устанавливают рули и проверяют легкость хода управления. Модель окрашивают синтетическими эмалями.

Закончив отделку, устанавливают двигатель, топливный бак и руль. При необходимости корректируют положение ЦТ с помощью груза на хвосте модели, или утяжеленного кока-гайки. Поскольку такая модель эксплуатируется вне кордодромов, она не имеет посадочных устройств. Отечественный двигатель МДС-18 снабжают самодельной футоркой, заменяющей штатный радиокарбюратор. Оптимальным для тренировочных полетов является воздушный винт фирмы «Термик» 200x125 или 220x125 мм.

(Б.Яшинков, Екатеринбург ;источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Конструкция кордовой модели самолета из пенопласта и стеклопластика.